Воспоминания не персе
Друзья мои, меня попросили
раскрыть перед вами сердце. Я рад такой
возможности. Я хочу, чтобы белые люди поняли мой
народ. Некоторые из вас думают, что индеец
подобен дикому зверю. Они сильно заблуждаются. Я
расскажу вам все о моем народе, и тогда вы сможете
судить, человек ли индеец. По-моему, многих бед и
кровопролитий можно избежать, если мы честно
откроем друг другу наши сердца. Я расскажу вам
по-своему, как смотрит на жизнь индеец. У белых
больше слов, чтобы рассказать вам, каким они
видят индейца, но, чтобы открыть правду, не надо
много говорить. Мои слова будут идти от сердца, и
я буду откровенен. А-кум-кин-и-ма-ме-хут
(Великий Дух) смотрит на меня и слышит мои слова.
Мое имя Ин-мут-ту-уа-лат-лат
(Несущийся Через Горы Гром). Я вождь племени вал-лам-вам-кин (проколотых
носов - не персе). До меня вождем был мой отец.
Мистер Сполдинг, миссионер,
назвал моего отца Джозефом, когда тот был
молодым. Отец умер несколько лет назад. Его руки
не были запятнаны кровью белых
людей. Он оставил по себе добрую память. Он учил
меня делать моему народу добро.
Наши отцы передали нам много законов, которые
они узнали от своих отцов. Это были хорошие
законы. Они учили нас обращаться с другими людьми
так, как они обращаются с нами. Учили нас никогда
не нарушать первыми уговор;
учили, что лгать стыдно, учили нас говорить
только правду; учили, что стыдно отбирать у
человека его жену или имущество, не заплатив. Нас
учили, что Великий Дух все видит и слышит и
никогда не прощает; что он даст поэтому прибежище
душе каждого по его заслугам: если человек был
хорошим, его душа получит хороший дом, если же он
был плохим, то получит дом плохой. Я верю в это, в
это же верят и все мои люди.
Мы не знали, что, кроме индейцев, на свете
существуют другие люди, пока примерно сто зим
тому назад в наших краях не появились люди с
белыми лицами. Они привезли много разных вещей,
чтобы обменивать их на меха и шкуры. У них был
табак, которого мы прежде не знали. Они принесли
кремневые ружья, которые пугали
наших женщин и детей. Разговаривать с этими
белыми наши люди не могли, но пришельцы
объяснялись понятными всем знаками. Это были
французы, и они назвали нас людьми с проколотыми
носами, потому что в носу мы носили для красоты
кольца. Теперь мало кто у нас носит эти кольца, но
зовут нас, как прежде. Эти французские трапперы
говорили нашим отцам очень много такого, что
запало нам в сердце. Что-то было для нас хорошо,
что-то плохо. Мнения наших людей об этих
французах разделились. Некоторые считали, что
нас больше научили плохому, чем хорошему. Индеец
уважает смелых и презирает трусов. Он любит речи
прямые и ненавидит речи коварные. Французские
трапперы говорили нам иногда правду, а иногда
лгали.
Первыми белыми людьми, которые пришли к нам в
страну, были Льюис и Кларк. Они принесли много
такого, чего мы никогда не видали. Они говорили
откровенно, и наши люди устроили в их честь
большой праздник, доказав этим свое дружеское
расположение. Пришельцы были очень добры. Они
преподнесли подарки нашим вождям, а наши люди
одарили их. У нас было очень много лошадей, и
белые взяли сколько захотели, а они за это дали
нам ружья и табак. Все индейцы племени не персе стали
друзьями Льюиса и Кларка, разрешили им проезжать
через свои земли и обязались никогда не воевать с
белыми людьми. Это обещание не персе ни разу не нарушили. Ни
один белый не может обвинить их в вероломстве. Не персе всегда
гордились дружбой с белыми людьми. Когда мой отец
был еще юношей, в наши края пришел белый человек
(преподобный мистер Сполдинг),
который рассказывал о боге. Он говорил нашим
людям добрые слова, и они его полюбили. Вначале он
молчал о желании белых людей поселиться на наших
землях. Об этом ничего не было известно, пока зим
двадцать тому назад к нам не пришли белые люди.
Они построили себе дома и фермы. Наши люди
сначала не возражали против этого. Они считали,
что всем хватит места, чтобы жить в мире. Они
научились у белых людей многому, что казалось
хорошим. Но вскоре обнаружилось, что белые люди
очень быстро богатеют и хотят завладеть всем, что
имеют индейцы. Мой отец первым разгадал замыслы
белых и предостерегал своих сородичей, чтобы они
торговали с белыми осторожно. Люди,
жадные до денег, казались ему подозрительными. Я
тогда был мальчиком, но прекрасно помню
предостережения отца. Он был дальновиднее
других.
Потом появился белый офицер (губернатор
Стивенс), который пригласил всех индейцев
племени на совет для составления договора. Совет
открылся, и он откровенно сказал, чего хочет.
Стивенс сообщил, что в эти места приехало уже
очень много белых людей и приедет еще больше;
надо разграничить землю так, чтобы индейцы и
белые могли разделиться. Чтобы все жили в мире,
сказал он, индейцы должны иметь свою территорию и
на ней оставаться. Мой отец, который представлял
свое племя, наотрез отказался участвовать в этом
совете, потому что он хотел остаться человеком
свободным. Он заявил, что никто из людей не
владеет какой-либо частью земли и поэтому не
может продать то, чем не владеет.
Мистер Сполдинг взял отца за
руку и сказал: "Иди и подпиши договор!" Отец оттолкнул его
со словами: "Зачем ты просишь
меня подписать договор и отказаться от моей
земли? Твое дело - говорить с нами о боге, а не уговаривать нас
распроститься с нашей землей". Губернатор Стивенс понуждал
отца подписать договор, но безуспешно. "Я не подпишу вашу
бумагу, - сказал отец, - вы ходите, где хотите, также и я; вы не
ребенок, я тоже; я думаю своей головой. Никто не
может думать за меня. У меня нет другого дома,
кроме этого. И я его никому не отдам. Иначе мои
люди останутся без родного очага. Убери свою
бумагу. Моя рука ее не коснется".
Отец ушел с совета. Несколько вождей других
групп, принадлежавших к не персе, подписали договор, и
губернатор Стивенс подарил им одеяла. Мой отец
предупреждал людей, чтобы они не брали подарки.
"Потому что, - говорил он, - через некоторое
время белые заявят, что вы получили за свою землю
плату". С тех пор четыре группы племени
не персе каждый год получали от
Соединенных Штатов ренту. Отца моего много раз
приглашали на советы и делали все, чтобы
заставить его подписать договор, но он был тверд
как скала и не хотел передавать белым права на
свой дом. Из-за его отказа в племени начались
разногласия.
Через восемь лет (в 1863 году) состоялся следующий
совет. Вождь, которого за умение говорить
называли Юристом, главенствовал на этом совете и
продал почти все земли не персе. Отца на совете не было. Он
говорил мне: "Когда идешь на совет для переговоров с
белыми, всегда помни о своей земле. Не отдавай ее.
Белые люди обманом лишат тебя родного дома. Я не
взял от правительства Соединенных Штатов
никакой платы. Я никогда не продавал своей земли". Во время
заключения этого договора Юрист выступил от
имени и нашего племени, не имея на то полномочий.
Он не имел права продавать нашу Уаллоуа
- долину извилистых вод. Она всегда принадлежала людям
моего отца, и другие индейцы никогда не
оспаривали нашего на нее права. Никто из индейцев
не претендовал на Уаллоуа.
Чтобы все знали, какая земля наша, отец
установил вокруг нее шесты и сказал: "Внутри
- дом моих людей. Белые могут занимать землю за шестами. В
пределах этой границы родились все наши люди. Она
окружает могилы наших предков, и мы никогда их
никому не отдадим".
Правительство Соединенных Штатов заявило, что
оно купило у Юриста и других вождей все земли
племени не персе, лежащие за пределами резервации Лапуай,
но мы продолжали мирно жить на этой территории,
пока восемь лет назад белые люди не стали
переходить границу, обозначенную моим отцом. Мы
предупреждали их, что это очень плохо, но они не
хотели уходить с нашей земли, и началась вражда.
Белые изображали дело так, будто мы вступили на
тропу войны. Они наговаривали на нас своим
властям.
Правительство Соединенных Штатов снова
потребовало собрать совет для
заключения договора. Мой отец был уже слаб и слеп.
Он больше не мог представлять свой народ. Вот
тогда я стал вождем вместо отца. На этом совете я
впервые обратился с речью к белым. Я сказал
агенту, проводившему совет: "Я не хотел приходить на этот
совет, но пришел в надежде, что мы избежим
кровопролития. У белых нет никакого права
приходить и занимать нашу землю. Мы никогда не
брали от правительства подарков. Ни Юрист, ни
какой-либо другой вождь не имеют полномочий
продавать эту землю, которая всегда принадлежала
моему народу. Она досталась нам от наших отцов, и
мы будем защищать ее, пока хоть капля крови будет
согревать сердца наших людей". Агент сказал, что в Вашингтоне
он получил от Великого Белого Вождя приказ: наше
племя должно уйти в резервацию Лапуай, и, если мы
подчинимся, он нам во многом поможет. "Вы должны отправиться в
резервацию", - сказал агент. Я ему ответил:
"Я этого не сделаю. Мне ваша
помощь не нужна, у нас всего достаточно, и мы
будем счастливы и довольны, если белые оставят
нас в покое. Резервация слишком мала для такого
множества людей со всем, что им принадлежит.
Оставьте подарки себе; мы можем пойти в ваши
города и заплатить за то, что нам надо; у нас
хватает для продажи лошадей и скота, и нам от вас
никакой помощи не нужно; сейчас мы свободны; мы
можем идти, куда захотим. Здесь родились наши
отцы. Здесь они жили, умерли, похоронены. Мы их
никогда не бросим". Агент уехал, и мы долго жили
спокойно.
Вскоре после этого отец прислал за мной. Я
увидел, что он умирает. Я взял его руку в свою. Он
сказал: "Сын мой, тело мое возвращается к матери-земле, а дух
мой очень скоро увидится с Великим Духом. Когда я
умру, думай о своей земле. Ты вождь этих людей. Они
ждут, что ты поведешь их за собой. Всегда помни,
что твой отец никогда не продавал эту землю. Если
тебя будут просить подписать договор о продаже
родных мест, оставайся к этому глух. Через
несколько лет белые люди окружат тебя со всех
сторон. Они облюбовали для себя это место. Мой
сын, никогда не забывай моих предсмертных слов.
Эта земля примет тело твоего отца. Никогда не
продавай кости отца и матери". Я сжал руку отца и сказал ему,
что буду защищать его могилу,
пока не погибну. Отец улыбнулся и ушел в страну
духов.
Я похоронил его в этой прекрасной долине
извилистых вод. Я люблю эту землю больше всего на
свете. Человек, который не почитает могилу своего
отца, хуже дикого зверя.
Некоторое время мы жили спокойно. Но долго
продолжаться так не могло. В горах, окружавших
долину извилистых вод, белые нашли золото. Они
украли у нас много лошадей, и мы не могли их
вернуть, потому что были индейцами. Выручая друг
друга, белые лгали. Они угнали у нас очень много
скота. Некоторые белые клеймили наш молодняк,
чтобы заявить потом, что это их скот. Мне
казалось, что кое-кто из белых делал это в Уаллоуа
нарочно, чтобы развязать
войну. У нас не было друга, который мог бы по нашей
просьбе вести наши дела в судах. Белые знали, что
мы были недостаточно сильны для борьбы с ними. Я
делал все возможное, стараясь избежать
кровопролития. Мы уступили белым часть нашей
земли, надеясь, что они оставят нас в покое. Мы
ошиблись. Белым все было мало. Когда
правительство, выступая против других индейцев,
обращалось к нам за помощью, мы никогда ему в ней
не отказывали. Когда белые бывали в меньшинстве и
перевес сил был на нашей стороне, мы могли бы их
всех перебить, но не персе хотели жить в мире.
По-моему, о старом договоре нам никогда не
говорили правды. Если когда-то земля эта была
нашей, то она наша и сейчас - ведь мы ее никогда не
продавали. Во время совета посредники, ссылаясь
на договор, заявляли, что наша земля была продана
правительству. Предположим, приходит ко мне
белый и говорит: "Джозеф, мне нравятся твои лошади, и я хочу их
купить".
Потом он идет к моему соседу и говорит ему: "У Джозефа хорошие
лошади, я хочу их купить, но он не хочет их
продавать".
Мой сосед отвечает белому: "Заплати мне, и я продам тебе
лошадей Джозефа". Белый снова приходит ко мне и
говорит: "Джозеф, я твоих лошадей купил, и ты
должен их мне отдать". Если мы продали
свои земли правительству, то они были куплены
таким вот способом.
Ссылаясь на договор, заключенный другими
племенными группами не персе, белые предъявляли права
на мои земли. Нам приходилось очень туго, когда
белые скапливались у границы наших владений.
Среди них были хорошие люди, и мы с ними мирно
уживались, но не все были хорошими.
Почти каждый год из Лапуая
являлся агент и приказывал нам перебираться в
резервацию. А мы отвечали ему, что нам хорошо и в
Уаллоуа. Мы предусмотрительно отказывались
брать у него подарки и ренту, которую он
предлагал.
С тех пор как белые пришли в Уаллоуа, они все
время нас запугивали и насмехались над нами... Они
не давали нам покоя. У нас было среди белых
несколько хороших друзей, и всякий раз они
советовали моим людям в ответ на выходки белых не
браться за оружие. Наши молодые воины были очень
вспыльчивы, и мне стоило большого труда
удерживать их от опрометчивых поступков. С юных
лет я нес тяжкое бремя ответственности.
Я понял, что мы не сможем устоять перед белыми. Мы
были подобны оленям. Они же - словно медведи гризли. У нас
земли было мало, а у них много. Мы хотели, чтобы
все оставалось так, как создал Великий Дух.
А они - нет, и они бы переделали реки и горы,
если бы те им мешали.
Год за годом нас запугивали, но войны против
моего народа не начинали, пока два года назад к
нам не пришел генерал Ховард и не
сказал, что он - главный военачальник белых над всей этой
землей. Он объявил: "Со мной много солдат. Я приведу
их сюда, и тогда мы поговорим снова. Я не позволю
никому из индейцев смеяться надо мной, когда я
приду вновь. Эта земля принадлежит
правительству, и я полон решимости заставить вас
уйти в резервацию".
Я возражал против его намерения привести на
земли не персе еще больше солдат. В одном здании в форте Лапуай
их всегда было полно.
Весной следующего года агент из форта Уматилла прислал мне
гонца-индейца сказать, чтоб я встречал генерала
Ховарда в Уаллоуа. Сам пойти туда я не мог, но послал брата и пять
других вождей встретить генерала, и они долго
разговаривали.
Генерал Ховард сказал: "Вы говорили откровенно, и это
хорошо. Вы можете остаться в Уаллоуа". Генерал настоял, чтобы мой
брат и сопровождавшие его индейцы отправились с
ним в форт Лапуай. Когда они туда прибыли, генерал
Ховард разослал гонцов и созвал всех индейцев на
большой совет. Я участвовал в нем. Я сказал
генералу Ховарду: "Мы готовы слушать". Он ответил, что сейчас
говорить не будет, а проведет совет на следующий
день и тогда все честно скажет. Я сказал генералу Ховарду:
"Я готов вести переговоры
сегодня. Я участвовал во многих советах, но
мудрее не стал. Все мы рождены женщиной, хотя во
многом и непохожи. Нас нельзя переделать. Вы
такие, какими вас создали, и таким останетесь. Мы
такие, какими нас создал Великий Дух, и вы нас
переделать не можете. Тогда зачем детям одной
матери и одного отца враждовать, почему один
должен обманывать другого? Я не верю, что вождь
Великий Дух дал одним людям право говорить
другим людям, что они должны делать".
Генерал Ховард ответил: "Ты не признаешь моей власти, не
так ли? Хочешь диктовать мне условия, не так ли?"
Тогда один из наших вождей - Ту-хул-хул-соте - поднялся с места
и сказал генералу Ховарду: "Вождь Великий Дух создал мир
таким, какой он есть и каким он хотел его видеть, и
часть его он отдал нам, чтобы мы тут жили. Не
понимаю, кто дал тебе право говорить, что мы не
должны жить там, где он нас поместил".
Генерал Ховард разозлился и сказал: "Замолчи! Я не хочу больше
слушать эту болтовню. Закон велит вам
отправляться в резервацию и жить там, и я требую,
чтобы вы это выполнили, но вы упорно не желаете
повиноваться закону (он имел в виду договор). Если
вы не уйдете, я займусь этим сам, и вы мне
заплатите за свою строптивость".
Ту-хул-хул-соте на это ответил: "Кто ты такой, что
требуешь, чтобы мы говорили, а потом запрещаешь
мне говорить? Разве ты Великий Дух? Разве ты
создал мир? Разве ты создал солнце? Разве по твоей
воле текут реки, чтобы нас поить? Разве по твоей
воле растет трава? Разве все это создано тобой,
что ты говоришь с нами, как с мальчишками? Если
все создано тобой, тогда ты вправе говорить, как
говоришь".
Генерал Ховард ответил: "Ты упрямый
человек, и я посажу тебя под арест",- и приказал солдатам арестовать
вождя.
Ту-хул-хул-соте не сопротивлялся. Он спросил генерала Ховарда:
"Это твой приказ? Для меня он не имеет значения. Я открыл
тебе свое сердце. И назад своих слов не возьму. Я
говорил в защиту своей земли. Ты можешь меня
арестовать, но не можешь меня переделать или
заставить отказаться от того, что я сказал".
Подошли солдаты, схватили моего друга и отвели
в караульное помещение. Мои люди стали
перешептываться, решая, должны ли они это
допускать. Я советовал им покориться. Я знал, что
стоит нам оказать сопротивление, и все
присутствующие белые, включая генерала Ховарда,
будут убиты и мы окажемся виноваты. Стоило мне
промолчать, и генералу Ховарду
никогда бы уже не пришлось отдать другой
несправедливый приказ против моих людей. Я видел
опасность и, пока Ту-хул-хул-соте
тащили в караулку, встал и сказал: "Теперь я буду говорить.
И не важно, арестуешь ты меня или нет".
Я повернулся к своим людям и сказал: "Ту-хул-хул-соте
арестовали несправедливо, но мы не станем
обижаться на это оскорбление. Нас пригласили на этот совет, чтобы
мы раскрыли наши сердца, и мы это сделали". Ту-хул-хул-соте
продержали в тюрьме пять дней и только потом
выпустили.
На этом совет прервался. Утром генерал Ховард
пришел к моей палатке и пригласил меня, Белую
Птицу и Зеркало отправиться с ним и присмотреть
для моих людей землю. Мы поехали, иногда мы
проезжали мимо хороших земель, уже занятых
индейцами и белыми. Генерал Ховард сказал, указав
на эти земли: "Если вы поедете в резервацию, я уберу отсюда
этих людей и отдам эти земли вам".
Я ответил: "Нет. Было бы несправедливо обижать этих
людей. Я не имею права занять их дома. Я никогда не
брал того, что мне не принадлежало. И теперь не
возьму".
Целый день ехали мы по резервации и не нашли
незанятых хороших земель. Надежный человек
сказал мне, что в ту же ночь генерал Ховард
отправил письмо, приказав солдатам идти из
Уолла Уолла в долину Уаллоуа и, когда мы вернемся
домой, выгнать нас оттуда.
На следующий день во время совета генерал
Ховард грубо сказал мне, что он дает моим людям
тридцать дней для того, чтобы они вернулись
домой, собрали свое имущество и переехали в
резервацию. "Если вы туда за это время не прибудете,
- добавил он, - я сочту, что вы хотите сражаться,
и пошлю своих солдат вас выгнать".
Я сказал: "Войны можно и нужно избежать. Я не хочу войны.
Мои люди всегда были друзьями белых людей. Почему ты так
спешишь? Тридцать дней мне мало, чтобы собраться
в путь. Наши стада находятся не в одном месте, и
вода в Снейк Ривер высока. Давайте
подождем до осени, когда вода спадет. Нам нужно
время, чтобы поохотиться и сделать запасы на зиму".
Генерал Ховард ответил: "Если вы
задержитесь хоть на один день, придут солдаты и
погонят вас в резервацию, а весь ваш скот и
лошади, которые к тому времени останутся за
пределами резервации, попадут в руки белых людей".
Я знал, что никогда моей земли не продавал и что
в Лапуае у меня земли не было, но
я не хотел кровопролития. Не хотел, чтобы моих
людей убивали. Белые уже убили кое-кого из наших,
но убийц за это никто не наказал. Я сказал об этом
генералу Ховарду и повторил, что
войны не хочу. Я хотел, чтобы жившие в Лапуае
собрали свой урожай.
В душе я решил отдать свою землю - лишь бы не было войны.
Я отдам могилы моих отцов. Я отдам все, лишь бы на руках
белых людей не было крови моего народа.
Генерал Ховард отказался дать мне больше
тридцати дней на переселение моих людей вместе с
имуществом. Я уверен, что он сразу же начал
готовиться к войне.
Вернувшись в Уаллоуа, я увидел,
что мои люди очень встревожены - ведь солдаты уже пришли в
долину Уаллоуа. Мы держали совет и решили во
избежание кровопролития немедленно отправиться
в путь.
Ту-хул-хул-соте, очень озлобленный арестом,
призывал к войне и склонил многих молодых людей
выступить с оружием в руках, чтобы их не выгнали
из родных мест, как собак. Он заявил, что только
кровь смоет нанесенное ему генералом Ховардом оскорбление. Много
понадобилось твердости, чтобы противостоять
таким речам, но я заставил своих людей сохранять
спокойствие и не начинать войны.
Мы собрали все запасы, какие смогли найти, и
двинулись. В Уаллоуа мы оставили много лошадей и
скота и несколько сот голов потеряли при
переправе через реку. Всем моим людям удалось
через нее благополучно перебраться. В Скалистом
Каньоне на большой совет собралось много людей
племени не персе.
Я пришел со всеми своими людьми. Совет
продолжался десять дней. Много было воинственных
речей, многие горячились. Пять лет назад белые
убили отца одного молодого воина. Кровь этого
человека запятнала белых, и воин покинул совет,
призывая к мести.
Я снова советовал сохранить мир и думал, что
опасность уже миновала. Мы не выполнили приказа
генерала Ховарда, потому что не
могли, но мы хотели это сделать как можно скорей.
Я собирался покинуть совет, чтобы добыть мяса для
своей семьи, когда пришла весть, что молодой воин,
отца которого убили белые, ушел и с ним еще
несколько вспыльчивых молодых воинов и что они
убили четырех белых. Отомстивший за смерть отца
молодой воин прискакал на совет и крикнул: "Что вы тут сидите,
как женщины? Война уже началась". Я очень огорчился. Я понял, что
войны не миновать, когда узнал, что мои молодые
воины втайне от меня закупают боевое снаряжение.
Затем я узнал, что арестованному генералом
Ховардом Ту-хул-хул-соте удалось объединить сторонников войны.
|