Этнография и антропология
     
Предыдущая статья К оглавлению Следующая статья
 

Виакин - священные силы не персе

 

[От редактора.
Этот материал взят из книги "Желтый Волк: его собственная история", которая представляет собой правдивое и достоверное изложение версии не персе о войне 1877 года и связанных с ней событий из жизни Желтого Волка и его племени. Книга явилась результатом многолетней дружбы (1908-1934гг.) автора с ветераном-патриотом войны не персе Желтым Волком и многочисленных бесед с ним и его товарищами по оружию, а также путешествий вместе с ними по местам сражений. Название главы изменено в связи с журнальным вариантом публикации, однако сам материал печатается без изменений и сокращений. Полностью книга выйдет в свет в 1998 году в серии "Индейцы Северной Америки" (Москва, издательство "Иктоми").]

Данные всемирной антропологии подтверждают, что разум человека развивается одинаково во всем мире. Идея о личном божестве имеет сравнительно более позднее происхождение, особенно в тех первобытных культурах, где начальной и доминирующей формой верований была вера в многобожие.

Величественная и внушающая страх окружающая среда сделала американского индейца особо склонным к обожествлению всех тех многообразных сил, или явлений, которыми так благоухает Дикая Природа. Он верил в одухотворенность как животного царства, так и минералов и растений, о чем обильно свидетельствует его легендарное познание.

Эта всепроникающая одухотворенность запрещала бессмысленные разрушения, которые несли игры и бесчестная жизнь. От индейца требовалось делать лишь то, что было необходимо для поддержания его существования. Уважалось даже то, что не использовалось, например - несъедобные остатки пищи. Охотник никогда не выбрасывал потроха животного ( за редким исключением), чтобы остальные представители этого семейства "не увидели и не почувствовали ничего плохого"; он не мог положить в свой костер даже зеленого елового сука. Такое восприятие побуждало его, например, помещать кусочки оленьего рога в куст шиповника, где на них никто не мог наступить. Это была вера в бессмертие всей жизни.

Таким образом, окруженный населяющими землю духами, индеец верил, что он может призвать их себе в помощь, в качестве проводников или покровителей. Такое отношение известно как Виакин.

Виакин - обобщающий термин; это может быть отдельная сила или несколько сил, действующих совместно. Было бы неправильно считать эту сверхъестественную среду богом или божественным откровением, как ошибочно поступают некоторые исследователи. Много Ран, который обладал наиболее полными знаниями об этом индейском веровании и, кроме того, однажды изучавший уроки Методистской Библии, отмечал по этому поводу: "Это такое состояние, когда ты веришь и можешь просить нечто святое помочь тебе в том, в чем ты сомневаешься. Твой путь приводит тебя в горы. Ты просишь Виакин помочь тебе". Таким образом, Виакин можно отнести к разряду медитации.

Желтый Волк, обычно сдержанно отзывавшийся о своих собственных источниках таинственной помощи, так объяснил главный смысл приобретения этих сил: "Я говорю тебе! Каждый индеец владел такой Силой, данной ему от предков. Различные духи происходят от некогда живших животных, грома, ветра, солнца, земли, скал и всего остального. Эта Сила переходит от одного человека к другому; я унаследовал ее, пронеся через все военные события, через все опасности и испытания этой войны. Она перешла ко мне от моего отца, который унаследовал ее от своего отца, а дед - от своего. Сила Волка, данная мне, сделала меня великим охотником и надежным разведчиком".

Касаясь секретности, которой окружены эти таинственные ритуалы, Желтый Волк заметил: "Никто никогда не скажет прямо - и я тоже не расскажу - как эта сила была получена. Ты можешь услышать и узнать о ней от своих товарищей по оружию лишь только когда приближается враг, с которым ты собираешься сразиться за свою жизнь. Только тогда рассказывают об этих вещах, когда Сила дается воину, чтобы он воспользовался ею. Таким путем защита Духа проникает в голову воину, чтобы он мог защитить себя от пуль, стрел, копий, палиц или ножей чтобы он мог сохранить свою жизнь в битве. Поэтому, никто никогда не должен был говорить об этом, кроме как на войне. Я тоже не расскажу, как я получил эту Силу. Я не хочу разглашать это. Я не могу, я не должен рассказывать об этом".

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что отношение к этим стихийным силам было основным направлением для соблюдения в раннем детстве определенных практик, постигавшихся или через строгое родительское воспитание, или, чаще всего, с помощью опеки прославленного воина, охотника или шамана, чье слово с этого времени было законом. Для девочки наставником могла быть избрана старая женщина с репутацией Силы.

В определенном возрасте, в основном от девяти до пятнадцати лет, мальчика на некоторое время отправляли поститься. В течение одного дня или даже целой недели он проводил время в уединенном месте на горе или в пустыне, находясь там без оружия и еды и безмолвно созерцая. Мальчик запоминал наиболее грозные и устрашающие предметы и охотно одухотворял их. Даже если пост продолжался длительный период, его нельзя было прерывать, а ночью запрещалось разводить огонь. Вода в строго ограниченном количестве была разрешена лишь в случае невыносимой жажды. И ночью, и днем мысли необходимо было постоянно сосредотачивать на объекте поиска.

В это время разум постящегося мог впасть в коматозное состояние. Именно тогда Виакин проявляли себя в виде простого голоса или же распознаваемого видения. Если эта Сила исходила из воздуха, она наделялась способностью делать тело неуязвимым для пуль и стрел. Если Виакин приходила в виде грома или молнии, ей приписывались огромные способности в битве.

В числе призраков, которых могли увидеть, были олень, наделявший просящего быстротой ног; медведь-гризли или самец-бизон - силой в битве; койот - хитростью в приближении к врагу; волк - мастерством в охоте и на войне; прерийная куропатка - умением скрываться от опасности.

Орел, ястреб, ворон и многие другие воздушные обитатели также относились к категории Виакин. Редкостной Силой обладали скальные крапивники [птица - прим. ред.] - беспощадные охотники на змей, которые наделяли способностью без опаски держать руками ядовитых змей.

В последней беседе Желтый Волк дал мне следующие разъяснения: "Виакин - это твоя вера в некоторую Силу, которая помогает тебе во время опасности или в битве. Человек может владеть любой из трех сил. Первая, когда в бою ты видишь воина прямо перед собой. Ты стреляешь в него с расстояния в несколько шагов. Стреляешь несколько раз. Ни один из твоих выстрелов не достигает цели. Его невозможно сразить. Вторая, когда ты стреляешь в воина и дважды или трижды ранишь его. Но пули не причиняют ему вреда. Он не замечает их, не чувствует боли. Третья, когда ты стреляешь в воина, но пули не пронзают его тело. Они даже не попадают в него.

Я тоже следую этим путем. Я знаю свою веру. Допустим, тебе завтра предстоит сражаться. Твоя Виакин запрещает тебе делать некоторые вещи. У тебя есть жена. Ты просишь ее соблюдать эти правила. Если она не сделает этого, то когда придет время битвы, вражеские пули могут поразить твое тело. Если она не послушается, пули наверняка попадут в тебя.

Или же, например, если твоя Сила находится в перьях, которые ты подвесил на определенной высоте, а твоя жена уронила их, или они сами упали, тогда Сила полностью разрушается. Твоя молитва будет убита. Но если все соблюдается и ты сам делаешь все правильно, твоя Виакин обязательно поможет тебе в случае опасности.

Ты знаешь, что во время обучения наших молодых людей посылают в дикие места с голыми руками. Я тоже прошел через это! Я находился вдали от дома в течение трех, или даже пяти солнц и ночей. Мой отец умер, когда я был юношей, но люди благожелательно относились ко мне. Дух твоего отца, который находится где-нибудь поблизости, может узнать тебя и придти к тебе.

Мой отец имел Силу, но тело его было уязвимым. Пули попадали в него, но он не умирал. Шрамы, много шрамов на разных участках его тела. Все они говорили о его храбрости на войне.

Твоя Сила может жить в деревьях, в траве. Это невозможно объяснить. Нельзя объяснять, чем ты владеешь - это противоречило бы твоей Виакин. Все это далеко от понимания белых. Думаю, что если мне сейчас пойти воевать, я буду убит газом. Моя Сила беспомощна против него, она защищает только от пуль и стрел.

Но у меня нет больше возможности сражаться. Нет больше войн. Я состарился. Когда я захочу умереть, я расскажу моим детям и внукам, каким я был в молодости. Но они сейчас получают другое образование, у них теперь другие верования. Они изучают мышление белых людей."

На войне Виакин заключалась, в основном, в материальных предметах, таких как амулеты или перья. Больше всего способствовал безопасности военный свисток, который всегда применялся в бою. Особые требования предъявлялись к условиям такой защиты. Даже незначительное нарушение строгих правил слагало обязанности с духа-покровителя и приводило к ужасным последствиям.

В заключение следует еще один эпизод о Виакин, который рассказал мне Много Ран: "Это произошло в далеких глухих горах у реки Литтл Сэлмон, в Айдахо. Будучи мальчиком, я находился там с моими дедушкой и бабушкой. В поисках наших лошадей я поднялся на гору, осматриваясь по сторонам. Напротив горы, на небольшом расстоянии от себя, я увидел маленький холм. Там сидел человек, спиной прислонившись к поваленному дереву. Было четко видно, что он одет в одеяло. Длинные волосы ниспадали на его плечи. Эти волосы, желтые или золотистые, были прекрасны. Он смотрел на меня, но не произносил ни слова. Он сидел там, а его голову окружал свет, похожий на радугу. Я видел, как солнце всходило сбоку от него. Я видел, как лучи скользнули по горному склону и прошли сквозь человека, но не сразили его. Вскоре видение бесследно исчезло.

Я думаю, что в этом видении солнечные лучи, не причинившие вреда закутанному в одеяло человеку, означали, что стрелы и пули в битвах не будут для меня опасны. Я с готовностью принимал участие в войне, желая испытать опасности. Человек из видения был великим воином из рода Виакин."

Лукулл Вирджил МакУортер

Перевод Ясененко О.

L. V. McWhorter, Yellow Wolf: His Own Story.
Caxton Printers, Caldwell, Idaho, 1940, pp. 197-201.

     
Предыдущая статья К оглавлению Следующая статья