Индеанисты
     
Предыдущая статья К оглавлению Следующая статья
 

Еще раз о единстве в движении

Наблюдая за тем, что происходит в движении российских индеанистов, читая разные мнения, опубликованные в альманахе “Первые Американцы”, решил и я поделиться своими мыслями. Наша литовская группа, несмотря на границу и прочие неудобства, тоже периодически принимала участие в Пау-Вау под Питером. Несмотря на то, что в Литве мы проводим свои Пау-Вау (летний и зимний), и в целом проявляем немалую активность, мы все-таки надеемся, что будет смысл и в дальнейшем посещать общий лагерь.

Первые наши контакты с российскими индеанистами начались с Пау-Вау 1990 года. В душе у многих из нас еще остались впечатления от этого праздника, чего нельзя сказать о Пау-Вау 1995, 1997 и 1999 гг., хотя видеть друзей всегда было приятно.

Написать в альманах меня вдохновил визит в США, где я в данное время нахожусь. В течение года мне довелось путешествовать по многим национальным паркам и резервациям этой страны, посетить различные пау-вау. Мне также повезло принимать участие в деятельности одной из индейских организаций города Чикаго, которая проявляет активность в религиозной, социальной и культурной сферах жизни. Их опыт в организации пау-вау – великолепный пример того, что индейцы не только могут устраивать акции протеста, но и организовывать свою культурную жизнь. К сожалению, этого нельзя сказать об индеанистах.

О кризисе на Пау-Вау под Питером я понял из личных разговоров с активными участниками Пау-Вау и алтайской общины. Некоторые выводы я сделал и после многих интервью с индеанистами, среди которых я собирал материал в ходе своей антропологической практики. И, конечно же, достаточно пару дней провести в лагере Пау-Вау, чтобы ощутить суть происходящего.

Основными проблемами, ограничивающими нормальное функционирование Пау-Вау, являются нехватка элементарной культуры, отсутствие терпимости и организационный беспорядок. Недостаток терпимости друг к другу ограничивает наше общение. Необходимо признать, наконец, что все мы очень разные: по национальности, возрасту, опыту и взглядам на индейцев. Все это красиво, из разновидностей бытия и состоит Священный Круг. Но оказывается, что это и есть главная преграда на пути к нормальному функционированию Пау-Вау. Нет никакого уважения к разным взглядам или мнениям, а потому нет и общения, непринужденного диалога, который сделал бы Пау-Вау праздником. Не удивительно, что индеанисты – это отражение окружающего общества.

Я представляю себе Пау-Вау, как праздник всех людей, имеющих отношение к индейцам. В рамках лагеря могут сосуществовать разные мнения и взгляды, это сделает общение только богаче. И не стоит мерить, кто более индеец, а кто менее. Ну а чтобы лагерь не перешел в беспорядок, для этого нужна социальная структура, без которой не может обойтись ни одна группа численностью более дюжины человек, ведущая совместную деятельность. Надо признать, что до последнего времени не было людей, которые смогли бы обеспечить элементарные потребности в организации лагеря Пау-Вау: удобное место, транспорт, доставку вещей, да и в целом быт в лагере. Такие люди не обязательно должны быть заметными, но они помогали бы лагерю плыть в нужном направлении.

Необходимы элементарные правила, подготовленные организаторами, которые разъясняли бы приезжающим, что желательно делать, а что нет. Правила Пау-Вау должны логически отвечать на все вопросы, связанные с жизнью в лагере. Только не надо крайностей. Духовные мероприятия не должны быть обязательными для всех людей. Объединение должно быть не на духовной общности, а на принципах свободы волеизъявления каждого. Ведь опять же, мировоззрение индеанистов настолько колоритно, что содержит в себе много различий – от традиционных религий (как православие) до всевозможных оттенков нью-эйджа; и это красиво.

Духовностью нельзя спекулировать. “Красная Дорога”, “Красное Братство” – эти выражения становятся пустыми фразами, когда люди трижды употребив их в тексте, так ничего конкретного и не говорят. Никто из написавших в альманах так и не предложил, как мы все-таки будем решать этот вызов. И не стоит зациклиться на воспоминаниях о том, какими мы были, лучше подумать о том, какими мы будем и как этого достичь. О каких святых вещах можно говорить, если мы не в состоянии решить проблему элементарного общения.

Вывод здесь может быть только один: духовная общность может существовать только в рамках социальной структуры – порядка и терпимости. Ведь социальная структура создается, а духовность либо рождается, либо нет. В идеале, чтобы и сами организаторы не имели претензий на духовное лидерство, а духовные лидеры выполняли бы роль советников. И тогда даже индейские шаманы смогут приезжать, если будет кому и куда позвать. Лагерь должен быть единым, иначе за первым разделением последует дальнейшее дробление.

Особый оптимизм вдохновляет выход в свет альманаха “Первые Американцы”. Рождение и развитие альманаха показывает, что в движении еще достаточно сил, чтобы возродиться и, возможно, проявиться в других формах деятельности. Очень важно продолжать полемику между участниками движения; в таких дискуссиях могут формироваться идеи и направленность не только Пау-Вау, но и движения в целом. Это помогает лучше узнать друг друга. Материалы по антропологии и этнографии необходимо стараться публиковать с комментариями и предисловием, анализирующим тот или иной текст.

Приятно было получить и приглашение на Пау-Вау 2000 г. Это показывает, что лед тронулся. Думаю, что в будущем неизбежно придется решать и вопросы общего бюджета, который придал бы больше свободы для организационной деятельности. Напоследок хочу сказать: не надо изобретать велосипед, на нем надо больше ехать!

Донатас Брандишаускас

     
Предыдущая статья К оглавлению Следующая статья
     

ГЛАВНАЯ ПОРТАЛА

ГЛАВ. АЛЬМАНАХА