Введение
Те, кто немного знаком с мифологией и
фольклором американских индейцев, вероятно уже
знают, что Койот - это не обязательно животное,
это даже не создание, имеющее четкую физическую
форму и размеры. Среди многих племен восточного
побережья Америки он был известен как Великий
Заяц (или Кролик), а на тихоокеанском побережье -
как Ворон. Меномини называли его Манабозо,
индейцы племени кроу - Есахкавата, чероки -
Тсисту, индейцы кайова - Сендэ. Он звался и
Плутом, и Насмешником, и Перворожденным, и
Стариком, и Создателем, и Оборотнем, и Обманщиком
- все эти имена указывают на его способности,
черты его характера и его поступки. Ни один
другой персонаж индейского фольклора не
является таким древним, таким известным и
общераспространенным, как Старина Койот. Он
объединяет в себе одновременно Добро и Зло. В
истории человечества было время, когда не
существовало четкого разделения между добром и
злом, тогда и появился Койот. В своем
первоявлении он был точной копией абсолютно не
отягощенного моралью человеческого сознания,
психики, которой еще было трудно покинуть
уровень животного. Он - бог, животное и человек
одновременно. Он сразу и недочеловек, и
сверхчеловек, и зверь, и божественная сущность.
Роберт Лоуи, этнограф, который много жил среди
племен северных равнин, писал, что Старина Койот
был "жадный и беспринципный эротоман". Джеймс
Муни, который работал среди чероки, назвал его
"воплощением встающего солнца". Он писал, что
Койот "нес свет и жизнь, прогонял прочь темные
тени, которые держали мир, словно в цепях".
Позднее фольклорист Стив Томпсон объединил эти
две полярные точки зрения, назвав Койота
"бого-демоническим плутом, благодатной
сущностью, несущей культуру и свет своему народу,
но по природе своей созданием жадным, похотливым
и глупым".
Истории о Койоте рассказывались по всей
Северной Америке: в шайеннских типи, в земляных
жилищах манданов, в иглу инупиаков, в хоганах
навахо, и в селениях сиа-пуэбло. Они
сопровождались усмешками и хохотом, возгласами
удивления и благоговейным трепетом. Это было
самое любимое развлечение, но собрания с
пересказами подобных историй никогда не
устраивались просто так, только чтобы провести
время. Истории о Койоте были наполнены
подробностями племенного бытия. Они
подчеркивали внимательное и, даже, бережное
отношение к миру, они указывали на значимость
поведения каждого человека. Принятие участия в
слушании историй о Койоте означало обновление
чувства племенного самосознания. Для молодежи
эти истории были напоминанием о ведении
правильного образа жизни, и уж конечно не того,
который вел Койот. С другой стороны, такие
рассказы снимали напряжение. Благодаря смеху,
слушатели могли преодолеть собственные
трудности, поставить себя на место Койота и
наслаждаться нарушением запретов и
непочтительным поведением. Проделки Койота
легко сопоставить с намеренно богохульным и
вызывающим поведением индейских клоунов во
время определенных религиозных церемоний [ См. на
стр. К. Уисслер "Хейока" - прим. ред.]. При
здоровом социальном устройстве проступки и
клоунов, и Койота служат лишь для создания
контрастности и укрепления существующих
моральных норм. |