Палеоиндейцы в Сибири и на Дальнем Востоке
Предки современных
индейцев оставили многочисленные следы своего
пребывания на территории восточной России - в
Сибири и на Дальнем Востоке. Прежде всего, это
знаменитая Дюктайская пещера в Якутии, Ушковское
озеро на Камчатке, где был найден древний
прообраз индейских вампумов, различные места
севера Якутии и Чукотки. Находки в земле Сибири и
Дальнего Востока позволили русскому археологу
Ю.А. Мачанову проследить путь древних людей из
района Прибайкалья и Южной Якутии через Чукотку
на Американский материк. Предположительно, это
переселение происходило 35000-30000 лет назад, а может
быть, еще раньше. Некоторые современные
археологические находки в Америке отодвигают
время появления первых людей на этом континенте
до 40000 лет назад. Возможно, если существовал
древний материк Арктида, то часть палеоиндейцев
переселилась с него прямо на Американский
материк, минуя Сибирь и Дальний Восток.
Так предполагал ученый Герман Вирт (подробнее
см. "Первые Американцы", 1996 /N1). Возможно, что
основная часть переселенцев попала в Америку
после этой первой волны, спустившись сначала из
Арктиды в район Южной Сибири и, передвигаясь
через Дальний Восток и Берингийский перешеек,
попала в Новый Свет.
Бросается в глаза сходство во многих элементах
материальной и духовной культуры народов Сибири
и Северной Америки - близкие мотивы в одеждах,
формах жилищ, и даже в мифологии, но при этом
явное различие языков и антропологических типов.
При известной степени похожести на сибиряков,
американские индейцы обладают своими, ярко
выраженными антропологическими и
физиологическими особенностями. Все попытки
провести параллели между языковыми семьями
Евразии и Нового Света пока выглядят натянутыми.
Это говорит о том, что древние обитатели Сибири
не были типичными монголоидами и не были похожи
на современные сибирские народы. Например,
найденные на берегах Ангары человеческие черепа
эпохи неолита напомнили знаменитому
американскому археологу и антропологу Алешу
Хрдличке черепа народа шошонов, обитающего на
западе Северной Америки.
Однако, вряд ли все население, принадлежавшее к
этому расовому типу, покинуло Сибирь, не оставив
следов в антропологическом облике позднего
населения. Нет, такие следы есть. Возможно, они
обнаруживаются в антропологическом типе народа
кетов, живущих ныне на нижнем Енисее. Своим
обликом они весьма отличаются от более
монголоидных соседей. Высокорослые, сухопарые, с
удлиненными лицами и орлиными носами, кеты всем
своим видом напоминают североамериканских
индейцев. На это уже давно обратили внимание
ученые-антропологи: вокруг кетов существует
масса различных теорий, одна из которых говорит о
расовом родстве кетов и индейцев. Иногда
подобные типажи можно встретить и среди других
народов Сибири, например у эвенков и якутов. Это
можно объяснить смешением остатков древнего
палеоиндейского населения с пришедшими позднее
предками современных сибирских народов.
В эпических сказаниях коренных американцев
иногда встречаются странные мотивы. Это туманные
воспоминания о каких-то переселениях через
Большую Воду, через лед и т.д. Может быть, это
память о древнем пути переселения через Берингов
пролив. В этом отношении особенно интересен
"Красный перечень"("Валам Олум") - эпические
сказания ленапов. "Валам Олум" можно считать
общеалгонкинскими преданиями, наиболее полно
сохранившимися у народа ленапов. Вот что пишет
А.В.Ващенко в своей книге "Историко-эпический
фольклор североамериканских индейцев":
"Необычно из-за мифологической конкретики
содержание песни III "Красного Перечня" - в ней
рассказывается о начале древнего исхода ленапов
из земли Черепахи в землю Змеев (или на остров
Змеев). Основной мифологический мотив песни IV -
мотив "перехода по льду"; как показывают
разыскания ученых, он тоже является
общеалгонкинским и был, в частности,
зарегистрирован Скулкрафтом в связи с
миграциями племен шауни и кикапу: "Среди
множества знаков божественного расположения,
которым они в прошлом пользовались, был дар
передвигаться по поверхности океана. Благодаря
ему, они перебрались в Америку..." Скулкрафт
интерпритирует этот фольклорный мотив в духе
концепции исхода ленапов непосредственно через
Берингию, что было модным непосредственно до
конца прошлого века и даже отозвалось в
рассуждениях некоторых авторов последнего
юбилейного издания "Красного Перечня". В общем,
можно сказать, что в области индейских эпических
сказаний исследователя ждет еще много
интересного.
Вероятно, имели место и обратные передвижения
населения. Например, Л.Н.Гумилев высказывал
мнение, что в III-II тысячелетиях до нашей эры
индейцы пересекали Берингов пролив и, попадая в
Сибирь, добирались до Минусинской котловины. Об
этом свидетельствуют американоидные черты в
сибирских могильниках того времени. В 1967 году на
западном Урале было обнаружено захоронение
типичного палеоиндейца, относящееся ко II
тысячелетию до нашей эры.
Это говорит о том, что возможно в Северной
Америке происходили какие-то процессы,
заставившие часть населения перебраться через
Берингов пролив в Евразию. Может, это был голод,
межплеменные войны, природные катаклизмы,
изменение климата и т.п. Чтобы окончательно
прояснить эти вопросы, потребуется глубокое
изучение древней истории Сибири и Дальнего
Востока.
Штыкан О.Ю.
Источники:
- Ващенко А. В., Историко-эпический фольклор
американских индейцев. М., 1989.
- Дугин А. Г., Гиперборейская теория. М., 1993.
- Варшавский А.С., Колумбы каменного века. М., 1978.
- Кондратов А. М., Следы на шельфе. Л., 1981.
- Гумилев Л. И., Тысячелетие вокруг Каспия. М., 1993.
- Итс Р. Ф., Камень солнца. Рассказы этнографа. Л.,
1974.
- Киселев С. В., Древняя история Южной Сибири. М.,
1951.
- Окладникова Е.А., Модель Вселенной в системе
образов наскального искусства тихоокеанского
побережья Северной Америки. СПб., 1995.
- Ларичева И. П., Палеоиндейские культуры Северной
Америки. Новосибирск, 1976.
- Богораз-Тан В.Г., Древние переселения народов в
Северной Азии и Америке //СМАЭ, 1927, Т. 6.
- Диков Н. Н., Древние культуры Северо-Восточной
Азии. М., 1979.
|