Желтый Волк (Yellow Wolf)
(1856 - 1935)
Хермене Моксмокс, племянник вождя не персе
Джозефа, был воином и разведчиком во время войны
не персе. Но для нас важно то, что ему было суждено
ярко и подробно рассказать историю этой войны и
ее последствий с индейской точки зрения. В 1877 г.,
когда началась война, Желтому Волку исполнился 21
год, и он уже прославился как охотник и стрелок.
Помимо этого, подобно многим своим
соплеменникам, он был специалистом по объездке и
обучению лошадей. Поскольку мобильность и
меткость стрельбы были двумя важными
составляющими осуществления 1600-мильного
отступления не персе в Канаду, Желтый Волк сыграл
в этом важную роль.
Существенным аспектом философии не персе было
уважение права личности на выбор. Если
большинство предпочитало тот или иной путь
действия, а отдельный человек или группа людей
избирали противоположный, их не переставали
уважать и не мешали осуществлять задуманное. Так,
например, во время последней, решающей битвы
войны (у Биэр По в Монтане) продолжавшейся с 30
сентября по 5 октября 1877 г., совету предстояло
принять решение о дальнейших действиях. Хотя
Джозеф и большинство выживших индейцев сдались,
некоторые решили бежать в Канаду и найти там
группу Сидящего Быка. Желтый Волк был среди
последних. Сдавшиеся были сосланы на Индейскую
Территорию (Оклахома), что противоречило
соглашению о капитуляции. На Индейской
Территории климат, слабость и малярия подорвали
силы племени.
Правительство Соединенных Штатов было
встревожено тем, что диссиденты-не персе
объединились в мире и дружбе со своими врагами -
сиу, которые также находились в изгнании в
Канаде. Были высланы делегации, которые должны
были убедить индейцев вернуться в США, но, как им
пришлось узнать позднее, даваемые при этом
обещания выполнялись редко.
Вместе с группой, состоявшей из 13 мужчин, 9
женщин и нескольких детей, Желтый Волк решил
вернуться в Соединенные Штаты в 1888 году, чтобы
сдаться, надеясь поселиться в резервации Лапуай
в Айдахо вместе со своим народом. Несмотря на его
попытки не встречаться на своем пути с белыми,
произошла стычка, и для захвата маленькой общины
были посланы войска. В результате Желтого Волка и
его людей сослали на Индейскую Территорию, где
они присоединились к Джозефу и другим индейцам,
сдавшимся ранее у Биэр По.
В 1895 г. , после 6 лет упрашивания правительства,
не персе разделили и некоторых из них
действительно отправили в резервацию Лапуай, но
Джозефа, Желтого Волка и других переселили в
резервацию Колвилл в штате Вашингтон. Сделано
это было, во-первых, как наказание, во-вторых, из
опасения начала нового восстания. Джозефу в
дальнейшем так и не довелось пожить у себя на
родине, он умер в 1904 г. в резервации Колвилл.
В 1908 г. с Желтым Волком познакомился белый
человек по имени Лукулл МакУортер, убедивший его
рассказать историю не персе. Его точные описания
и тонкое проникновение в сущность необычайно
тяжелого испытания, выпавшего на долю его народа,
послужили созданию волнующей истории этих
событий, которая была опубликована под названием
"Желтый Волк, его собственная история" в 1940
г., через 5 лет после смерти старого воина.
МакУортер писал о Желтом Волке, как о высоком,
красивом человеке с величественными манерами.
Его серьезность, несомненно, была связана с
историей его народа, о которой он рассказывал, а
также, возможно, со сравнительными
воспоминаниями о войне и о начале своей жизни в
родной долине Уаллоуа. Он так вспоминал о ее
красоте по сравнению со своей жизнью на
Индейской Территории: "Здесь нет гор, нет
родников, нет чистых бегущих вод. Приходят мысли
об Уаллоуа, где я вырос. О моей стране в те
времена, когда там жили только индейцы. О типи на
берегах извилистых рек. О голубых водах озера и о
табунах лошадей и скота на лугах. О лесах на
склонах гор, голоса которых, казалось, зовут.
Похоже, я сплю. Ушла сама моя жизнь."
Желтый Волк умер в 1935 г. в Колвилле вскоре после
завершения своего повествования, будучи одним из
последних оставшихся к тому времени в живых
участников войны не персе на тихоокеанском
Северо-Западе.
Перевод Щетько А.
Dockstader F. J., Great North American Indians: Profiles in Life and
Leadership. A Norback Book,New York, 1977. |