Вечное типи - Символ Великого Круга Жизни
Джордж П. Хорс Кэпчер - индеец племени гровантров из
резервации Форт Белкнап (Монтана). В настоящее время он
является хранителем Музея Равнинных Индейцев при
Историческом Центре Баффало Билла в Коди (Вайоминг).
Стоит только ледяному дыханию севера пасть на степную
траву и отправить в дальний путь на юг перекати-поле, как
перед нами, словно живая, снова встает та красота, которая
именуется сменой времен года. Все в мире движется по
кругу. Оглядись вокруг, и ты увидишь, что все - гнезда,
яйца, капли дождя, звезды имеют форму круга. Даже годы
человеческие, от детства до старости, выстраиваются в
круг. Все эти бесчисленные круговые движения и составляют
Великий Круг Жизни.
Индейцы давно поняли значение круга. Жизнь человека
течет и изменяется по кругу. Некогда отжившие идеи вновь
обретают ценность, и мы переосмысливаем то, что когда-то
отвергали. Древние представления, которые отбрасывались
из-за своей якобы "примитивности" и "упрощенности"
возрождаются уже как "экологические" и "природные". Еще
один круг замыкается с возвращением интереса к древнему
округлому типи.
Традиционное жилище равнинного индейца, типи,
олицетворяет собой таинственный круг жизни. Эта постройка
защищала индейцев в ту пору, когда они перебрались на этот
континент и расселялись по нему. За тысячи лет было
выстроено бесчисленное количество типи, принимавших в
разных регионах различные формы.
До появления в XYII веке на равнинах лошадей, все
перевозки производились на одомашненных собаках или
усилиями, главным образом, женщин. Поскольку максимальный
вес груза был весьма ограничен, покрышки от типи в эту
пору были невелики и состояли из двух частей.
Лошадь произвела в индейском обществе большие перемены.
Верхом воины могли свободно охотиться и добывать бизонов,
оставляя людям время для динамичного развития других
сторон культуры. Теперь бизоньи шкуры, необходимые для
изготовления покрышек, были в изобилии; они стали больше,
тяжелее, цельными в своем составе, поскольку лошади могли
перевозить и перетаскивать с места на место значительные
тяжести.
Позднее, после того, как цивилизация белого человека
распространилась по равнинам, индейцы были поселены в
резервациях и их традиционный образ жизни начал отмирать.
Кожаные жилища старели, а новые шкуры было тяжело достать.
К началу XX века парусина почти полностью вытеснила кожу в
качестве материала для изготовления покрышек, а позднее
даже это стало роскошью. Вскоре индейцы были вынуждены
жить в квадратных домах, а типи стали редкостью. Однако,
круг не оборвался. Сегодня, когда туземцы (и не только
они) сознают непреходящую ценность этого проверенного
образа жизни, многие традиционно настроенные слои
индейского общества возвращаются на круги своя. Это
признание становится возможным только тогда, когда сами
индейцы говорят это за себя, когда они единственные
признаются авторитетами в вопросах, связанных с
индейцами.
Даже само слово "типи" вызывает к жизни волнующие
образы: величественность, красота, сила, индейцы - все это
заключено здесь. Типи - это свидетельство человеческого
гения, оно поражает и сохраняет высокое положение между
элементами природы и потребностями человека. Его форма
встречается в природе и прекрасно сочетается с окружающей
средой. Практичность его можно оценить, если представить,
что тебя в дороге застала тьма или ненастье. По сути дела,
без всяких инструментов можно собрать поваленные деревья и
ветки и выстроить их в виде конуса, оставив посредине
свободное пространство для жилья, покрыть снаружи ветками
или чехлом, и типи готово.
Для того, чтобы начать круговое движение обратно к
красотам природы и сблизиться с миропониманием индейца, с
его отношением к "Высшей Силе", нужно хотя бы раз в жизни
пожить или провести ночь в типи. Это непередаваемое
ощущение. Послушайте, как сегодня можно достать типи.
Первое - материалы. Лучше всего шесты делать из
палаточной сосны (Lodgepole pine), которую можно достать в
большинстве резерваций Сев. Равнин. Обычно для 16-футового
типи требуется 17 обрубленных и очищенных от коры шестов.
Идеальная длина составляет от 30 до 35 футов, а основание
следует подбирать как можно меньшим по размеру.
Шесты-одногодки ровны и чисты, но еще сохраняют
жизненный сок, и поэтому тяжелы. Прошлогодние шесты лучше:
они легче, но не менее прочны. Срубленные шесты надлежит
очистить от коры и срезать полностью все неровности и
сучки. Если этого не сделать, то вскоре сучки прорвут
покрышку. Нам нравятся длинные шесты, верхушки которых
гордо выделяются на фоне неба. Кроу оставляют недалеко от
верхушек небольшие сучки, а шесты от их типи сверху имеют
такую же длину, что и в нижней части. Ни с чем нельзя
сравнить вид хорошо поставленного посреди прерии типи, с
колыхающимися флажками на длинных шестах, уходящих в
небо.
Булавки для застегивания палатки легко можно сделать из
речной ивы; они должны быть длинными, прямыми и
заостренными. Оставьте на концах немного коры для красоты,
а остальное срежьте. Колышки сделайте из вишни или другого
прочного дерева, чтобы избежать расщепления и прорастания.
Никогда нельзя использовать пластиковые или металлические
колышки - они противоречат духу типи.
Сегодня единственный доступный материал для покрышки -
это парусина. Хорошо, что в резервациях на Сев. Равнинах
много мастеров по изготовлению типи. Посоветуйтесь с
кем-нибудь из них, и он будет рад поделиться с вами своими
знаниями или направит вас к другому знающему человеку.
Если можете, купите парусину потолще и сшейте ее двойным
швом. Это дороже, зато долговечнее.
Когда мы отправляемся за город или на индейский
праздник, самая большая трудность заключается в доставке
шестов. Лучше всего использовать багажник на крыше
автомобиля.
У каждого племени есть свой способ установки типи. Два
основных способа отличаются количеством шестов,
используемых в основании - три или четыре. Кайова,
ассинибойны, гровантры, шайенны, тетон-сиу, арапахо и
другие ставят типи на трех шестах, а черноногие, сарси,
флатхеды, кроу, хидатса и другие - на четырех. Кроме того,
существовало несколько способов расположения шестов поверх
основных. Оба способа доказали свою жизнеспособность и
эффективность. Наша племенная группа - гровантры Монтаны -
использует в основном три шеста. Мы делаем все, чтобы
отобрать для этой цели лучшие шесты.
Ставить типи не так просто, как это может показаться.
Без точного расчета, труда и ошибок тут не обойтись.
Всегда существует опасность привязать покрышку к основному
шесту слишком высоко, создав "эффект паводка". Конечно,
неопытному наблюдателю можно сказать, что индейцы
поступают так, когда слишком жарко, и покрышка поднята
высоко над землей для вентиляции. Но большинство поймет,
что вы ошиблись. Другая крайность так же плоха. Если
покрышку привязать слишком низко, она будет морщиться, а
это тоже никуда не годится.
Подробно описывать процесс установки типи долго и
сложно. Полезную информацию можно найти в книге
Реджинальда и Глэдис Лаубинов "Индейское типи", изданной
Оклахомским университетом в 1957 году. Не огорчайтесь,
если вам не удастся поставить типи с первого раза. Учтите
свои ошибки и запомните все на будущее.
Может возникнуть большой соблазн расшить или раскрасить
типи; не делайте этого. Украшать типи надлежит либо в
традиционном стиле, либо вообще отказаться от этой мысли.
Расписывать покрышку можно только под руководством шамана,
а рисунки и цвета должны опираться на сновидения или на
семейные или племенные обычаи. Каждый символ имеет
духовный смысл и не может наноситься просто для красоты.
Не украшайте типи самодельными рисунками или карикатурами.
Даже индейцы редко расписывают свои типи, ведь чистые и
гладкие, они и так красивы.
Внутреннее пространство современного типи обставляется
обычной походной мебелью и снаряжением. Пол обычно
частично или полностью устилается старыми ковриками или
циновками. Мы застилаем только часть пола, так как хотим
быть ближе к земле.
Старший мужчина в семье отдыхает и спит на почетном
месте в дальнем углу типи, напротив входа. Женщины и дети
располагаются по бокам. Считается невежливым проходить
перед почетным местом; все передвижения в типи следует
осуществлять в направлении входа, но ни в коем случае не
поперек задней части.
Теперь мы можем войти в типи. Мы на мгновение
задерживаемся в дверях, осознавая, что переходим рубеж,
отделяющий день сегодняшний от дня вчерашнего. Мы не
только вступаем в истинно индейский мир прошлого, но и
преодолеваем психический барьер сегодняшнего дня ради
чего-то гораздо более чистого и свободного. При входе в
типи мы наклоняемся, отвешивая таким образом типи
поклон.
Мы оказываемся в совершенно ином мире, новом для нас,
но старом для земли. Стоит солнцу коснуться покрышки, как
все внутри начинает светиться. Невозможно забыть
поразительную красоту светлого пространства, окруженного
каркасом, уходящим в небо. Хотя "живая" оболочка отделяет
нас от внешнего мира, мы по прежнему свободны, можем
ходить по земле, видеть и вдыхать запах неба. Мы
становимся частью этого моста между землей и небом, между
прошлым и настоящим. Теперь можно сесть и подумать об этом
союзе, ибо часть нас прислушивается к пению ветра и
лугового жаворонка.
Вы почувствуете, что после всех этих утраченных лет вы
снова дома. Дышите полной грудью, и пусть это станет
частью вашей плоти и вашего разума. В этом заключена
магия. Теперь вы поймете и прочувствуете, почему индейцы
всегда предпочитали типи. Ступите в этот мир индейца, и мы
разделим его с вами.
Завтра нам придется оставить этот магический круг
человека и земли. Но мы все же чуть-чуть изменимся. Мы на
шаг приблизились к центру, и от этого стали более
цельными. Быть может, мы уловили мгновение силы и красоты
вселенной и поняли, как все-таки мы ничтожны. С помощью
"Высшей Силы" прерия, где мы короткое время жили, никогда
не изменится. Завтра лишь помятая трава и полынь будут
напоминать о том, что человек ступил в Великий Круг Жизни,
ведь Круг бесконечен.
Джордж П. Хорс Кэпчер
Перевод Дзибеля Г.
"American West", March/April 1981, v.XVIII, №2, pp. 32-39.
|