Хромой Олень - искатель видений
     
Предыдущая статья К оглавлению Следующая статья
 

Магия добра и зла

Я - шаман, вичаша вакан. Шаман (медисин мен) - это слово белого человека, так же как скво, сиу, томагавк и т.п. Их нет в индейском языке. Хотелось бы, чтобы было другое слово, наиболее точно отражающее значение, но я такого слова не нашел, и поэтому употребил это.

У нас много названий для каждого, кто чем-либо занимается. Есть целители - пежута вичаша - люди, врачующие с помощью разных лекарственных трав. Но лечить можно не только травами, но и с помощью силы - вакан. Ювипи - человек, использующий силу сыромятной кожи и камней для выявления и лечения болезней. Еще можно назвать ваайатан - это человек, обладающий способностью предвиденья и способный предсказывать будущее. То, что происходит как он и предсказывал, называется вакинйанпи. Это слово также означает "крылатый", "тот кто летает".

Существует также вапийа - заклинатель, тот, кого вы обычно называете колдуном. Если это хороший колдун, он, произнося заклинания над кипящими травами выгонит из вас всех злых духов. Если он плохой человек, то напустит на вас такую хворь, которую сможет вылечить только он сам, разумеется за деньги. Среди этой группы есть и мошенники.

Еще один вид шаманов - хейока - священный клоун, который лечит людей силой священного шума.

Но чем больше я думаю об этом, тем больше уверяюсь в том, что настоящие лекари это все таки вичаша вакан - святые люди. Для такого человека не имеет значения, может ли он лечить, заклинать, наговаривать на травах, управлять камнями или солнцем, или даже изменять погоду. Это лишь стадии, через которые он прошел. Он обладает даром великого предвиденья. Сидящий Бык был таким человеком.

Вичаша вакан хочет быть только самим собой. Он хочет находиться вне толпы, вне каждодневных дел. Ему нравится размышлять (состояние медитации), знать все о деревьях и скалах, чувствовать движение Земли и небесных светил. Закрыв глаза он ясно видит многие вещи.

Вичаша вакан любят тишину, окружающую их, как покрывало - звонкую тишину с голосом грома, который рассказывает им о многом. Они разговаривают с растениями и те отвечают им.

Существование шаманов - это не хорошо и не плохо. Они живут, и этого достаточно. Святой человек поступает так, как он считает нужным. Ему дана свобода, как дереву и птице. Такая свобода может быть прекрасна, а может и уродлива - это не имеет значения.

Те, кто лечит травами, похожи на святых людей - у каждого свои методы лечения, согласно его предвиденью. Великий дух хочет, чтобы люди были разными. Он заставляет полюбить каждое животное, дерево или травинку.

Тело человека состоит из многих вещей. Воздух, земля, трава, камни - все это частички нашего тела. Мы должны учиться быть разными.

Все существа живут для какой-то цели. И даже муравей знает, что эта цель - не ум, а что-то другое. Только человек пришел к выводу, что он не знает, для чего живет. Он не понимает собственного разума и забыл секрет знаний своего тела, чувств и мыслей. Он даже не старается пробудить свой дух. Он бредет словно слепой, неизвестно куда.

Я считаю, что быть шаманом - это больше, чем что бы то ни было. Это состояние разума, понимание природы. Я - святой человек? Думаю, что да. Кем бы я еще мог быть? Вы видели меня пьяным и избитым. Вы слышали от меня пошлые анекдоты. Вы думаете, что я не умнее и не глупее остальных. Но я на вершине, у меня есть моя власть и дар предвиденья. Остальное неважно.

Я шаман, потому что видение повелело мне быть им, потому, что этого хотели старые святые люди - Грудная Клетка, Громовой Ястреб, Чипс, Доброе Копье - помогли мне стать им. Я могу вылечить вас глотком воды. Не всегда, но, как правило, этого достаточно.

Я хочу поговорить о жизни наших шаманов, о тех, кто жив и о тех, кто умер. Я закрою глаза, и через меня с вами будет разговаривать дух. Позвольте словам находить их собственный путь.

Вы стали пежута вичаша - шаманом и целителем, потому, что видение заставило вас сделать это. Доктора не лошади, их не выведешь, как породу. Состарившийся лекарь старается передать знания своему сыну. Но это не всегда получается. Одним из таких великих врачевателей был Чипс. Без него наша религия, наверное бы исчезла. Во время самых темных для индейцев дней он сохранил ее. Он был настоящим святым человеком. Если бы он нас не выучил, среди нас не было бы ни одного шамана. Свою силу он передал своему внуку Годфри. Ему было всего шестнадцать лет. Он был самым молодым среди нас.

Тем не менее, он - жизнерадостный, веселый, нормальный мальчик. Он играет в обычные человеческие игры. Единственное, чем он отличается от своих сверстников - никогда не вступает в драку.

А Бешеный Конь был воином, а не шаманом. Он обладал странной силой, за его ухом было что-то напоминающее маленький камешек, гальку, это делало его непробиваемым для пуль. Он так же имел свою собственную траву для лекарств красного цвета.

Когда стало известно, что юный Чипс будет лекарем, родители забрали его из школы. Нельзя быть лекарем и идти одновременно белым и индейским путями. Я знал одного юношу, который не умел ни читать, ни писать, однако вырос замечательным лекарем.

Таким образом, вы видите, что лекарем можно стать множеством способов. Если вам повезет, святой человек передаст вам свою силу. Скоро настанет время, когда мне тоже нужно будет искать мальчика, чтобы передать ему свою силу. Я непременно узнаю его, когда он появится. Я почувствую, что это именно он. Сила похожа на постоянный и переменный ток. Белый священник движется как постоянный ток. Он берет все что попадается ему на пути, он идет прямо и никогда не возвращается обратно. Я же иду по переменному току. Этот путь может оборваться, может оборваться, может вернуться назад, он подобен кругу без начала и конца. Я слежу за своей тропой ради другого шамана. Слежу за своим преемником.

Как я уже говорил, обычно шаманом становятся через свой собственный путь предвиденья. Видение лекаря - это нечто, принадлежащее только ему, ни у кого больше этого нет. В то же время он может делиться своими мыслями с собратом по крови, тем, кто родился в нашей прерии. Они связаны тесными узами друг с другом.

Я уважаю другие религии. Иисус был евреем, у него были черные волосы и темный цвет кожи, как и у нас, индейцев. Его религия вышла из пустыни, где он жил, из его гор, от его животных, растений. Он был хорошим шаманом. Как говорится в Библии, он обладал силой излечивать прикосновением. Он был как хиппи. "Хипи" на нашем языке означает: "Он здесь, мы здесь, это здесь". Поэтому я не возражаю против белых мужчин с длинными волосами и бородами, которые подходят ко мне и просят рассказать о религии индейцев, и даже молятся с нами. Но я бы возражал, если бы они попытались изменить нашу веру, приспособить нас к своей культуре, так называемому прогрессу, цивилизации и т. п. Я против этого.

Вы не сможете перенести нашу веру из наших прерий в свои фабрики и конторы.

В одной из наших резерваций была построена большая католическая церковь для индейцев. Это неправильно, потому, что между религиями есть разница, и она всегда будет, пока не умрет последний индеец. Наша вера уходит глубоко своими корнями в нашу землю.

Для того, чтобы стать знахарем, надо получить видение здесь, на природе. На западе человек берет силу от бизонов. На севере он получает силу грозы, природных явлений, на востоке - от духа лошади или лося, на юге - от духа мертвых. С неба он получает мудрость орла, от земли - материнское питание. Путь становления вичаша вакан таков: выучить священный язык, говорить о святости, иметь дело с камнями и целебными травами, пользоваться трубкой.

Большая сила исходит от животных, и у многих шаманов есть свое животное, которое обычно является им в видениях. И они никогда не причинят никакого вреда этим животным. Шаман в своих мыслях может быть бизоном, орлом, лосем или медведем. Медведь самый мудрый из всех животных. Это единственный зверь, который в видениях может действовать как человек, давать людям целебные травы.

Старые шаманы обязательно хранили в своих узелках когти медведя. Прикладывая коготь к больному они как бы заставляют его проникнуть внутрь больного тела. Многие песни заканчивались словами: "Медведь мне это сказал". И все знают, от кого этот шаман получил свою силу. У них есть своя медвежья медицина с использованием жира. Его прикладывают к сломанной руке или ноге. Есть свой метод вправления суставов. Об этом мне рассказывали старики. Скажу вам, что это гораздо дешевле, чем обращаться в больницу.

Прежние знахари знали, как лечить. Девяностолетние, столетние старцы, но у всех были целы и здоровы зубы. Посмотрите вокруг - у многих ли молодых индейцев здоровые зубы? Нынешняя пища, современные больницы и гнилые зубы, похоже, идут вместе. Старые воины, которые сражались с Кастером, как-то встречались в 1930 году и в 1940-м... Некоторым было уже больше ста лет, но они еще могли сидеть в седле и есть мясо. Они собрались ночью. Я помогал им петь. Я выучил много песен ювипи от двух братьев-близнецов. Мы вынуждены были собираться тайно, так как правительство запрещало это, потому что желало уничтожить ту силу, которой владели индейские шаманы.

Fair John/Lame Deer & Erdoes Richard,
Lame Deer: Seeker of Visions. New York,1972.

Сокращенный перевод с английского.

     
Предыдущая статья К оглавлению Следующая статья
     

ГЛАВНАЯ ПОРТАЛА

ГЛАВ. АЛЬМАНАХА