Из года в год индейцы Соединенных Штатов и Канады
путешествуют по миру паувау. Исстари почитаемые, их
барабаны пользуются большим спросом на многих ведущих
паувау. Исстари почитаемые, их барабаны пользуются большим
спросом на многих ведущих паувау. У каждого племени своя
легенда о том, как оно обрело барабан. Некоторые племена
имеют по несколько видов барабана: тот, что вы увидите - и
есть барабан паувау, однако существуют инструменты
священные и религиозные, которые хранятся в местах
расселения племен и выносятся лишь по особым случаям.
Своей округлой формой барабан символизирует всю
Вселенную, а рождаемый им ритм - сердцебиение Вселенной.
Говорят: "Покуда слышен бой барабана, земля не умрет.
На паувау звучат песни различных индейских языковых
групп. Поначалу, если посетитель не говорит ни на одном из
этих языков, песни покажутся ему монотонными и
однообразными. Однако, прослушав несколько номеров, вы
ощутите разницу, а когда начнете сочетать ритм со стилем
танца, ваша оценка песни возрастет.
В некоторых племенах бытует поверье, что песни живут в
барабане и выходят наружу, когда их вызывают. В других
считают, что песни принадлежат определенному барабану и
что существует обряд помещения песни в барабан. Звучащие у
барабана песни слагались различными авторами, имена
которых порою забыты, так как некоторые песни передаются
из поколения в поколение. Сегодня певцы и ансамбли
барабанщиков слагают песни по разным случаям и для разных
людей - эти песни также будут хранимы поколениями. Многие
песни, которые вы услышите, были сочинены по особым
случаям. Первоначально такая песня посвящалась
какому-нибудь человеку, например, солдату, с честью
вернувшемуся домой. Многие песни посвящены организациям
или семьям и исполняются лишь с разрешения.
Чтобы стать искусными певцами, некоторые начинают учить
песни с раннего возраста. Опытный певец должен обладать
весьма обширным репертуаром и, будучи приглашенным петь
для семьи, отдельного человека или в честь какого-нибудь
события, быть готовым исполнить любую из песен. Певцы, как
и участницы "женской группы сопровождения" - весьма
уважаемые люди в племени.
Барабан изготовляют из куска древесного ствола или
вырезают из жестяного бочонка, затем для придания басового
тона с обеих сторон туго обтягивают воловьей, бизоньей или
оленьей кожей. Лишь опытные мастера барабанов и певцы в
полной мере понимают, насколько важен тон барабана.
Во многих племенах избирают человека, выполняющего
функции "хранителя барабана", ответственного за нагревание
и приготовление инструмента. При нагревании кожа барабана
натягивается. Для достижения безупречного звучания барабан
на определенное время помещают на солнце.
Барабан и сидящие за ним певцы сообщают силу слабым, а
доброе самочувствие - тем, кто опечален или нездоров.
Коренные американцы чтут барабан как Ступицу индейской
культуры и своих танцев без него не мыслят.
Великой чести удостаивается тот, кого просят быть
Запевалой - этот человек избирается за свой опыт и знание
огромного числа песен. Его слово - всегда решающее, он
всецело контролирует все, что происходит у барабана.
Выражение "барабан закрыт" означает, что Запевала уже
выбрал тех, кто будет петь вместе с ним. На танцевальной
площадке может быть немало искусных певцов, однако занять
место за барабаном можно лишь с разрешения или по
приглашению Запевалы. Если Запевала не выбрал себе
помощников, он имеет право петь все песни один. По своему
усмотрению он может "открыть" барабан: это значит, что
петь волен любой желающий. Ели певец занял место за
барабаном, он обязан оставаться на нем до перерыва,
всецело концентрируясь на пении и ритме. Никто из певцов
не покидает барабана для участия в танцах. Когда Запевала
избран, от него, как и от его помощников, ожидают полной
самоотдачи.
1. Принимать пищу у барабана запрещается.
2. Запрещается также употреблять спиртные напитки.
3. Прочие напитки и курение у барабана позволительны.
4. Запрещается передавать что-либо через барабан.
5. Женщины к барабану не допускаются. Если женщины
участвуют в пении, они должны находиться во втором ряду,
за певцами-мужчинами.
6. При объявлении "особых" песен приглашенные петь
обязаны пожертвовать барабану.
7. Лица, одетые в индейские праздничные наряды и перья
для танцев, к барабану не допускаются.
8. Запись песен на магнитофон должна производиться лишь
с разрешения Запевалы.
9. Если возникает необходимость остановить проведение
паувау, на барабан возлагается орлиное перо.
10. Танцор, обронивший орлиное перо, наказуем штрафом.
Поднять перо имеет право лишь заслуженный человек.