Новости
     
Предыдущая статья К оглавлению Следующая статья
 

Рецензии

Все, кто более или менее регулярно следят за новинками книжного рынка России, не могли не заметить появление на полках магазинов увесистого тома энциклопедии "Народы и религии мира", выпущенного научным издательством "Большая Российская Энциклопедия" под редакцией одного из ведущих российских ученых-американистов В.А. Тишкова. В списках редакционной коллегии присутствуют и другие именитые ученые. Издание оформлено неплохо, как снаружи, так и внутри, хотя качество иллюстраций и фотоматериала далеко не всегда идеально. Конечно, книгоиздание нынче - дело дорогостоящее, и здесь можно понять составителей этой энциклопедии, поскольку стоимость ее итак немалая - 180 рублей, хотя при тираже 100 тысяч экз. она могла быть и дешевле. Однако надежды на то, что хоть содержание не подкачает, мягко сказать, не оправдались.

Энциклопедия "Народы и религии мира" в своем первом разделе почти полностью дублирует выпущенный в 1988 году издательством "Советская энциклопедия" историко-этнографический справочник "Народы мира" (также именуемый далее как "первое издание" или "предыдущее издание") под редакцией Ю.В. Бромлея. В большинстве своем, в энциклопедии повторяются те же досадные ошибки, которые были допущены в предыдущем издании. Оговорюсь сразу, что это общее замечание касается только представленных в энциклопедии материалов по индейским народам Северной Америки. И можно лишь надеяться, что в материалах по индейцам Южной Америки и другим народам мира не встречаются ошибки, неточности и недоработки, характерные для статей о североамериканских индейцах.

В настоящей энциклопедии появилось шесть статей А.А. Истомина о племенах и языковых группах, не представленных отдельными статьями в предыдущем издании: вашо, мака (правда, они почему-то именуются как "маках" - с буквой "х" в конце слова), могикане, не персе, хупа и чилкотин. В то же время, в настоящем издании исчезли статьи о таких племенах, как костаньо и кайова-апачи (последних "включили" в состав кайова ). Это удаление, конечно, можно было бы оправдать малой численностью двух упомянутых племен, однако в энциклопедии присутствуют описания многих других народов, численность которых не превышает 300-500 человек ( майду, вийот и др.). Более того, на статью о костаньо имеется ссылка в материале о пенути (стр. 414), как на присутствующую в издании (выделение курсивом) - похоже, что ее попросту утеряли при верстке.

В то же время, многие действительно значительные племена (санти, лакота, янктон, янктонай, виннебаго, ото, хидатса, банноки, кутенэ, ацина, майами, оттава, потаватоми, саук, фокс и другие) почти совсем не представлены. В лучшем случае, они упоминаются лишь в общих обзорных статьях о языковых группах сиуской, алгонкинской, шошонской. Такое многочисленное племя, как навахо, почему-то фигурирует в статье об апачах при перечислении апачских языков (стр. 51). Досадно читать, что племя арапахо, оказывается, первоначально принадлежало к шайенам (а не составляло одно племя с ацина) и в самостоятельную группу выделилось только в XVIII веке (стр. 54). И так далее.

Подобные недоразумения касаются также иллюстративного материала - рисунков и фотографий. На стр. 51 под фотографией стоит подпись: "Апачи. Женщина группы апачи, штат Аризона. Фото У.Дж. Лабкина", на самом же деле перед нами довольно известное фото группы апачских пленников во главе с Джеронимо и Натчезом, сидящих у железнодорожного полотна по дороге во Флориду. На стр. 363 читаем: "Вождь навахо", однако на фотографии изображен юноша-навахо перед отправкой в школу-интернат в Карлайл. На стр. 183 и 619 помещен один и тот же портрет вождя черноногих работы Дж. Кэтлина с датировкой 1826 г., хотя общеизвестно, что знаменитый художник совершил путешествие на Запад лишь в начале 1830-х гг. И этот перечень ошибок можно было бы продолжить. В качестве комплимента составителям, необходимо отметить, что намного увеличилось количество цветных и черно-белых иллюстраций, однако, как уже отмечалось, их качество оставляет желать лучшего.

Мало того, что данные о численности многих племен, приведенные в первом издании, давно устарели, они повторяются опять (общая численность всех алгонкинов, арапахо, арикара, делавары, канза, крики, куапо, манданы, - и этот перечень далеко не полный). Сомнительно, чтобы численность многих племен в течение 10 и более лет осталась без изменений. И это вдвойне досадно при наличии точных данных о переписях населения, проводимых в Соединенных Штатах каждое десятилетие.

Необходимо отметить, что появление в энциклопедии нового автора А.А. Истомина в лучшую сторону отразилось на качестве и содержании материалов, однако это касается, в основном, регионов Калифорнии и Северо-Запада. Им были полностью заменены слабоватые статьи И.И. Крупника и М.С. Полинской из предыдущего издания о таких племенах и группах, как вакаши, йокутс, квакиутль, майду, мивок, нутка, пайюте, пенути, помо, селиши, сахаптины, тлинкиты, хайда, хока, хопи, цимшиан, чинук, шауни, шошоны, юрок и юте. Кроме того, некоторые статьи были им незначительно изменены или развернуты (об ирокезах, меномини, чипевайнах, апачах, вийот, винтун, гуронах, делаварах, кауилла, зуньи, кри, луисеньо, монтанье-наскапи, оджибва, пуэбло, семинолах и типаи-ипаи) в соавторстве с В.А. Тишковым и О.И. Романовой.

Несмотря на то, что данные о новом произношении названий некоторых племен уже не подвергаются сомнению, в настоящем издании они приводятся в прежней, ошибочной транскрипции. В первую очередь это касается чейеннов (правильно - шайены) и чироки (правильно - чероки, с ударением на первый, а не на второй слог).

Во втором разделе, касающемся религий мира, североамериканские индейцы почему-то представлены всего в двух статьях Е.А. Окладниковой о пейотизме и шейкеризме, хотя общеизвестно, что подобных конфессий гораздо больше. Что же касается традиционных верований, о них лишь упомянуто вскользь в небольшой статье, касающейся анимизма, фетишизма, тотемизма и культа предков.

Однако при всем этом немаловажно отметить, что работа по подготовке первого, а также и настоящего изданий была проделана немалая. По сравнению с материалами по североамериканским племенам, представленными в двух изданиях многотомной "Большой Советской Энциклопедии", статьи В.А. Тишкова, А.В. Логинова, А.А. Истомина, Ю.Е. Березкина, О.И. Романовой, М.С. Полинской, И.И. Крупника выглядят гораздо более информативными и менее политизированными. Более-менее подробно излагаются основные историко-этнографические характеристики народов, а в некоторых случаях даже акцентируются их ритуалистические, мифологические и языковые традиции.

О.Н. Ясененко

     
Предыдущая статья К оглавлению Следующая статья
     

ГЛАВНАЯ ПОРТАЛА

ГЛАВ. АЛЬМАНАХА