Все, кто более или менее регулярно следят за новинками
книжного рынка России, не могли не заметить появление на
полках магазинов увесистого тома энциклопедии "Народы и
религии мира", выпущенного научным издательством "Большая
Российская Энциклопедия" под редакцией одного из ведущих
российских ученых-американистов В.А. Тишкова. В списках
редакционной коллегии присутствуют и другие именитые
ученые. Издание оформлено неплохо, как снаружи, так и
внутри, хотя качество иллюстраций и фотоматериала далеко
не всегда идеально. Конечно, книгоиздание нынче - дело
дорогостоящее, и здесь можно понять составителей этой
энциклопедии, поскольку стоимость ее итак немалая - 180
рублей, хотя при тираже 100 тысяч экз. она могла быть и
дешевле. Однако надежды на то, что хоть содержание не
подкачает, мягко сказать, не оправдались.
Энциклопедия "Народы и религии мира" в своем первом
разделе почти полностью дублирует выпущенный в 1988 году
издательством "Советская энциклопедия"
историко-этнографический справочник "Народы мира" (также
именуемый далее как "первое издание" или "предыдущее
издание") под редакцией Ю.В. Бромлея. В большинстве своем,
в энциклопедии повторяются те же досадные ошибки, которые
были допущены в предыдущем издании. Оговорюсь сразу, что
это общее замечание касается только представленных в
энциклопедии материалов по индейским народам Северной
Америки. И можно лишь надеяться, что в материалах по
индейцам Южной Америки и другим народам мира не
встречаются ошибки, неточности и недоработки, характерные
для статей о североамериканских индейцах.
В настоящей энциклопедии появилось шесть статей А.А.
Истомина о племенах и языковых группах, не представленных
отдельными статьями в предыдущем издании: вашо, мака (правда, они почему-то именуются как "маках" - с буквой
"х" в конце слова), могикане, не персе, хупа и
чилкотин. В то же время, в настоящем издании исчезли
статьи о таких племенах, как костаньо и
кайова-апачи (последних "включили" в состав кайова
). Это удаление, конечно, можно было бы оправдать
малой численностью двух упомянутых племен, однако в
энциклопедии присутствуют описания многих других народов,
численность которых не превышает 300-500 человек (
майду, вийот и др.). Более того, на статью о
костаньо имеется ссылка в материале о пенути
(стр. 414), как на присутствующую в издании (выделение
курсивом) - похоже, что ее попросту утеряли при верстке.
В то же время, многие действительно значительные
племена (санти, лакота, янктон, янктонай, виннебаго,
ото, хидатса, банноки, кутенэ, ацина, майами, оттава,
потаватоми, саук, фокс и другие) почти совсем не
представлены. В лучшем случае, они упоминаются лишь в
общих обзорных статьях о языковых группах сиуской,
алгонкинской, шошонской. Такое многочисленное племя,
как навахо, почему-то фигурирует в статье об
апачах при перечислении апачских языков (стр.
51). Досадно читать, что племя арапахо,
оказывается, первоначально принадлежало к шайенам
(а не составляло одно племя с ацина) и в
самостоятельную группу выделилось только в XVIII веке
(стр. 54). И так далее.
Подобные недоразумения касаются также иллюстративного
материала - рисунков и фотографий. На стр. 51 под
фотографией стоит подпись: "Апачи. Женщина группы апачи,
штат Аризона. Фото У.Дж. Лабкина", на самом же деле перед
нами довольно известное фото группы апачских
пленников во главе с Джеронимо и Натчезом, сидящих у
железнодорожного полотна по дороге во Флориду. На стр. 363
читаем: "Вождь навахо", однако на фотографии изображен
юноша-навахо перед отправкой в школу-интернат в
Карлайл. На стр. 183 и 619 помещен один и тот же портрет
вождя черноногих работы Дж. Кэтлина с датировкой
1826 г., хотя общеизвестно, что знаменитый художник
совершил путешествие на Запад лишь в начале 1830-х гг. И
этот перечень ошибок можно было бы продолжить. В качестве
комплимента составителям, необходимо отметить, что намного
увеличилось количество цветных и черно-белых иллюстраций,
однако, как уже отмечалось, их качество оставляет желать
лучшего.
Мало того, что данные о численности многих племен,
приведенные в первом издании, давно устарели, они
повторяются опять (общая численность всех алгонкинов,
арапахо, арикара, делавары, канза, крики, куапо, манданы,
- и этот перечень далеко не полный). Сомнительно, чтобы
численность многих племен в течение 10 и более лет
осталась без изменений. И это вдвойне досадно при наличии
точных данных о переписях населения, проводимых в
Соединенных Штатах каждое десятилетие.
Необходимо отметить, что появление в энциклопедии
нового автора А.А. Истомина в лучшую сторону отразилось на
качестве и содержании материалов, однако это касается, в
основном, регионов Калифорнии и Северо-Запада. Им были
полностью заменены слабоватые статьи И.И. Крупника и М.С.
Полинской из предыдущего издания о таких племенах и
группах, как вакаши, йокутс, квакиутль, майду, мивок,
нутка, пайюте, пенути, помо, селиши, сахаптины, тлинкиты,
хайда, хока, хопи, цимшиан, чинук, шауни, шошоны, юрок и
юте. Кроме того, некоторые статьи были им незначительно
изменены или развернуты (об ирокезах, меномини,
чипевайнах, апачах, вийот, винтун, гуронах, делаварах,
кауилла, зуньи, кри, луисеньо, монтанье-наскапи, оджибва,
пуэбло, семинолах и типаи-ипаи) в соавторстве с В.А.
Тишковым и О.И. Романовой.
Несмотря на то, что данные о новом произношении
названий некоторых племен уже не подвергаются сомнению, в
настоящем издании они приводятся в прежней, ошибочной
транскрипции. В первую очередь это касается чейеннов
(правильно - шайены) и чироки (правильно - чероки, с
ударением на первый, а не на второй слог).
Во втором разделе, касающемся религий мира,
североамериканские индейцы почему-то представлены всего в
двух статьях Е.А. Окладниковой о пейотизме и шейкеризме,
хотя общеизвестно, что подобных конфессий гораздо больше.
Что же касается традиционных верований, о них лишь
упомянуто вскользь в небольшой статье, касающейся
анимизма, фетишизма, тотемизма и культа предков.
Однако при всем этом немаловажно отметить, что работа
по подготовке первого, а также и настоящего изданий была
проделана немалая. По сравнению с материалами по
североамериканским племенам, представленными в двух
изданиях многотомной "Большой Советской Энциклопедии",
статьи В.А. Тишкова, А.В. Логинова, А.А. Истомина, Ю.Е.
Березкина, О.И. Романовой, М.С. Полинской, И.И. Крупника
выглядят гораздо более информативными и менее
политизированными. Более-менее подробно излагаются
основные историко-этнографические характеристики народов,
а в некоторых случаях даже акцентируются их
ритуалистические, мифологические и языковые традиции.
О.Н. Ясененко