Этнография и антропология
     
Предыдущая статья К оглавлению Следующая статья
 

Ассинибойны

Тетоны и янктоны начали движение на запад после 1650 года. В 1659 году от янктонов-вазикуте ("стрелки среди сосен") отошла группа, живущая по соседству с племенем кри и имеющая с ними смешанные браки, которая в последствии стала называться ассинибойнами. В некоторых источниках ассинибойны упоминались уже в 1640 году, как отдельное племя, жи-вущее в районе озер Лесного и Нипигон.

Позже кри, получившие оружие от белых, оттеснили к югу в прерии тетонов, янктонов и янктонаев. В 1680 году омаха, атакованные янктонами, были вынуждены уйти из своей родины - Каменоломень Красного Камня - на запад к реке Биг-Су. После 1780 года. Часть омаха стало известно как отдельное племя - понка. Около 1760 года янктоны отделились от основного на-рода и пошли к озеру Большого Камня. Второй поток, тетоны, распались на брюле и оглала на юге. Остальные пять племен саоне - "люди лесов" двинулись вверх по реке Миннесоте, в вер-ховьях которой они встретили шайенов, которых прогнали на северо-запад.

Арикара и манданы называли саоне всех сиу. Среди верхних янктонов саони были из-вестно как тчайона (Tchayona) - "стрелки среди деревьев". В конце XVIII века название саоне применяется к группе, образовавшейся из нескольких племен сиу в верховьях Миннесоты и на-рода мазикота; на языке сиу: "мази" - железо, "куте" - стрелять. Когда тетоны-саоне пошли к Миссури, с ними пошли не только янктонаи, но и часть вазикуте и мазикота.

Ассинибойны называли себя накода - люди, или накота - щедрые. Чиппева зовут их ас-сенепаитук - "те, кто варит камни". Дакота называют ассинибойнов хоха (Hoha) - рыбоеды. Ас-синибойнов, живущих в Канаде, называют стони, хотя себя они чаще зовут хопа-макса - голо-ворезы. Общая численность ассинибойнов около 20 тысяч человек.

Ассинибойны совершали военные походы как против черноногих, гровантров, флэтхе-дов, так и против дакота. Тем не менее, в конце XVIII - начале XIX веков некоторые черноно-гие и ассинибойны заключили мир.

Ассинибойны делятся на 3 больших и 17 малых групп:

  1. Хо'ке - любители большой рыбы.
  2. Ту-ван'худан - любители приведений.
  3. Сичон-ски - сморщенная лодышка.
  1. Чанхма-да.
  2. Унскаха - бродяги.
  3. Ваи'а винч'шта - северные люди.
  4. Вато'пахна-орван.
  5. Чанхевин чшта - люди лесов.
  6. Танин-табин - бизонье бедро.
  7. Худешабин - красный приклад.
  8. Ваки-ази-хиабин - коптильщики сала.
  9. Вичиабин.
  10. Инянтонванбин - народ скал.
  11. Шунчеби - Canum Mentulae.
  12. Вато-пабин - гребцы одним веслом.
  13. Шаги'а не скабин - половина кри.
  14. Хе-натонван - горный народ.
  15. Хебина - горный народ.
  16. Ишна'умбиса - те, кто бывают одни.
  17. Ининаумби.

Ассинибойны красили белой глиной вокруг глаз и волосы спереди, лицо раскрашивали в соответствии с военными заслугами. По шее вниз на грудь татуировались две черные полосы. Некоторые мужчины носили длинную толстую косу сзади и тонкие короткие - спереди. Муж-чины носили головные уборы из белого волчьего меха, украшенного полосками меха и перья-ми. Зимнюю одежду украшали розетками впереди и на спине. Военная рубаха, дословно "уви-денная во сне", разрисовывалась так, как ее видели во сне. На плечах рубахи - медвежьи когти, на рукавах, возле кистей рук - медвежьи уши. Женская одежда изготовлялась из шкур горных коз и украшалась иглами дикобраза и зубами лося.

Воины ассинибойны, подобно дакота, носили с собой во'таве, или священный узел. Если воин желал приобрести во'таве, он обращался к шаману и платил за это лошадь. Шаман гово-рил, какие вещи необходимы и предсказывал, что случится с владельцем. Из оружия применяли лук, частично изготовленный из лосиного рога, копья с длинной рукояткой для ближнего боя и 3-4 типа дубинок. Стрелы ассинибойнов считались самыми длинными, колчаны изготовляли из кожи гремучей змеи.

На щитах, воха'тчанга, изображали Солнце, Луну, Птицу Грома, бизона или его голову и других животных, раскрашенные красной, черной и голубой красками.

Трубки изготовляли из белой глины и мрамора, который, будучи прекрасно отполиро-ванным, при курении как бы излучал сияние. Трубки изготовляли и из голубого джаспера, за которым ходили далеко на северо-запад в предгорья Скалистых гор.

Мясо варили в вырытой в земле яме, усланной шкурами и заполненной водой. В воду бросали раскаленные камни. Приготовлением пищи при помощи камней занимались мужчины, женщины никогда так не готовили, они жарили на вертеле. Пищу подавали в деревянных та-релках или на разносах. Применяли так же посуду из березовой коры, та'ба. Хороший суп гото-вили из крови животного, которую варили вместе с ягодами.

Имя ребенку дает крестный отец в присутствии соплеменников, при этом он поднимает ребенка над головой и произносит его имя, после чего то же проделывают по кругу все присут-ствующие. Родители в честь этого события устраивают пир. Имя иногда давал какой-нибудь из храбрых воинов по одному из своих подвигов, в случае, если родителям ребенка не приходил вещий сон.

Мужчине запрещалось разговаривать с тещей и тестем, женщине - со свекром. При зна-комстве, сватовстве парень на девушку смотрел только через щель одеяла, покрывавшего голо-ву.

Мужчин хоронили на помостах. Особо храбрых - на земле, под прикрытием камней и дерева, в сидячем положении, лицом на восток. Иногда, в связи со смертью воина, убивали его собак для сопровождения в мир духов. В трауре жены и мужья стригли волосы.

У ассинибойнов в древние времена при охоте на бизона несколько воинов, одевшись под животных, внедрялись в бизонье стадо и на протяжении нескольких дней направляли его в ло-вушки. Существовала большая церемониальная охота на бизонов, вапа-саби. Нарушившие за-кон общественной охоты обычно строго карались, а иногда их и убивали.

В походе вождь останавливал воинов обычно четыре раза и пел песни. На последней ос-тановке они спали. По случаю победы исполнялись две пляски: Овинкс ватчи'би - круговая пляска, в которой участвовали женщины, и вакте'нова у'мби - воины обходили лагерь с песня-ми, восхваляя подвиги соплеменников. Женщины исполняли пляску скальпов - вакте'ватеи'би, они несли на шестах скальпы врагов и другие вещи, и когда барабанщики начинали петь, жен-щины становились в круг, двигаясь вперед-назад. Если воин приводил лошадь из огороженного вражеского лагеря, он имел право расписать свое типи, изобразив свой подвиг.

Палатка вождя устанавливалась в центре лагерного круга. Ниже палатки вождя стави-лась вийо'ти'би - большая палатка воинов, как тио'типи у дакота. У ассинибойнов палатка на-зывалась ви'ки, или ви'ки-ва'ми. На южной стороне спали родители, ближе к входу - младшие дети, на севере - старшие дети и гости. При переходах шесты связывали по 5-6 штук через от-верстия, прожженные в 50 см от верхних концов.

Создателями первых типи считаются степные кри. Входом на восток типи ставили шай-ены, арапахо, черноногие, дакота, кайова (или в центр селения); на юг - ассинибойны; от ветра - хидатса (или в центр лагеря), команчи. Рисунки на покрышке чаще всего встречаются у степ-ных кри, шайенов, кроу, хидатса, тетон, кайова, команчей; у арапахо, черноногих, омаха и ас-синибойнов раскрашивались только типи вождей. Степные кри, черноногие, хидатса шесты не связывали.

У тетонов во время беременности женщина делала из кожи черепаху либо ящерицу. Ко-гда рождается ребенок, она клала его пуповину вовнутрь этого талисмана, который подвеши-вался на плечо ребенку на ремешке. Он носил талисман до 5-6 лет, после чего мать хранила его у себя. (Черепаху и ящерицу трудно убить). Сестра отца делала колыбель.

Имя девочке давали по имени самой старой прабабушки. Мальчику отец давал имя по одному из своих подвигов или по вещему сну. Имя объявлял обычно шаман или вождь, а дед объявлял, имя того, кто проткнет ребенку уши во время Пляски Солнца. Крестный отец при-сваивал мальчику тайное имя (для продления жизни), связанное с сексом. В 4-5 лет ребенок по-лучал все собственные вещи и свою постель и за все отвечал сам. Курить разрешалось после первого военного похода, в 11-15 лет.

Когда девушка становилась взрослой, ее родители отправляли ритуал Девы Белой Бизо-нихи. В типи разжигали огонь из дров тополя, чтобы дым изгнал духа аноките - духа бесстыд-ных вещей. Знахарь давал девушке воду с ягодами черемухи. Мать расчесывала ей волосы на-перед. Девушка раскрашивала свое лицо и одевала новую одежду, ей прикрепляли орлиное пе-ро. В типи были обязательно бизоний навоз, кусок земли, очищенный от травы, и с белым кре-стом на нем и выкрашенный бизоний череп против входа. В общество белого бизона входили почти все женщины.

Девушка могла требовать, чтобы для нее перед свадьбой устраивалось определенное число праздников девушек, на которых родители одаривали подарками бедных.

У тетон были следующие женские общества:

1. Совы-одиночки. В этом обществе состояли те женщины, у которых был лишь один муж и которому они были верны.

2. Виньян тапика - священное общество. Собиралось в большом типи, задняя часть ко-торого покрывалась полынью. Приближалось к мужскому военному обществу. Имело 2 бараба-на, 2 погремушки. В распущенных волосах носили орлиные перья и венок из полыни. В руках - пучок полыни и орлиное перо. Раскрашивали руки и лицо в красный цвет, на лбу, подбородке и щеках - голубые полосы.

3. Носительницы щитов. В это общество входили женщины, чьи мужья и сыновья - ве-ликие воины. На праздниках носили щиты своих мужей и сыновей, хотя обычно женщинам не разрешалось прикасаться к оружию. Во время танца одевали мужские военные регалии, а в ру-ках несли оружие, как в пляске скальпов или пляске победы у черноногих, кроу, шошонов. В обществе было 4 мужчины - барабанщика. Женщины чернили свое лицо как и в пляске скаль-пов. Иногда их танец называли пляской раненых.

4. Вышивальщицы. Общество уважаемых женщин у сиу, шайенов, арапахо, раньше у кроу и черноногих. Вышивали только иглами дикобраза. Члены этого общества изготовляли и украшали типи.

     
Предыдущая статья К оглавлению Следующая статья
     

ГЛАВНАЯ ПОРТАЛА

ГЛАВ. АЛЬМАНАХА