Внимание - фальшивки!
В газете "Известия" за 12 июля 2000 года была
опубликована статья под названием "Чудо в перьях" некоего
Дмитрия Соколова-Митрича. За ней один за другим на
телеканале НТВ последовали сначала краткая, а затем и
развернутая версии репортажа "Добровольная резервация"
Тимофея Баженова и Вячеслава Титова. Автор газетного
репортажа чуть ли не в каждом предложении кичится своим
"остроумием", перевирает события, открыто высмеивает
"пернатых индейцев" (то есть индеанистов), тем самым
проявляя максимум неуважения к людям, оказавшим ему
гостеприимство. А московские горе-тележурналисты пошли еще
дальше, рассказав на всю страну красивую сказку о том,
чего нет на самом деле. Во всю прыть разыграв свою
болезненную фантазию, они воспользовались для ее
подтверждения грязными приемами: зрителям представлены
реальные кадры пау-вау в Холмах (пос.Каннельярви,
Ленинградская обл.), но при этом в тако-о-о-о-о-й подаче,
снабженные таки-и-и-и-и-ми комментариями, что остается
только пожалеть авторов и покрутить пальцем у виска.
Я слышал разные мнения. Одни называют эти репортажи
неуместной шуткой, другие - досадным недоразумением,
кто-то - провокацией… Один из моих знакомых
охарактеризовал эти фальшивки словами "соплей напустили",
другой сказал, что "худшей антирекламы и не придумаешь".
Ясно одно - больше таких "добродетелей" на пау-вау никто и
на шаг не допустит (разве что по простоте душевной
простит). Но факт есть факт. И он печален. Как и у каждого
события, у этого тоже есть свое продолжение. И о нем
свидетельствуют многочисленные отзывы, которые у всех на
слуху, и которые приходят в редакцию "Первых Американцев".
Вот наиболее характерные из них.
Из писем читателей
В газете "Известия" я прочел занятную статейку "Чудо в
перьях". Статья меня сильно возмутила своим
дилетантски-интрижным тоном. Ну полное дерьмо ослиное, а
главное никому не нужное, кроме тех из лагеря в Холмах,
кто использует его в каких-то провокационных целях, а
также для утешения собственной важности и ущербности духа.
Следом за этой статьей я посмотрел специальный репортаж на
эту тему на канале НТВ. Оказывается, десять основателей
Движения сейчас находятся в окопах Чечни, и даже кое-кто
вдается по этому поводу в философские размышления. И что
они, дескать, народ в духе. А я думаю, что скорее - с
душком. До каких пор на нашем празднике будут находиться
лживые представители средств массовой информации. А
ударение на "чеченцев" - это стремление создать "крышу".
Агрессивно настроенных людей, переживших экстремальные
ситуации (войну, тюрьму и т.п.) легко настроить на нужный
лад, ибо в мирной жизни они чувствуют себя неуместными и
обиженными. Немного лести, немного лжи, но больше
мистического тумана - и вот бойцы выстраиваются вокруг
тебя в личный легион. Скорее всего, сюсюканье с такими
людьми предназначено для создания некой группировки,
которую можно легко использовать для травли кого-либо.
Увы, это отражение проблем окружающего мира в нашей
маленькой общности. Сражаться с этим бессмысленно, надо
просто продолжать заниматься своим делом. Я расцениваю все
это как хитросплетенную игру, провоцирующую людей на
негативную реакцию. Убедительно прошу всех не обращать на
эти потуги никакого внимания. Жизнь учит быть бдительным и
вычеркивать из общения опасных людей.
Андрей Кирьянов (г.Ростов-на-Дону)
Прочитал в "Известиях" статью о Пау-Вау в Холмах. Очень
жаль людей, которые были обмануты, и еще более жаль тех,
кто сам себя обманул и продолжают обманывать. Заявляя о
свободе - свободе от запретов - они не понимают, что их
свобода - это самообман, так как они в плену у своих
пагубных привычек, они в рабстве, из которого и выйти не
могут, в рабстве порока.
Евгений Курбатов (Псковская обл.)
Индеанисты России превозносят культуру индейцев, и
вместе с тем боятся оторваться от великодержавности. Те из
вас, кто ездит убивать чеченцев, ясно из какого чувства
боятся назвать себя на телеканале НТВ. Такое
неоконкистадорство только позорит ваше движение.
Айрат (Татарстан)
"Организаторы" Пау-Вау в Холмах своей "естественной", а
точнее противоестественной жизнью в своем лагере добились
того, чего и следовало ожидать - глупой статьи "Чудо в
перьях" и лживого, безграмотного репортажа на канале НТВ.
Спасибо им за такой "подарок" к юбилею (В 2000-м году
индеанисты отмечали 20-летие своего организованного
движения в стране. - Прим. ред.) Можно только догадываться
о том, каково всем нам придется после подобной чертовщины,
которая уже возвращается к нам, как бумеранг. Ибо они
забыли и другой закон Равновесия в Природе: все, что люди
делают в этой жизни, рано или поздно к ним же бумерангом и
возвращается.
Какая такая "война"? Какой такой "шаман, разгоняющий
дождевые тучи"? Сколько раз можно говорить о том, что
индейцы - живые люди, что играть в индейцев смешно, что
играть с духами опасно? До шаманов нам еще расти и расти,
и такими действиями, скорее всего, не дорастем. Да,
индеец, по сути своей, скорее рос воином. Но мы то живем в
другое время. Сегодняшний индеанист - воин не в поле, где
льется живая кровь, а в духе. Ему нужно бороться со своими
духовными врагами: злостью, завистью, невежеством, ложью,
гордостью, эгоизмом и т.д., а не с другими народами.
Альберт Осипов (Нижегородская обл.)
По существу
Давайте обратимся к самим репортажам, чтобы не быть
голословными. Первое, что бросается в глаза, это дебильные
заголовки: "О, бледнолицый брат мой!", "Чудо в перьях",
"Шарик ошибался", "Я - Мата Наджин. А ты кто?",
"Добровольная резервация" и т.п. Авторы утверждают, что
попали на пау-вау в условиях конспирации, и уж поскольку
туда не всякий допускается, значит они завоевали такое
доверие, что могут взять на себя право писать и говорить
что угодно. И они этим "правом" воспользовались. А теперь,
вкратце, картина, которую Баженов, Титов и Соколов-Митрич
совместными усилиями выдали на суд зрителей и читателей. Я
привожу ее практически дословно.
Перед нами - территория свободы, добровольная
резервация. Население резервации - один с индейцами народ,
настоящие лакота. Их здесь чуть более 500 человек - целый
культурный пласт. Они живут там давно, а их вождь - Мата
Наджин (Медведь, встающий на дыбы) - уже более 20 лет.
Когда-то он был русским, у него было имя и фамилия. Сейчас
Мата - самый уважаемый человек на пау-вау (хотя с виду не
скажешь). Уважаемей другого уважаемого человека в лагере -
Рысенка, в типи которого определили Соколова-Митрича.
Уважение Мата заработал на Алтае, где он, Рысенок и
остальное Матово племя завели свое ковбойское хозяйство.
Но битва с властями и местными пьяницами кончилась
поражением индейцев. Мата с Рысенком и прочими воинами
духа вернулись на континент. Мата теперь делает на продажу
индейские сувениры (мокасины - от ста долларов, типи - от
двухсот). Рысенок же ездит на заработки в Германию. Он
говорит: "Индеец - это термин, а не этнос. Это значит
"свободный"".
В этом году случилось безобразие - состоялись два
пау-вау. Вместо водки, пива и кантри-дискотеки до утра в
другом лагере предложили следование "красному пути" и
прочие прелести. Но не тут то было! "Не для того мы стали
свободными, чтобы закабалять себя изнутри", - соглашается
Мата. "Если ты, чувак, индеец,/ ты найдешь себе оттяг./
Настоящему индейцу/ завсегда везде ништяк", - вторит им
известная песня группы "Ноль".
Но тут дискуссию Рысенка и Маты прерывает крик "хочу
мяса!": это Мата Сапа (Черный Медведь) зазывает индейцев
на танцы. Индейцы накладывают на лица макияж и пускаются в
пляс. И это было действительно пау и действительно вау.
Место "лагеря свободы" держится в секрете: чтобы
попасть туда, нужно быть настоящим индейцем. Типи состоит
из шестов, укрытых двумя слоями шкур и плотной ткани. На
полу лежит все, что может понадобиться духам. Если человек
в лагере быстро разжигает огонь - он шаман огня, если
хорошо плавает - шаман воды, а от песни шаманов ветра
прекращается ветер. Настоящий охотник должен истерично и
истошно визжать, когда он кого-нибудь поймает, чтобы племя
узнало об успехе. Охота и рыбалка - источник пищи в
лагере. Чай лакота пьют из сосновых иголок.
А вот "шаман" Мата Сапа разгоняет облака, в то время
как воины поют "песню свободного неба". Главный охотник
вернулся с охоты и спешит ставить типи. У шамана на конце
копья голова орла - символ власти человека над природой.
Когда все понимают, что "обуздать" стихию не удалось, все
прячутся в жилища.
Это единственное в мире свободное пау-вау. Здесь
свободны все: можно работать, а можно отдыхать, можно
охотиться или вышивать, можно ездить в город и продавать
там свои изделия. Основные заработки членов резервации -
шитье сапог, выделка ремней, кошельков и шляп. Музыканты
пау-вау вынуждены ездить в большие города и петь там,
собирая подаяние в шляпу. Деньги делят поровну - от
каждого по способности, каждому по потребности. Здесь
можно смотреть на обнаженное тело, но нельзя трогать
руками перья в головном уборе. Можно спать вповалку в
одной палатке, но нельзя держать за руку избранницу или
жену товарища. Ребенок может спать и есть в любом доме, но
не может назвать отцом чужого человека. Женщина -
существо, безусловно подчиненное мужчине. Здесь не прощают
измен. Изменниц приговаривают к публичной порке. Последний
раз такое происходило 14 лет назад, и с тех пор женщины
стали осторожней. Каприз женщины вполне может стать
причиной войны, но если она попробует командовать
мужчиной, племя ее осудит.
Человек играет на флейте потому, что рядом с этой
палаткой хранится священный головной убор. Он всю ночь
будет отгонять от него злых духов звуками флейты. Каждое
перо стоит 100 долларов. Общая стоимость одежды воина
может достигать пяти-шести тысяч долларов. Но если у
индейцев принято вытирать руки о штаны, значит нужно
вытирать. Если принято становиться на одно колено в грязи,
значит нужно становиться.
Сегодня на пау-вау нет около десятка мужчин, которые
были основателями движения - они уехали в командировку в
Чечню. Дело в том, что индейцы - воины в духе; когда идет
война - индеец в своей тарелке. Вождь племени, Мата
Наджин, говорит, что у них "отношение к войне, как к части
жизни, потому что жизни без войны не может быть. Целью
военных действий является борьба духов - у кого дух
сильней". В последней чеченской индейцы на стороне
федералов - они предпочли войну фестивалю пау-вау. А в
следующем году, когда войны не будет, они приедут
танцевать шаманские пляски.
В соседней деревне Грязьково индейцев не любят. Недавно
тракторист Кулачков поджег типи и написал неприличное
слово на знамени лакота. Другой местный житель говорит,
что индейцев надо изгнать, а то они здесь "орудуют" и
чувствуют хозяевами. Лакота считают, что мужчина должен
быть грубым. Брутальность - это культ. За грубость индейцы
и уважают тракториста Кулачкова. Суеверные люди из
Грязьково ходят в лагерь просить шаманов, чтобы те
поговорили с духами на предмет улучшения погоды или
увеличения зарплаты. А лакота - народ безотказный; если их
о чем-то просят, камлают обязательно.
За двадцать лет на пау-вау сменилось три поколения
индейцев. В 80-е годы это было игрой. В 90-х годах у
"индейцев в духе" родились дети индейцев, которые уже не
знают другой жизни. Между типи ходят дети, которые не
знают русского языка. Сегодня эти бывшие хиппи и любители
тяжелого металла уверенно становятся малой народностью.
Недоразумение или злой умысел?
Прочитав этот бред, зададимся вопросом: что сие должно
означать? Что это: шутка, недоразумение, или злой умысел
репортеров? Ни одно, ни другое, и ни третье. Корень этого
зла ищите среди самих индеанистов. Все это - горькое
наследие противостояния, искусственно раздуваемого людьми,
которые ставят свое эго превыше единства в движении. Мы не
будем вдаваться в причины кризиса, об этом читатели уже
имели возможность узнать в предыдущих выпусках нашего
альманаха. Да только для организаторов пау-вау в Холмах
"воз и ныне там", а "урок не идет впрок". Они сделали вид,
что этот кризис их не касается, хотя именно по их вине он
и происходит. Что будто бы и не было за полгода до пау-вау
никакой "Декларации движения индеанистов России" (в
которой были определены цели и принципы движения), ведь
именно они ее и не поддержали. (Хотя нет, ради
справедливости скажем, что некоторые сначала поддержали, а
затем спрятали глаза, потому что поняли свою слабость).
Что будто бы и не было людей, впервые приезжавших на
пау-вау и после знакомства с бардаком и пьянками в лагере
больше никогда туда не возвращавшихся. И как будто бы зря
было записано в декларации, что "мы выступаем против
любого проявления спекуляции, коммерческой эксплуатации и
искажения нашей деятельности средствами массовой
информации". И прочее, и прочее, и прочее…
Можно, конечно, списать все на репортеров. Дескать -
стрелочник виноват. Да только людей не обманешь. Жаль
обманутых в Холмах. Уж явно просвечивается в словах
репортеров почерк "уважаемых и самых уважаемых людей
народа лакота из Холмов". Уж явно слышится за всем этим
бредом (в котором, поверьте, действительно нет ни слова
правды,) гнусная демагогия о "настоящей свободе" из уст
"вождей" лагеря в Холмах. Да и сами репортеры в титрах
благодарят за помощь в организации и проведении съемок не
кого иного, как индеаниста А.Тарабановского. Вот откуда
идет вся эта гниль - от нас самих, друзья индеанисты…
И, к сожалению, нет другой возможности опровергнуть
этот бред, как только на страницах нашего альманаха. Мне
стыдно за все это. Нет никакой добровольной резервации
близ деревни Грязьково. И не говорят дети индеанистов на
языке лакота. И нет у индейцев тяги к войне - как и все
другие народы они любят мир, ведь только в мире могут
расти их дети. И не было в Чечне во время пау-вау в Холмах
никаких ветеранов движения, воюющих на стороне федералов.
Ветераны движения находились в это время именно в лагере
Пау-Вау Возрождения, который прошел в духе настоящей
свободы, где права и жизнь людей уважалась так же, как и
сама Природа. Мне стыдно перед тысячами людей, которые
смотрели и читали эти репортажи и, так же как и Айрат, с
отвращением в душе думают, что индеанисты делегируют своих
людей на войну с чеченцами. Стыдно и больно.
Так что, прежде чем упрекать героя мультфильма Шарика в
некомпетентности, не лучше бы автору статьи самому поближе
познакомиться с темой, о которой он пишет? А
телерепортерам спуститься с облаков на землю и строить
свою карьеру на правде, а не лжи. Чтобы не вытирать ноги о
тех, из чьей тарелки ели и у костра которых спали. И не
стоит ли индеанистам задуматься, наконец, о том, что же
для них все это значит: и индейцы, и пау-вау, и само
отношение к жизни… Неужели в подарок к 20-летию движения
мы не заслужили ничего, кроме этих фальшивок?