Традиции
     
Предыдущая статья К оглавлению Следующая статья
 

Священная Трубка
(Рассказ Черного Лося о семи обрядах сиу)

Глава III. Инипи: обряд очищения

В обряде Onikave (Sweat Lodge) используются все силы вселенной: земли и того, что произрастает из нее, огня и воздуха.

Вода представляет Гром-существа, появление которых ужасно, но приносит добро. Пар, восходящий от камней, в которых есть огонь, пугает, но он же т очищает нас так, что мы можем следовать воле Вакан-Танка. Если мы станем очень чистыми, он может даже послать нам видение.

Используя в обряде воду, мы должны думать о Вакан-Танка, который изобилует, отдавая свою силу и жизнь всему. Нам даже следует быть подобными воде, которая находится ниже, чем все вещи, но сильнее даже скал.

Палатка для Инипи делается из 12 или 16 молодых ив. Это так же дает нам урок, ибо падая, их листья умирают и возвращаются к земле, но весной они снова зазеленеют и вернутся к жизни. Так же и человек. Он умирает, но его душа продолжает жить в реальном мире Вакан-Танка, где нет ничего, кроме духов всех вещей. И эту, истинную жизнь, мы можем узнать здесь на земле, если очистим наша тела и умы, тем самым приближаясь к Вакан-Танка.

Камни, которые мы используем, представляют Бабушку Землю, от которой происходят все плоды. Они, эти камни, представляют также неразрушимую и вечную природу Вакан-Танка.

Ивы, составляющие остов палатки Инипи, устанавливают так, что они отмечают четыре четверти вселенной. Значит, вся палатка в целом - есть вся вселенная и все двуногие, четвероногие и крылатые народы, и все вещи мира содержатся в ней. Все они тоже должны быть очищены до того, как они смогут послать свой голос к ВаканТанка.

Огонь, используемые для нагревания камней, представляет великую силу Вакан-Танка, дающую жизнь всему. Он, словно солнечный луч, ибо Солнце - это тоже Вакан-Танка, в определенном аспекте.

Круглая площадка для камней в центре Инипи - это центр вселенной, в котором живет Вакан-Танка с его силой - огнем.

Все эти вещи - Вакан для нас и должны пониматься глубоко, если мы действительно стремимся стать чище. Сила вещи и действия состоит в понимании ее значения.

Палатка Инипи всегда сооружается входом на восток, потому что оттуда приходит свет мудрости. Примерно в десяти шагах к востоку от входа мы делаем священную палатку для костра, которая называется "Peta owihakkeshni" или вечный огонь. Здесь нагреваются камни.

На эту палатку сначала кладутся четыре палки, ориентированые восток-запад, затем на них сверху - четыре палки север-юг. Затем вокруг приставляются палки как в типи: сначала на западной, затем на северной, восточной и южной стороне. Камни сначала кладутся тоже по этим четырем направлениям, а затем много камней складываются на дрова сверху. При этом следует молиться:

- О Дед, Вакан-Танка, Ты - есть и всегда был! Я готов исполнить Твою волю так, как Ты учил нас. Размещая эти священные камни на четыре четверти, мы понимаем, что это - Ты, который находится в центре всего.

- О священные камни, вы помогаете нам исполнить волю ВаканТанка.

И, когда мы зажигаем огонь, всегда с восточной стороны костра, мы молимся:

- О Вакан-Танка, это Твой вечный огонь, данный нам. Это Твоя воля, что мы сделали это священное место. Вечный огонь горит всегда и благодаря ему мы будем жить заново, будучи очищенными и приблизившись к Твоим силам.

Делая центральный алтарь в палатке Инипи, где потом будут положены нагретые камни, мы сначала втыкаем в землю палку в центре. Затем с помощью ремешка рисуем на земле окружность. В это время мы должны молиться:

- О Дед и Отец, Вакан-Танка, создатель всего, что существует, который всегда был. Заметь меня!

- И ты, Бабушка и Мать, Земля, ты - Вакан и у тебя есть священные уши. Услышь меня! Мы все пришли от тебя, мы являемся частью тебя и мы вернемся к тебе, когда наши души пойдут по Великой Тропе Духов.

- Обозначая этот центр в земле, я вспоминаю тебя. К Тебе вернется мое тело, но мой дух станет одним целым с Вакан-Танка, ибо Он - выше всего. Очищая себя, я хочу сделаться достойным Тебя, о Вакан-Танка, чтобы мой народ мог жить!

Теперь в центре Инипи делается круглое углубление. Землей, вынутой оттуда, посыпается священная тропа, ведущая от входа на восток, и в конце ее насыпается маленький земляной холмик. Насыпая землю, мы молимся:

- На тебе, Бабушка Земля, я насыпаю священную тропу жизни. Очищая себя, мы твердо пойдем по этой тропе, ведущей к ВаканТанка. На ней есть четыре шага, которые священны. Позволь моему народу идти этой тропой. Позволь нам быть чистыми! Позволь нам жить снова!

И теперь, посылая голос прямо к Вакан-Танка, мы восклицаем:

- Дед, Вакан-Танка, мы узнали Твою волю, и мы знаем священные шаги, которые должны сделать. При помощи и при содействии всех вещей и всех существ, мы готовы послать наш голос к Тебе. Будь милосерден к нам! Помоги нам!

- Я вступаю на эту священную тропу и посылаю свой голос к Тебе через четыре силы, которые на самом деле - одно. Помоги мне во всем этом!

- О, мой Дед, Вакан-Танка, будь благосклонен к нам! Помоги моему народу и всем другим существам жить в святости, благодаря Тебя! Помоги нам, о Вакан-Танка, жить снова!

Тот, кто проводит обряд очищения, входит в палатку со своей трубкой. Он проходит по кругу, по ходу солнца и садится на западе, лицом к входу. Он делает алтарь в центральном углублении, кладя щепотки табака в четыре его угла.

Горячий уголь подают в палатку и он кладет его в центре. Руководитель затем жжет на нем священную душистую траву и натирает дымом все свое тело, ноги, голову и руки. Трубка тоже очищается над дымом. Все это становится священным и, если в палатке есть что-нибудь нехорошее, то оно будет выгнано силой этого священного дыма.

Теперь руководитель обряда предлагает щепотку табака Крылатой Силе запада, места, где садится солнце, места, от которого приходят очищающие воды. Эта Сила призывается и ее просят помочь в обряде. считается, что она воплощается в щепотке табака. Ее кладут в трубку и так же предлагают табак Силе севера, места, откуда приходят очищающие ветра; Силе востока, места, где встает солнце и откуда приходит мудрость; Силе юга, места, которое является источником и концом всей жизни; вверх - небесам, и наконец, Матери-Земле. Когда призывается помощь каждой Силы и, когда каждая щепотка табака кладется в трубку, все стоящие около палатки Инипи громко восклицают: - Хау! - Этим они выражают свою радость и удовлетворение по поводу сделанного.

Когда трубка набита, руководитель выходит из палатки и, пройдя на восток по священной тропе, кладет трубку на земляной холмик в ее конце, головкой на запад, а чубуком на восток.

Все, кто готов очищаться, входят за ним в палатку. Опускаясь на четвереньки, чтобы войти, каждый молится:

- Хи хо! Хи хо! Pila mya (спасибо)! Низко наклонясь, чтобы войти в это жилище, я вспоминаю, что я - ничто в сравнении с Тобой, о Вакан-Танка, который - Все. Ты поместил нас на этот остров и мы последние из тех, кто был создан Тобой, который был первым и который был всегда. Помоги мне стать чистым, перед тем, как я пошлю свой голос к Тебе! Помоги нам во всем том, что мы собираемся делать!

Внутри, участники церемонии, двигаясь по ходу солнца, рассаживаются на священный шалфей, устилающий пол. Руководитель садится на востоке, прямо за дверью. Некоторое время все хранят молчание, вспоминая доброту и могущество Вакан-Танки.

Затем, помощником руководителя (часто это женщина), который остается за дверью в продолжении обряда, в палатку подается трубка. Тот человек, который сидит на западе, берет ее и кладет перед собой головкой на восток и чубуком на запад.

Деревянными щипцами помощник берет один камень из священного костра, Peta owihankashni, и, пройдя по священной тропе, подает его в палатку. Камень кладут в середину алтаря, он предназначен для Вакан-Танка, который всегда находится в центре всего. Человек, сидящий на западе, касается головкой трубки этого камня. И так он поступает каждый раз, когда камень кладется на алтарь. В это время все восклицают: "Хи йе! Хи йе! Благодарим!"

Второй камень, внесенный в палатку, кладут на западную сторону алтаря, следующий на Север, затем на Восток, затем на Юг, один на землю, и наконец один священный камень, представляющий ВаканТанка, кладется сверху на них. Теперь все эти камни олицетворяют все, что есть во вселенной.

Человек, сидящий на западе, предлагает трубку небесам, земле и четырем сторонам света. Затем он раскуривает ее и после нескольких затяжек, натерев дымом трубки все свое тело, передает трубку сидящему слева от него, говоря (смотря по их отношениям) или: "Ho Ate!" или: "Ho Tunkashila!".

Тот, кто берет трубку, говорит в ответ: "How Ata!" или "How Tunkashila!", и таким образом трубка обходит по солнцу весь круг. Когда она вернется к человеку, сидящему на западе, он очищает ее, чтобы нечистый человек не мог коснуться ее и вычищает пепел, складывая его на краю священого алтаря.

Это первое использование трубки напоминает нам о священной женщина Белого Бизона, которая когда-то вошла в нвше жилище.

Теперь трубка проходит по кругу к руководителю обряда, сидящему на востоке. Он держит ее немного над священным алтарем чубуком на запад, а затем двигает в таком положении вдоль священной тропы в направлении на восток. Помощник за дверью берет ее и, набив согласно обычному ритуалу, прислоняет к земляной насыпи головкой на восток, а чубуком на запад, ибо теперь призывается Сила Запада.

Помощник закрывает дверь в Инипи, создавая внутри полную темноту. Эта темнота представляет собой темноту души, наше невежество, от которого мы сейчас должны очиститься и увидеть свет.

В продолжении обряда Инипи, дверь будет открыта четыре раза, пропуская внутрь свет. Это напоминает нам четыре этапа жизни, и так же о том, что благодаря доброте Вакан-Танка, мы получаем свет в каждом из этих этапов.

Человек, сидящий на западе, теперь посылает голос к Вакан-Танка:

- Хии-ай-хай-ии-ии! (4 раза) - Так мы говорим, когда нуждаемся в помощи и находимся в отчаянии. И, действительно, разве сейчас мы не находимся в темноте и не нуждаемся в Свете...!

- Я посылаю голос! Услышь меня! - четырежды восклицает человек.

- Вакан-Танка, Дед, Ты первый и всегда был. Ты поселил нас на этот великий остров, и здесь наш народ хочет жить по-священному. Научи нас знать и видеть все Силы Вселенной, и дай нам знание, чтобы понять, что все они в действительности являются одной Силой. Позволь нашим людям всегда посылать свои голоса к Тебе, когда они идут по священной тропе жизни!

- О древние горы, Tunlayatakapaka, вы сейчас здесь с нами. Вакан-Танка создал землю и расположил вас на ней. По вам будут ходить целые поколения, и их шаги не задрожат.

- О, Горы, у вас нет ни глаз, ни рта. Вы не двигаетесь, но получая ваше священное дыхание, наш народ переживает "длинные зимы" на тропе жизни, так как ваше дыхание, это само дыхание жизни.

- Существует еще Крылатый, там, где солнце садится отдыхать. Он контролирует воды, которым все живущие существа обязаны своими жизнями. Позволь нам использовать здесь эти воды!

- О Ты, народ, который всегда стоит. Кто пронизывает землю и достигает небес. Ты, народ деревьев, очень многочисленен, но лишь один из вас был специально избран для поддержки этой священной палатки очищения. Вы, деревья, защитники летающих народов, ибо на вас они строят свои жилища и выращивают свое потомство. А ниже вас есть много людей, которых вы приютили. О, народ деревьев, позволь всем этим народам и всем их поколениям идти вместе, как родственникам!

- Каждой земной вещи, о Вакан-Танка, Ты дал силу, а так как огонь является самым могущественным из Твоих созданий, ибо он может истребить все другие вещи, то мы располагаем его здесь, в самом центре. И когда мы видим его и думаем о нем, мы в действительности вспоминаем Тебя. Позволь этому священному костру всегда быть в нашем центре! Помоги нам в том, что мы здесь собираемся делать!

Затем руководитель брызгает воду на камни: один раз для нашего Деда, Tunkashila; один раз для нашего Отца, Ate; один раз для нашей Бабушки, Unchi; один раз для нашей Матери, Ina, Земли; и затем один раз для Священной Трубки. Это делается веткой шалфея или душистой травы, чтобы пар был ароматным, и когда он наполняет маленькое помещение, руководитель восклицает:

- О Вакан-Танка, узри меня! Я - этот народ. Представляя себя Тебе, я представляю весь народ как одно. Мы хотим жить снова! Помоги нам!

Теперь в палатке очень жарко, но это хорошо, чтобы почувствовать очищающее действие огня, воздуха и воды, и чтобы почувствовать аромат священного шалфея. После того, как эти силы хорошо поработали в нас, дверь откидывается, напоминая нам о первой эре, в которую мы получили свет от Вакан-Танка.

Внутрь подается вода, и руководитель, сидящий на востоке, передает ее по кругу (по ходу солнца), и каждый человек пьет немного или обрызгивает ею себя. Когда мы делаем так, то мы думаем о том месте, где садится солнце и откуда приходит вода, и тогда Сила этого направления помогает нам молиться.

Помощник снаружи берет наполненную трубку с земляной насыпи, предлагает ее Небесам и Земле, и идет по священной тропе. Трубку он держит чубуком вперед - к человеку, сидящему у западной стены жилища. Тот предлагает трубку шести направлениям, курит ее немного, натирая дымом свое тело, после чего передает трубку по кругу, пока она не будет выкурена. Человек, сидящий на западной стороне, вычищает трубку, складывая сгоревший табак на краю священного алтаря и отдает трубку наружу, как и до этого. Помощник снова набивает трубку и укладывает ее на священной насыпи, причем теперь чубук обращен к Северу, ибо во время второго периода темноты в Инипи, призывается Крылатая Сила Севера.

Дверь закрывается и мы находимся в темноте второй раз. Теперь молится человек, сидящий у северной стены:

- О Ты, Лысоголовый Орел, там где живет великан Вазиах! ВаканТанка поместил тебя туда стеречь эту тропу! Ты находишься там, чтобы охранять здоровье нашего народа, чтобы мы могли жить! Помоги нам своим очистительным ветром! Позволь ему сделать нас чистыми настолько, чтобы идя по Священной Тропе Жизни, мы благодарили Вакан-Танка.

- О Дед, Вакан-Танка, Ты стоишь надо всем. Это Ты положил священный камень на землю, который и является теперь центром нашего круга.

- Ты дал нам огонь. И там, в месте где садится солнце, ты дал силу Wakinyan-Tanka, который стережет воды и который охраняет саму Священную Трубку. (1)

- Ты поместил Крылатого на то место, где встает солнце, дающее нам мудрость. И так же, Ты поместил одного Крылатого в месте, к которому мы всегда обращены лицом. Он есть источник жизни и он ведет нас по священной Красной Тропе. Все эти силы - это твоя Сила, и все они в действительности Одно. Сейчас все они находятся здесь, в этом жилище.

- О Вакан-Танка, Дед, Твою волю мы готовы исполнить здесь. Через Силу, которая приходит от места, где живет великан Вазиах, мы сейчас делаем себя чистыми, как новый снег. Мы находимся в темноте, но скоро придет Свет. Когда мы покинем эту палатку, позволь нам оставить позади все поддельные мысли и невежество. Позволь нам быть похожими на новорожденных детей. Позволь нам жить снова, о Вакан-Танка!

Вода снова брызгается на камни четыре раза для Сил четырех направлений, и когда поднимается пар, мы поем песню, или просто говорим. Это помогает нам понять тайну всех вещей.

Дверь в палатку вскоре открывают во второй раз, представляя приход очищающей Силы Севера. Мы снова видим свет, который разгоняет темноту, совсем как мудрось рассеивает невежество. Снова руководителю подается вода. Он предлагает ее остальным, упоминая свое родство с каждым.

Трубка подается в палатку и передается человеку, сидящему на севере. Он предлагает ее шести направлениям, разжигает, делает несколько затяжек, натирает себя дымом и передает ее по кругу. Когда весь табак выкурен, трубка возвращается к нему. Он очищает ее и пепел складывает возле центрального алтаря.

Затем трубка отдается помощнику, который снова набивает ее и кладет на земляную насыпь, повернув чубуком на восток. Теперь мы будем призывать Силу этого направления.

Дверь закрывается; и человек, сидящий на восточной стороне (руководитель), обращается к Вакан-Танка:

- О Великий Дух, Вакан-Танка, я только что видел день, Свет жизни, там где встает солнце. Ты дал силу мудрости Утренней Звезде. Крылатый охраняет эту тропу, имеет хорошие сильные легкие и два священных дня, которые Ты ему дал.

- О Ты, охраняющий тропу, по которой приходит солнце, посмотри на нас! Дай нам твои синий и красный дни! Помоги нам послать наши голоса к Вакан-Танка!

- О Ты, кто имеет знание, дай его немножко и нам, чтобы наши души прозрели и чтобы мы могли узнать все, что священно!

- О Утренняя Звезда, на том месте, где встает солнце. О Ты, имеющая мудрость, которую мы ищем. Помоги нам в очищении нас самих и всех людей, чтобы наши будущие поколения имели Свет, когда они пойдут по Священной Тропе Жизни. Ты ведешь зарю, когда она встает, и день, который идет со своим Светом - знанием. Это ты делаешь для нас и для всех людей мира, чтобы идя по Священной Тропе, мы ясно видели, что нам разрешается знать все священное, и что нам разрешается расти в этом знании.

Вода снова плещется на камни, и мы начинаем петь священную песню. Через некоторое время, когда жар прогрел все внутри нас, дверь открывается в третий раз и свет Востока врывается к нам.

Когда трубка передается человеку, сидящему на востоке, все восклицают: "Хи хо! Хи хо! Благодарим!". И руководитель, держа трубку чубуком вверх, к небесам, посылает свой голос:

- Вакан-Танка, мы благодарим за Свет, который ты дал нам через Силу места, где встает солнце. Помоги нам, Сила Востока! Будь милосердна к нам!

Затем трубка зажигается и курится по кругу.

Когда мы закончили, помощник берет трубку и снова набив ее, кладет на земляную насыпь, повернув чубуком к Югу.

Снова подает он в палатку воду. Она тоже проходит по кругу и растирается по всему телу, особенно на макушке головы.

Дверь закрывается последний раз, и человек, сидящий на Юге, посылает свой голос:

- Дед, Вакан-Танка, заметь нас! Ты поместил Великую Силу там, куда мы обращены лицами. С этого направления многие поколения пришли и к нему же они вернулись. В этом направлении есть Крылатый, который охраняет священную Красную Тропу, по которой придут будущие поколения. Мы - поколение, которое находится сейчас здесь, хотим исцелить и очистить себя, чтобы мы могли жить снова!

- Мы будем жечь душистую траву (Sweat grass), как подношения Вакан-Танка, и ее аромат распространится по всей земле и небесам. Он сделает все четвероногие, крылатые, звездные народы небес и все вещи родственными.

- От тебя, о Бабушка-Земля, которая находится низко и которая поддерживает нас как мать, этот аромат пойдет дальше. Позволь его силе распространится по всей вселенной. Позволь его силе очистить ноги и руки двуногих, чтобы они могли одти вперед по священной земле, поднимая свои головы к Вакан-Танка.

Вся оставшаяся вода теперь выливается на камни, которые еще очень горячи, и когда пар поднимается и окутывает все, мы поем священную песню. Вскоре руководитель Инипи говорит:

- Помощник скоро откроет дверь в последний раз, и тогда мы увидим Свет. Таково желание Вакан-Танки, чтобы Свет проникал в темноту, чтобы мы могли видеть не только нашими двумя глазами, но тем глазом, что находится в душе и которым мы видим и знаем все, что есть истинного и доброго (chante Ishta). (2)

- Мы благодарим помощника! Пусть его потомки будут счастливыми! Это хорошо! Hetchetu alo! Это закончено.

Когда дверь палатки открывается, все люди радостно восклицают:

- Хи хо! Хи хо! Благодарим! - Они счастливы, ибо пришли из темноты и сейчас живут в Свете. (3)

Затем помощник приносит горячие угли от священного костра и кладет их снаружи у двери палатки, на священной тропе. Он кладет на эти угли душистую траву и говорит:

- Это аромат Вакан-Танка. Благодаря ему двуногие, четвероногие и крылатые, все народы вселенной будут радоваться и будут счастливы!

Руководитель обряда поясняет:

- Это огонь, который поможет грядущим поколениям, если они используют его священным образом. Но если они используют его неправильно, то огонь приобретет огромную силу причинять им великое зло.

Руководитель очищает свои ноги и руки над дымом и, поднимая руки к небу, молится:

- Хи хо! Хи хо! Хи хо! Хи хо! Вакан-Танка, сегодня ты был добр к нам. Мы благодарим за это. Теперь я ступаю по земле. С великой радостью я иду по священной Земле - нашей матери.

- Позволь грядущим поколениям тоже идти таким же священным образом!

Двигаясь по кругу, по ходу солнца, все люди покидают палатку Инипи. Они тоже очищают свои руки и ноги дымом душистой травы и молятся Вакан-Танка так же, как молился руководитель.

Этот наиболее священный обряд теперь окончен и те, кто участвовал в нем, являются как бы заново рожденными. Считается, что они сделали много добра и принесли пользу не только себе, но и всему народу.

Мне следует, вероятно, упомянуть, что часто, когда мы находимся внутри палатки, маленькие дети засовывают внутрь головы и просят Великого Духа сделать их жизни чистыми. Мы не прогоняем их, ибо знаем, что маленькие дети всегда имеют чистые души.

Когда мы покидаем палатку очищения, мы являемся как бы душами, которые сохраняются, как я описал выше, и которые возвращаются к Вакан-Танка после очищения. Мы ведь тоже покидаем в Инипи все нечистое, так что теперь можем жить так, как желает Великий Дух. Более того, мы теперь можем знать что-то из реального мира Великого Духа, то есть того мира, который находится позади нашего.

Эти обряды Инипи очень Вакан и используются перед каким-либо важным предприятием, для которого мы хотим быть чистыми, или для которого хотим получить силу.

А зимой, многие мужчины и женщины проводили Инипи каждый день, а иногда даже несколько раз в день. От этого мы получали много нашей силы. Сейчас из-за того, что мы пренебрегаем этими обрядами, мы много потеряли. Это нехорошо, и я плачу, когда думаю об этом. Я часто молю, пусть Великий Дух покажет нашим молодым людям важность этих обрядов.

Примечания к III главе

(1) Великая Птица Грома на западе: Wakinyan-Tanka - один из важнейших и глубочайших аспектов религии Сиу. Индейцы описывают ее, как живущую "в палатке на вершине горы, на краю мира, где садится солнце". Их (Птиц Грома) много, однако они существуют только как Одно. Она бесформенна, но имеет крылья с четырьмя суставами каждое. У нее нет ног, но есть огромные когти. У нее нет головы, но есть огромный клюв с рядами зубов, как у волка. Ее голос удар грома, а раскаты грома раздаются, когда она складывает крылья. У нее есть глаз, а ее взгляд - молния.

На огромном кедре рядом с ее палаткой находится ее гнездо, сделанное из сухих костей, в нем громадное яйцо, из которого непрерывно выходит ее потомство. Птица Грома тут же пожирает его и таким образом они становятся одним целым из многих самих себя.

Она летит сквозь свои владенья в небе, укрываясь плащом из туч... Ее задача очищать мир от грязи и низости и бороться с Чудовищами, которые оскверняют воды.

Символом Птицы Грома является зигзагообразная красная линия, раздвоенная на каждом конце.

J.R.Walker "The Sun Dance, and other ceremonies of the Oglala Division of the Teton Dakota", New York, 1917.

Эта Птица Горма в действительности Вакан-Танка, как дающий откровение (символизируемое молнией). Он тоже самое, что взгляд птицы Гаруд в индуистских сказаниях или Китайский Дракон (у Логосов), летящий в штормовых тучах, и чей голос - гром. Дающий откровение он (Вакан-Танка в образе Птицы Грома) идентичен функции архангела Габриэла у иудеев, Гавриила у христиан и Джебраиля у мусульман.

Для индейцев Птица Грома установлена, чтобы охранять священную трубку, так как трубка, как и молния, является осью, соединяющей небо и землю.

(2) Для пояснения выражения "видеть сердцем" (Eye of the Heart), смотри Frityot Schuon, L'Ocil du Cocur.

(3) Вступление в свет, после пребывания в темноте в палатке очищения, представляет собой освобождение из мира, из космоса, как точнее, из собственного я. Оба они, и мир, и собственное я, есть "темнота", и поскольку они только иллюзия (отражение действительности), то для них нет другой, настоящей действительности кроме Вакан-Танка, который здесь представлен светом дня или пространством вокруг палатки.

Это освобождение из собственного микрокосма, из своей индивидуальности, особенно хорошо представлено в обряде очищения индейцев Оседж:

"На закрытии церемонии вождь... сказал людям, чтобы каждый из них обхватил один из окружающих шестов палатки, и когда они сделали это, он воскликнул: "Отсюда нет другого пути!" И тут все люди вместе подбросили вверх палатку, по направлению к садящемуся солнцу."

(Francis le Flesch, "War and Peace Ceremony of the Osage Indians", Bulletin N101 of the Burean of American Etnology).

Джозеф Эйпс Браун

     
Предыдущая статья К оглавлению Следующая статья