Этнография и антропология
     
Предыдущая статья К оглавлению Следующая статья
 

Этикет в типи

Пол в типи представляет собой землю, на которой мы живем, стены типи - небо, а шесты - тропинки от земли в мир духов, связь между людьми и Вакан Танка - Великой Тайной.

Сразу же за очагом было пространство неприкрытой земли, которое служило в качестве домашнего алтаря. В большинстве случаев это место делалось в форме квадрата; дерн, всевозможные корешки убирались, а земля квадрата сбрызгивалась и аккуратно подметалась. Сиу называли этот алтарь "квадратом мягкой земли", он представлял Мать-Землю. На нем сжигали душистую траву, полынь или кедр, как дар духам - ладан. Сжигание ладана было очень важной частью церемоний. Они доносили с собой молитвы всевышнему, как и дым от трубки. Кстати, и сама трубка очищалась в доме "ладана".

Перед едой хозяин произносил благословения и приносил в жертву лучший кусочек мяса, бросая его либо в костер, либо закапывая в землю на алтаре.

...Если дверь в типи открыта, друзья обычно прямо входят. Если закрыта, они окликали или шуршали по покрышке двери и ждали приглашения войти. У некоторых типи были даже специальные дверные звонки.

...Если две палки скрещены через дверь типи, это означало, что хозяев либо нет дома, либо они не желали с кем-либо общаться. Если хозяева отсутствовали, они сперва закрывали дымовые клапана. Дверная покрышка была к низу плотно привязана, и через нее были скрещены две палки. Дверь таким образом "запиралась на замок", и так надежно в индейском обществе, как самые прочные засовы в цивилизованном мире.

...Обычно, мужчины сидели на северной стороне типи, а женщины на южной. Место хозяина было на заднем южном кресле. Если нет сына, то это место предназначалось гостям, но часто оба задних кресла предлагались гостям, а хозяин смещался вправо так, чтобы гости располагались с левой от него стороны - со стороны сердца. Войдя в типи, мужчина двигался направо к назначенному ему месту, а женщина - налево. По возможности нужно проходить за сидящим, причем сидящий наклоняется вперед, если это необходимо. Если же нужно было пройти перед сидящим ( между ним и очагом ), необходимо было извиниться. Старому человеку говорят: "Извини меня, мой отец", или "... мой дед" и т.д., а если молодой персоне: "Извини меня, мой брат", или "сестра" и т.д., в зависимости от степени знакомства. Но в правилах передвижения и размещения в типи конечно же были исключения. Были случаи, когда женщина занимает северную сторону типи, это обычно когда у мужчины больше одной жены. Кайова, например, входили в типи, двигаясь влево, обходя весь круг, возвращались к двери. Так было в большинстве племен, пользующихся парилкой. Тем не менее женщины Кайова сидели на южной стороне, а мужчины - на северной, как положено. Проход вокруг типи обозначает, что они пересекали заднюю часть типи, тогда как во многих племенах один лишь глава типи мог заходить в заднюю часть за алтарем. Излишне даже говорить, что нельзя переступать (тем более наступать ) через алтарь или очаг.

На банкете мужчины обслуживались первыми, а на сборах, где участвовали только мужчины (собрание военного общества или религиозный ритуал ) в качестве прислуг назначались юноши. Хозяин ждал до тех пор, пока его гости не будут обслужены и не наедятся, а затем сам съедал свою еду. Он сердечно предлагал им есть побольше. Гости не спешили съедать все, что им положили, либо предлагали другим есть, либо забирали с собой домой. Они обидели бы хозяина, если бы отказались от чего-нибудь предложенного им. Мясо длинной палкой доставалось из котла и ложилось на индивидуальную тарелку. Бульон наливался в чашки и употреблялся, как горячий напиток. Каждый сам резал свое мясо на куски своим ножом. Индейцы едят с достоинством и вежливостью. Когда курили трубку, хозяин зажигал ее в задней части жилища. Затем курили влево до самой двери, откуда она возвращалась без курения. В жилище, заполненном только мужчинами, продолжали мимо двери в южную сторону, где мужчина, сидящий рядом со входом, начинал курить ее снова и передавал налево по солнцу до тех пор, пока она не окажется снова напротив двери, у хозяина. Другими словами, курили только передавая трубку в левую сторону. В некоторых церемониях, если трубка гасла раньше, чем обошла весь круг, она возвращалась хозяину для того, чтобы быть зажженной вновь.

Когда хозяин окончательно выбивал трубку и убирал ее в сторону, это был знак, что совет окончен, каждый подымался и шел домой. Пепел из трубки высыпался на алтарь маленькой аккуратной кучкой. Считалось плохой приметой рассыпать его рядом.

Индейцы не тратили много времени на прощанье. Когда человек хотел уйти с неофициального собрания, он подымался и уходил. Тем не менее, существовали весьма строгие взыскания ушедшему с важного собрания.

Женщины никогда не сидели со скрещенными ногами, как мужчины, обе ноги они сгибали сбоку или на коленях, что являлось удобной позой стряпать или присматривать за очагом. Фактически у такой позы велик предел досягаемости, удобно подавать, не вставая. Дети пребывали у дверей, свободно бегая, играя всякий раз, когда им заблаговолится, но не за дверью. Снаружи часто сидели всей семьей или по одному на подолах типи между колышками, опираясь на тент, как на веранде. Таким образом они находились за домом, и никто их не тревожил.

...Индейцы, как правило не носят мокасины в дождь, а ходят босиком. Во всяком случае лесные индейцы часто ходили босиком, но человек не так уж беден, чтобы не носить пару хороших мокасин на своем поясе. Подходя уже к лагерю, он таким образом мог изыскано одеться. А все индейцы, когда проводят Пляску Солнца или священный пост, снимают свои мокасины.

...В нашем типи с треноги свисает футляр с военным головным убором, на задней стенке висит щит из бизоньей шкуры, шаманский мешок, кисет и несколько небольших мешочков. В углах между креслами - коробки из сырой кожи, которые делались в паре. У нас есть седельные сумки, и мужской, и женский вариант. Эти вещи лежат в порядке вдоль стенки или свисают с шестов, делая типи красочным и привлекательным. Все в типи имеет свое место. Религиозные и священные вещи вешались отдельно на задней стенке жилища на почетном месте, именуемом у сиу Чатку. В ясные дни мужской щит и другие священные вещи вывешивались на треножник за жилищем и поворачивались периодически так, чтобы всегда были обращены к солнцу. Во время войны щит часто вешался прикрепленный шнурком над дверью. У кроу обычно женщина заботилась о щите своего мужа, у сиу женщине запрещалось прикасаться к щиту. Остальное оружие хранилось на северной стороне. Во избежание повреждений лука и стрел, их подвешивали к креслу. Сбруя находилась северней дверей, а женские принадлежности, еда и утварь - на южной. Дрова тоже хранились у входа, обычно, с южной стороны.

Воду хранили в ведре или мешке с подкладкой из бизоньего брюха с небольшим деревянным обручем и с приделанной, у самого отверстия, ручкой. Ведро крепили к шесту приблизительно на уровне плеча, чтобы было удобнее пить. Такой же сосуд мог качаться и на походном травуа. В жаркую погоду в воде часто держали веточку мяты, чтобы придать ей нежный привкус и прохладу.

...Ранее мы упоминали, что на пирах мужчины обслуживались первыми, но были и исключения, на любом пире, если присутствовали старые люди, их обслуживали первыми, и мужчин, и женщин. Иногда пиры устраивали в честь женщин или ребенка, и в этом случае их обслуживали первыми.

     
Предыдущая статья К оглавлению Следующая статья