Когда построена новая палатка, хозяева освящали ее,
чтобы их дом был хорошим и более теплым. Перед освящением
типи они делали подарки нескольким старым и уважаемым
мужчинам, людям знакомым с использованием "доброй магии" и
просили их помолится за счастье, удачу и долгую жизнь
владельцев, и чтобы новая палатка могла защитить их от
ураганов и бед.
Шайены освящали свое жилище так. Хозяева приглашали в
типи как можно больше людей, что показывало щедрость
хозяев и гарантировало, что только добрые помыслы будут
руководить ими в новом их доме, и они особенно гордились
этим обстоятельством.
Гриннелл говорил, что для освящение нового типи
выбиралась группа старых воинов, которые первыми
направлялись к типи. Не доходя до него некоторое
расстояние, они становились или садились большим
полукругом. Их руководитель подходил ко входу в типи и
ударял по южному шесту палочкой "ку", перечисляя свои
подвиги. Руководителем выбирался воин, который убил врага
в его типи. После этого он входил в новое типи, вслед за
ним входили другие по старшинству. Владелец нового типи
после устраивал пиршество для этих храбрых мужей. До этого
только женщины, которые шили палатку могли войти в нее. И
сейчас так некоторые делают.
Дональд Эйнадзоу в своих "Индейских записках"
рассказывал об освящении типи у степных кри. После
сооружения каркаса, перед натягиванием покрышки,
приглашали человека по имени Горный Гром для освящения
палатки. Он поднял правую руку вверх и глядя на восток
произнес молитву: "Сегодня день, когда я построил свой
дом. Я оставлю тебя на попечение четырех ветров. Сегодня
день, когда ты увидишь себя в моей типи , где ты сможешь
делать что хочешь, Мы не можем сказать тебе: делай это или
то; мы - люди, Ты, наш создатель, научи нас – хорошо это
или плохо; это твоя воля. Помоги нам думать о тебе каждый
день, что мы проживем в этой палатке. Проведи нас в свой
сон; пробуди нас утром с чистым разумом на весь день, и
отведи от нас несчастье". После этого покрышка
натягивалась и типи считалось готовым для жилья.
Когда молодая пара женилась "отцы" жениха (его отец и
дяди) приводили лошадей к новому очагу, семья невесты
дарила чете типи и утварь. В некоторых племенах
новобрачные жили в лагере невесты, а ее мужу предлагалось
в качестве контрибуции помощь по содержанию семьи. У сиу и
сейчас существует такой обычай. У черноногих молодая пара
живет рядом с семьей жениха.
У черноногих так же, когда первая палатка изнашивается,
мать делает для дочери новую. Конечно, мать никогда не
заходит в дом дочери, когда там находится зять.
Каждый год, когда мы ставим типи первый раз (в этом
сезоне) я добываю огонь трением, используя зажигательные
палочки и лук-дрель. До прихода белых с кремнем и кресалом
племена добывали огонь вращая длинный деревянный стержень,
для чего требовалось много силы в руках и практики,
Немного проще использовать лук для верчения сверла. С
небольшой практикой любой может добыть огонь этим способом
за полминуты. Мы не вдаемся в подробности, т.к. такую
информацию можно найти в любом учебнике для бойскаутов,
или в ряде книг по ориентированию в лесу. Большинство
индейцев, добывая огонь новый или священный огонь раз в
году, когда старые очаги погашены, и место для нового
очага вычищено. Часто это бывает тщательно разработанной
церемонией, частью ритуала, продолжающейся несколько дней,
и как часть старой традиции мы добываем первый огонь для
нового лагерного сезона старым способом. Хотя сейчас мало
кто из индейцев умеет это делать. С приходом белых людей
огонь стали добывать при помощи кресала и кремня.
Прежде специальный лагерный солдат, хранитель огня, был
ответственный за несение огня на марше. Хранитель огня у
прерийных индейцев использовал специально приготовленный
рог бизона, в котором он нес тлеющий уголь, находящийся в
труте. Рог имел маленькую дырочку на вершине, так что бы
огонь мог "дышать". Хранитель огня нес его на своем поясе,
или в своем плаще через плечо, способом, что и пороховой
рог.
По прибытию на новое место стоянки хранитель огня
зажигал огонь и женщины со всех сторон лагеря, приходили
взять его, чтобы затем разжечь свои очаги в типи. Огонь
горел пока не снимались для перехода на новое место. Ночью
ему позволяли потухнуть, и его покрывало холодной золой.
По утру золу отбрасывали в сторону и тлеющие угли
использовали для розжига огня.