Написание этой книги напрямую связано с военной
историей шайеннов, воинственного и мужественного народа,
который был
почти постоянно в состоянии войны с соседями, но до
1856 года - в дружественных отношениях с белыми.
Шайенны сражались отменно, но их войны длились недолго
и закончились уже довольно давно. Скитания этого племени
прекратились к 1880 году, и с тех пор они заключены в две
резервации, одна в Оклахоме, другая в Монтане.
Когда начались столкновения с белыми, некоторые старые
и мудрые шайенны убедительно призывали к сохранению мира,
но все эти попытки терпели неудачу. Внутри индейского
лагеря царила личная свобода, это было законом, а сами
шайенны прослыли издавна гордым, своенравным и упрямым
народом. Во время первых войн между белыми и шайеннами
правительство США было озабочено в первую очередь
сохранением своего престижа, и внимание его
концентрировалось на войне между Севером и Югом, а
передвижения немногочисленных индейских племен в районе
неустойчивого фронтира привлекало немного внимания. Так
называемая резня на ручье Сенд-Крик, произошедшая
незадолго до конца Гражданской войны и последовавшие за
ней столкновения с переселенцами вдоль Миссури привели к
расследованию в Конгрессе. Результаты этого расследования
были обнародованы, благодаря чему имя шайеннов стало
известным большой массе населения страны. Все больше и
больше людей стремилось на Запад, учащались столкновения с
индейцами, и они уже не прекращались до 1878-1879 года.
Шайеннов эти войны коснулись самым непосредственным
образом.
За многие годы покровительство со стороны Соединенных
Штатов вылилось для индейцев в настоящее мошенничество,
что стало результатом официального невежества и ханжества,
взглядов и образа мышления об индейцах как о дикарях.
Прямым результатом этой элементарной безграмотности стало
убийство большого числа мужчин, женщин и детей в форте
Робинсон в 1879 году.
Индейцы не знали письменности, поэтому история войн
была записана их врагами, и повествование всегда велось с
соответствующей точки зрения.
Белые писатели восхваляли храбрость американской армии
и желали успехов своим солдатам. А когда нужно было
признать поражение, они как правило ругали тех, кто взял
верх, и унижали и оскорбляли победителей.
Но конечно же, была и другая сторона всех этих историй,
и именно она заслуживает права на то, чтобы быть
зафиксированной. Пусть это будет хотя бы сегодня, когда
войны остались в далекой истории и памяти индейцев,
принимавших участие в событиях тех дней. Я хотел бы
попытаться представить здесь мнение белых и мнение
индейцев без каких бы то ни было комментариев.
Я признаюсь в том, что с сердечной благодарностью
воспринялпомощь от друзей и знакомых, которые принимали
участие в поздних войнах шайеннов, и которые могли
прокомментировать те сражения и критически отнестись к их
разбору. Таким образом, их рассказы являются
повествованиями очевидцев тех событий. В работе мне
помогали генерал-майор Е.С.Годфри, генерал-майор
У.С.Шайлер, полковник Гомер У.Уилер, полковник
Д.Л.Брейнард, полковник Е.П.Эндрюс, капитан Л.Х.Норт
Джордж Бент и многие шайенны, мои друзья, чьи имена
упоминаются в тексте.
Кроме этого, с рукописью любезно ознакомился мистер
Чарльз Б.Рейнольдс, а мистер Джордж Б.Хайд проверил
работу, привел множество рекомендаций и тем самым оказал
мне огромную помощь своим тщательным старательным
изучением истории ранних путешествий в прериях. Всем моим
помощникам я выражаю сердечную благодарность.
Длительное общение с шайеннами не только удовлетворило
мой личный интерес к данной теме, но и утвердило во
мнении, что они позволят мне говорить за них. Все, с чем
индейцы сталкивались в своих сражениях, описано здесь, и
еще много другого, что я смог узнать на протяжении многих
лет близкого знакомства с теми людьми, кто принимал
участие в войнах на равнинах.
В старые времена шайенны обладали в высшей степени
первобытным, диким чувством собственного достоинства,
честностью, надежностью и храбростью, что касалось мужчин,
и мужеством, смелостью, преданностью и верностью, что
касалось женщин. Некоторые старики, принимавшие участие в
сражениях с белыми, живы до сих пор, и сегодня только они
являются источником подлинной информации относительно
раннего образа жизни диких шайеннов, древней свободной
жизни на равнинах Запада.
Джордж Б. Гриннелл. 10 августа 1915 года.