Шайенны на протяжении многих лет находились в состоянии
войны с кроу. Сколько это продолжалось, установить
невозможно, но легенды рассказывают о сражениях, имевших
место в самые первые годы прошлого века.
Из рассказов можно почерпнуть, что приблизительно в
1801 году шайенны атаковали и захватили деревню кроу из 30
жилищ. Льюис и Кларк в 1804 году видели в деревне Аринара
шайеннов, у которых было по несколько пленников из
кроу(1). Американские исследователи писали тогда, что
шайенны находились в состоянии войны с кроу.
Около 1820 года произошло важное сражение между
шайеннами и кроу, яркие воспоминания о котором живы до
сих пор. Оно было самым значительным из многих
столкновений, и вторым, упоминающим вынос Священных Стрел
против врагов.
Годом ранее этого случая, возможно, в 1819 году, имело
место другое, тоже хорошо запомнившееся сражение. Партия
из 32 шайеннов, многие из которых были воинами общества
Кривых Копьев, отправилась по венной тропе в северную
страну. Двигаясь в горной местности, они встретили
разведчика кроу, который рыскал невдалеке от лагеря своего
народа. Шайенны поймали разведчика и убили его, но вскоре
показались большие силы кроу, атаковали их, и шайеннам
пришлось крайне тяжело. Они отступили на вершину холма,
где, окруженные, все же сражались длительное время.
Невдалеке находились три различных лагеря кроу, оттуда
прибыло еще подкрепление, и все они расположились вокруг
холма так, что шайеннам некуда было отступать.
История о том, что последовало дальше, исходит от
кроу, поскольку никого из шайеннов этой парттии в живых
не осталось. Кроу рассказывают, что один из их воинов
скрытно подполз к шайеннам и,стреляя по ним сквозь узкую
трещину между скалами, убил несколько человек. У одного
из шайеннов было ружье, а его друзья показывали ему
расположение кроу. Этот шайенн залег, прицелился из-за
ущелья, и когда кроу поднял голову, чтобы выстрелить,
шайенн открыл огонь по нему, попав тому прямо в лоб и убив
его. Кроу подался вперед, тело его перевалилось вниз
головой, свисая наполовину со скалы. Тогда шайенн спел
песню, поднял ружье к солнцу, и ударив прикладом о
землю, выстрелил и убил еще одного кроу. Четырежды он
проделывал таким образом и убил четырех кроу. Это были
его последние выстрелы. Кроу хотели узнать, что это
был за человек, и впоследствии попросили шайеннов спеть
для них шайенские песни. И когда они услышали ту песню и
узнали ее, то выяснилось, что песня принадлежала
Одноглавой Антилопе.
Шайенны сражались первый день и ночь, следующий день,
но вечером второго дня у них закончились патроны и стрелы.
Когда они не могли больше стрелять - вскоре после того,
как одноглавая Антилопа сделал свой последний выстрел -
они отбросили свои луки, вытащили ножи и атаковали кроу.
В рукопашном бою они все были убиты. Единственными, кто
спасся из этой партии шайеннов, были два разведчика,
которых отослали еще до того, как были обнаружены кроу, и
которые наблюдали все сражение с расстояния. Они и
принесли в шайенский лагерь весть о том, что там
произошло.
Ручей, близ которого произошло это сражение, все
называли ручьем Стоящей Вороны, потому что, как
рассказывали кроу, один шайенн во время боя вел себя
подобно вороне, каркая и расхаживая перед окопами. С
другой стороны некоторые шайенны в настоящее время
говорят, что ручей называется ручьем
Держащихся-на-Расстоянии-от-кроу, т.е. Где Они Держались
На Расстоянии От Кроу. В наще время на карте есть
название:"ручей Степной Собаки", и поле битвы не может
быть очень далеко от того,
где пятьдесят лет спустя был уничтожен отряд
Феттермана.
Чтобы отомстить за это поражение, шайенны на следующий
год двинулись в страну кроу и встали лагерем на р.Паудер.
Они атаковали лагерь кроу и одержали великую победу. Эта
история рассказывается в двух вариантах. По первой версии
шайенны и сиу были вместе (2), причем лагерь шайеннов
находился на одном берегу р.Паудер, а лагерь сиу - на
другом, на расстоянии мили от них. Кроу выслали
разведчиков,и те, обнаружив лагерь, на закате поскакали
к руслу реки, чтобы спрятаться. После наступления темноты
они покинули свои укрытия и помчались между двумя
лагерями, но по пути обнаружили шайенна, ехавшего из
одного лагеря в другой, и выстрелили в него. Услышав
выстрел, люди бросились к лошадям, лучшие из которых были
привязаны к палаткам, и вскочив на коней, выехали
навстречу кроу. Было темно, и вокруг ничего не было видно,
но шайенны и сиу услышали кроу, нахлестывающих своих
лошадей в спешке, чтобы спастись. Следуя на звуки, они
догнали и убили двух кроу, остальные же успели убраться в
безопасное место.
Очень большая военная партия покинула лагерь кроу,
чтобы напасть на шайеннов и сиу, в то время, как шайенны
и сиу в свою очередь оставили свои лагеря, чтобы
атаковать кроу. Таким образом, лагеря остались почти без
охраны. Две враждебные военные партии проглядели друг
друга, кроу шли по направлению к лагерям шайеннов и сиу,
а воины из этих лагерей двигались вперед к лагерю кроу. По
непонятной причине партия кроу не заметила их следов, так
и не обнаружив сиукский и шайенский лагеря, но шайенны и
сиу были более удачливы.
По другой версии, ничего не упоминалось о присутствии
сиу, а утверждалось лишь, что шайенны со Священными
Стрелами двинулись против кроу. Эта версия рассказывает,
что весь шайенский лагерь присутствовал при сражении с
кроу, как бывало всегда, когда были задействованы Стрелы.
Кроу знали, что лагерь шайеннов находился недалеко, и
послали большую военную партию атаковать его. Один из
воинов,последним двинувшийся в путь, следовал по следам
своей военной партии, пытаясь догнать ее. В это время
его увидел шайенский разведчик Свистящий Лось, который
залег в ожидании, и когда тот поравнялся с ним, дважды
ударил топориком по голове и сбил с ног. Предполагая, что
враг мертв, Свистящий Лось оставил его и вернулся к своему
отряду(3).
Но кроу был только оглушен, и когда пришел в себя,
решил возвращаться обратно в свой лагерь. По пути он
услышал шум подходящей основной партии врагов - тяжело
ступающие ноги многих лошадей, которые топали подобно
стаду бегущих бизонов. Со всех сил он бросился бежать к
своей деревне, достиг ее ночью, и сразу отыскав вождей,
сказал:"Я шел последним в нашей военной партии, и
встретив нескольких врагов, ускользнул от них, а
возвращаясь сюда, я слышал топот лошадей большой военной
партии. Нам следовало бы уйти из этого места ночью".
Незадолго до этого события этот человек украл жену
другого кроу, поэтому выслушав его, вожди не поверили
этой истории. Они сказали друг другу:"Он должен был
догнать наших людей, но человек, чью жену он украл,
очевидно, избил его плетью. Это сделали не шайенны, ведь
если бы они напали на него, они убили бы его. Шайеннов
поблизости нет. А если они и есть, наши воины убьют их."
"Очень хорошо,- сказал пострадавший- вы должны делать
так, как вы сами считаете нужным. То, что я вам сказал -
правда".
Он покинул вождей и пошел к жилищам своих
родственников, где поведал о том, что с ним случилось, и
сказал:"Мы должны уйти отсюда этой же ночью. Быстро
складывайте свои вещи, уйдем и попытаемся спастись.
Приближается много врагов, и мы конечно же будем
атакованы".
Родственники поверили ему, упаковали свое имущество,
сели на лошадей и покинули лагерь. Но не успели они
отъехать подальше, как остановились, почувствовав
неуверенность в том, что делают. Некоторые
говорили:"Давайте вернемся. Здесь холодно, а человек, быть
может, врет". И некоторые начали возвращаться обратно в
лагерь.
Была ночь, когда шайенны подошли к лагерю и окружили
его, а как только занялся день, напали на кроу. В лагере
было около ста палаток. Воины отсутствовали, и здесь были
только старики и мужчины среднего возраста, так что
большого сражения
не получилось, все до одного в лагере оказались убиты
или пленены. Шайенны захватили много имущества, а также
женщин и детей. Старухи шайеннам были не нужны, но они не
убивали их, а лишь велели уходить прочь к своему племени.
С шайенскими воинами было много женщин, которые принимали
участие в сражении и впоследствии захватили много добычи.
Одна старуха-кроу подошла к шайенской женщине(4), которая
захватила маленькую девочку из кроу, родственницу
старухи, и сказала шайенке:"Мои глаза плохи, и если у
меня не будет провожатого, я боюсь, что не смогу найти
свой лагерь". Шайенская женщина отдала ей девочку.
Маленький мальчик-кроу, который каким-то образом
ускользнул из лагеря, долго преследовал военную партию и
рассказал им, что лагерь захвачен. Кроу помчались обратно
на помощь соплеменникам, но в дороге их лошади измучились,
и они достигли стоянки слишком поздно. Кроу, сбежавшие
ночью с человеком, который был побит Свистящим Лосем, в
конце-концов отправились обратно в лагерь. Это случилось
вскоре после восхода солнца, они были недалеко от лагеря,
когда шайенны увидели их, идущих и прячущихся, и как
только кроу достигли лагеря, налетели на них со всех
сторон и пленили всех. Женщина-кроу, плененная тогда,
рассказывала, что когда шайенны смяли возвращающихся кроу,
они гнали их к шайенскому лагерю, словно табун лошадей.
Лейтенант Дж.Х.Бредли опубликовал предание кроу,
касающееся пленения этого лагеря(5). Согласно его версии,
лагерь был атакован тысячью шайеннов и сиу. Равнины были
"буквально усеяны на значительном раастоянии телами
мужчин, женщин и детей...По крайней мере, пять тысяч
кроу пали, но это было не все. Все жилища в количестве
тысячи штук, все снаряжение лагеря и сотни лошадей перешли
в руки победителей, которые также взяли в плен четыре
сотни молодых женщин и детей".
Это заявление скорее всего сильно преувеличено, и
служило лишь, как красочное литературное выражение с
целью произвести впечатление страшного разгрома, который,
однако, и на самом деле был достаточно большой.
Я не могу точно определить год, в котором это сражение
имело место. Бредли говорит, что это произошло в 1822
году, что вероятно, достаточно близко к истине. Сын
Свистящего Лося, Крапчатый Волк, родился приблизительно в
1820 году, но мы не знаем возраста самого Свистящего Лося
во время этого события. Несомненно, он был молодым
человеком от 18 до 30 лет. Белый Бык родился в 1837 году.
Его бабушка присутствовала во время битвы, а его дед был,
вероятно, человеком среднего возраста, между 40 и 50
годами. Длинный Подбородок, который умер в 1887 или 1888
году в возрасте 82 лет, заявлял, что был юношей во время
этого сражения. Поэтому кажется реальным, что это
сражение датировалось недалеко от1820 года, и если это
так, то это одно из самых ранних сражений шайеннов, о
котором известно достаточно подробно.
Некоторое время спустя после этого сражения, до выхода
на равнины, шайенский лагерь передвигался с места на
место. У шайеннов было много пленных кроу. В некоторых
палатках их находилось по четыре-пять человек(6)7
Однажды шайенны стояли лагерным кругом, как вдруг на
вершине холма неподалеку увидели человека,
разъезжавшего взад-вперед. Это было недалеко от места,
где в лагерном кругу стояли палатки солдат-собак, они
находились так близко, что некоторые женщины, выходившие
за пищей и водой, слышали его голос. Но они не могли
понять, что он говорит, и даже не были уверены, говорит
ли он вовсе. Некоторые женщины обращались одна к другой:"
Этот человек печалится и плачет". Другие говорили:"Нет,
он поет песню". Человек выглядел как кроу, и некоторые
подозревали, что это может быть какой-то военной хитростью
кроу, чтобы отомстить. Шайенны предупреждали:"Будьте
начеку, смотрите внимательно, возможно, этот человек
пришел сюда, чтобы заманить нас в ловушку. Не подходите
к нему никто до тех пор, пока мы все не приготовимся и не
сможем пойти
вместе".
Несмотря на эти советы, 12 юношей, родственников
хранителя Священных Стрел, которые хотели поймать этого
человека, не прислушались к предостережениям, а вскочили
на лошадей и поскакали к холму. Все остальные шайенны
приготовились как следует и в конце концов выехали все
вместе. Они были несколько позади тех двенадцати, что
отправились сразу. Когда человек на холме увидел, что к
нему скачут, он поскакал прочь, а юноши-шайенны кинулись
за ним вдогонку. Расстояние между кроу и шайенами было
приличное, но лошадь кроу казалась совсем не быстрой. Он
ехал медленно до тех пор, пока шайенны не подскакали к
нему. Тогда его лошадь помчалась немного быстрее, и
стало видно, что человек хлещет ее по бокам. Шайенны тем
не менее продолжали преследование: каждый стремился
приблизиться к кроу первым. Все они следили только за ним
и ни на что большее не обращали внимание. Человек подъехал
к небольшому ущелью между двумя холмами и проехал в него
немного впереди юношей-шайеннов. И тогда, как только они
последовали за ним, они услышали со всех сторон военные
кличи и увидели большую партию кроу, атакующую их.
Шайенны повернули, чтобы скакать назад, но было уже
поздно. Они были окружены, и восемь человек было убито.
Основные силы шайенских воинов с расстояния увидели
поднимающуюся из-за холма большую пыль, которая бросала
черную тень на степь.Они проехали через ущелье и встретили
там кроу, повернувшихся к ним спиной, и гнали их долгое
время, убив шестерых.
После того, как кроу были прогнаны, шайенские
женщины с травуа пошли и принесли в лагерь тела погибших.
В палатке хранителя Священных Стрел они соорудили восемь
лож, на которые положили тела мужчин. У некоторых тех кроу
отрезали головы, у других - руки и ноги, но женщины
потом сложили их вместе так хорошо, как смогли.
Родственники убитых шайеннов имели несколько пленных кроу
и из них они убили восьмерых, после чего сложили их в
кучу, как бревна, снаружи палатки таким образом, что они
лежали на краю покрышки, придавливая ее и защищая от
порывов ветра.
При подписании договора Фицпатрика в 1851 году вождь
кроу прислал к шайеннам некоего человека и сказал
им:"Это тот человек, который когда-то заманил вас в
ловушку". Шайенны увидели старика все тело которого было
выкрашено красной краской, и носящего на шее ожерелье из
вороньих перьев, концы которых были отрезаны. Шайенны
обратились к нему: "Мы хотим видеть тебя подольше,
некоторые наши люди, которые слышали тебя тогда, говорили,
что ты плакал, а некоторые говорили, что ты пел". Кроу
ответил им:"Я делал и то и другое. Я оплакивал тех, кто
был убит, и пел военную песню для мести".
Большинство историй о захвате лагеря кроу исходит от
потомков тех женщин, которые были взяты в плен в сражении,
и которых было много в шайенском лагере. Внуки тех, кто
принимал участие в сражении и внуки и дети тех, кто был
захвачен, ныне уже старики.
Несколько лет спустя после захвата деревни кроу и после
сражения, в котором молодые люди, родственники хранителя
Священных Стрел, были завлечены в ловушку и убиты воинами
кроу, вождь кроу узнал, что его сын, захваченный в
деревне, все еще живет среди шайеннов. Когда он услышал
об этом, возможно, от кого-то из арапахо, он послал
бегуна к вождю арапахо уведомить того, что он вместе со
своей общиной направляется вниз по р.Платт для дружеской
встречи.
Это произошло вскоре после того, как шайенны и арапахо
двинулись к югу от р.Платт, на новые места кочевьев
/возможно, в 1831 году/, и в это время лагерь шайеннов,
арапахо и атсина был на южной Платт, в устье Вороньего
ручья, который берет начало недалеко от ущелья шайенн,
где ныне стоит город Чейенн, шт.Вайоминг, и впадает в
Платт восточнее Грили, шт.Колорадо.
Когда кроу прибыли, они поставили свой лагерь на
некотором расстоянии от арапахо и атсина, и дальше в
сторону от шайеннов. Вождь кроу устроил пир, на который
пригласил вождей арапахо и атсина. Шайенны стояли в
стороне. После того, как каждый наелся, вождь кроу
заговорил с вождями арапахо и атсина и рассказал им, что
он пришел в эти края, чтобы попытаться убедить шайеннов
вернуть его сына. Когда пир закончился, вожди арапахо и
атсина направились в шайенский лагерь и повторили там то,
что сказал вождь кроу. Щайенны переговорили с сыном вождя
кроу и спросили Большого Пленника /так его звали/, что он
думает об этом. Большой Пленник находился с шайеннами уже
несколько лет, и с ним обращались очень хорошо. Его
приемные родители давали ему все, что он хотел, и он был
очень любим шайеннами. Недавно он женился на шайенской
девушке. Так что когда обсуждалось еговозвращение к кроу,
он сказал, что желает остаться с шайеннами. Шайенны
сказали арапахо, чтобы те сообщили кроу все, что сказал
Большой Пленник.
Вождь кроу не был удовлетворен этим ответом. Он видел,
что шайеннов только 50 палаток, а с ним было в два раза
больше. И теперь он дал второй пир вождям арапахо и
атсина, а после того, как все поели, он сказал арапахо,
что их народ и кроу всегда были добрыми друзьями, и
арапахо никогда не помогали шайеннам, когда те делали
набеги на кроу. Он сказал, что шайенны плохие люди,
всегда нападавшие на своих соседей, и он хотел бы, чтобы
арапахо показали свою дружбу, передав ему шайеннов.
На этом пиру присутствовал молодой атсина. Он был очень
храбрым человеком и недавно стал вождем арапахо. Этот
атсина, Маленький Человек, тогда сказал вождю кроу,
что шайенны и арапахо всегда были друзьями, на протяжении
многих лет жили вместе и вместе умирали, и если вождь
кроу желает воевать с этими шайеннами, он должен
рассчитывать также и на сражение с арапахо и атсина.
Несколько арапахо высказались, тоже одобрив сказанное этим
атсина. Тогда вождь кроу сказал, что он сделал все
возможное, чтобы вернуть своего сына, и теперь намерен
оставить все, как есть. Он сказал, что на следующий день
воины кроу дадут большой танец в лагере арапахо в честь
своих друзей арапахо и атсина, и после этого вернутся
домой.
В лагере кроу был мужчина, который имел друзей или
родственников из арапахо, и этой ночью он проскользнул к
палаткам арапахо и поведал одному из своих друзей, что
кроу намерены прийти в лагерь большими силами и хорошо
вооруженные, и что во время танца они собираются внезапно
напасть на арапахо, атсина и шайеннов, убить всех и
вернуть Большого Пленника и всех других пленных кроу. Он
сказал, что двое сильных мужчин кроу отобраны, чтобы
захватив в вооруженной схватке сына вождя кроу и скача с
обеих сторон, протащить его между своими лошадьми,
пущенными в галоп.
Арапахо сразу же сообщили шайеннам об этом заговоре.
Были поспешно проведены Советы, и они решили оставаться
настороже всю ночь. Все оделись, и мужчины положили рядом
с собой свое оружие. Шайенны и арапахо всю ночь высылали
разведчиков, и кроу, видя этих разведчиков, узнали, что
план их раскрыт, поэтому и они тоже были настороже до
утра.
На следующий день кроу не пришли танцевать в лагерь
арапахо, они собрались в собственном лагере вместе с
разведчиками, высылаемыми время от времени вперед. К
полудню разведчики каждой из двух сторон столкнулись, и
враз все воины вскочили
на лошадей и выстроились в две линии: кроу перед своим
лагерем, шайенны, арапахо и атсина - перед своим.
Женщины и дети упаковали все вещи и приготовились убегать
прочь, оставив палатки. Ни одна сторона не нападала, но
храбрецы выезжали вперед и встречались на открытой
местности между двумя лагерями. Эти отдельные схватки
продолжались несколько часов, и в них Маленький Человек,
атсина, который говорил на пиру, был очень храбр. А
шайенны рассказывают, что видели Маленькую Гору, вождя
кайова, сражавшимся на стороне кроу. К вечеру женщины
кроу сняли свои палатки и уехали вверх по Вороньему ручью,
а вскоре после этого последовали и воины, прикрывая тыл.
Шайенны, арапахо и атсина не преследовали их. Большой
Пленник оставался с шайеннами еще на протяжении нескольких
лет до самой своей смерти.