Руководство американского производителя космических аппаратов Orbital Sciences заявило о своем намерении отказаться в дальнейшем от использования двигателей AJ26, которые создавались на основе российских НК-33. Причиной тому стали предварительные результаты расследования взрыва ракеты-носителя «Антарес», произошедшего на прошлой неделе при запуске ракеты с космодрома НАСА в Вирджинии.
Взрыв ракеты-носителя «Антарес». © Matthew Travis/Zero-G News | Reuters
В обнародованном накануне официальном заявлении, руководство Orbital Sciences рассказало о ходе расследования причин недавней катастрофы, в результате которой компания утратила космический корабль «Сигнус», который должен был доставить груз на МКС.
По предварительным данным, озвученным в заявлении американской компании, анализ телеметрических данных , видеозаписей закончившегося катастрофой пуска, а также найденных обломков ракеты-носителя, дает основания полагать, что взрыв ракеты произошел после того, как на одном из двух основных двигателей первой ступени вышел из строя турбонасос.
Эти двигатели AJ26 производит компания Aerojet Rocketdyne, беря за основу российские двигатели НК-33, созданные на предприятии «Кузнецов» (Самара, Россия), и адаптируя их для американских ракет.
Взрыв ракеты-носителя «Антарес». © Matthew Travis/Zero-G News | Reuters
Российские эксперты отмечают, что нести ответственность за неполадки в работе двигателей AJ26 они не могут, поскольку, внося изменения в конструкцию двигателя, на выходе компания Aerojet Rocketdyne, по сути, получает новый продукт. Контроль и сертификация двигателей AJ26 проходит без участия российских специалистов. Поэтому именно Aerojet Rocketdyne и сами заказчики, по мнению российских специалистов, должны отвечать за исправность комплектующих космических ракет.
Каким двигателем компания Orbital Sciences намерена заменить AJ26 в случае отказа от их использования, в нынешнем заявлении не говорится. Отмечается лишь, что эта работа будет проделана в ускоренном режиме в 2016 году. Пока же доставку «Сигнуса» к МКС американская компания намерена выполнять на другом типе ракет-носителей, совместимых с данным грузовиком. При этом в Orbital Sciences подчеркнули, что выполнить свои обязательства перед НАСА по доставке грузов на станцию до конца 2016 года ей удастся после некоторого увеличения массы доставляемого за один заход груза. Согласно контракту с НАСА, компания обязана выполнить еще пять рейсов грузовика к МКС.