В своем зимнем лагере Лакота голодали, и маленькие дети
просили мяса. Их посетил шаман и сказал, что если человек
отправится на запад, то его научат, как люди смогут
достать еду. На совете один юноша вызвался идти, и люди
дали ему сумку с небольшим количеством еды. Он пошел на
запад и встретил старуху. Она попросила его поесть, и он
дал ей свою сумку. Старуха ела жадно, и он подумал, что
она может съесть всю его еду. Однако, он запел веселую
песню, и пока она ела, все смотрел на запад. Старуха
наблюдала за ним и, закончив есть, вернула сумку и
сказала, что она Вакан, и так как он весело отдал всю свою
еду, то теперь никогда не будет голодным. Юноша заглянул в
сумку и увидел, что она полна отличной еды. И всегда после
этого она оставалась полной, как бы много и часто он не
брал из нее еду.
Старуха сказала, что погода холодная, и снег глубокий,
так что никто не пускается в путешествие, кроме как по
необходимости. Она дала ему плащ, сделанный из кроличьих
шкурок, очень легкий и теплый, а также мокасины,
окаймленные мехом выдры, подметки которых были толстыми и
изогнутыми, как лук. Старуха велела ему идти на гору на
западе, а там кто-нибудь подскажет ему, куда идти дальше.
Юноша пошел так, как она ему сказала. Плащ у него был
такой легкий, что он удерживал юношу от погружения в снег,
а подошвы его мокасин так изогнулись, что толкали его
вперед, как стрелу из лука. Вскоре он пришел на гору и
увидел там старика. Старик сказал, что ему очень холодно,
так как у него нет никакого плаща. Юноша отдал ему свой
кроличий плащ, и старик сказал:
– Я Вази, Колдун. За то, что ты отдал мне свой плащ, ты
никогда не будешь мерзнуть.
Он велел юноше идти к пещере, а там кто-нибудь проводит
его дальше, но предупредил, что если он встретит молодого
человека, то пусть он не слушает его.
Юноша пошел дальше на запад. Погода была теплая, и
снега уже не было. Вскоре он заметил другого юношу,
идущего также на запад, и догнал его. Этот юноша спросил
его, куда он направляется и почему двигается так быстро.
Юноша не ответил и продолжал идти.
Странный молодой человек шел с ним так же быстро, как и
он, и задавал множество вопросов. Однако, юноша не
отвечал. Тогда молодой человек заявил, что может
подсказать, как юноша может двигаться еще быстрее. Юноша
спросил, каким образом это может быть сделано, и молодой
человек ответил, что пара его мокасин делают его
передвижение быстрым, но если у него будет четыре подошвы,
то он сможет двигаться вдвое быстрее. Юноша удивился и
спросил, как он может иметь на мокасинах четыре подошвы, и
молодой человек ответил, что сделать из двух подошв четыре
легко, если их разрезать пополам. Тогда будут как бы
четыре мокасина. Юноша разрезал подошвы своих мокасин на
четыре части. Однако, когда он надел мокасины, подошвы не
могли больше пружинить, и он передвигался не быстрее, чем
до того, как получил волшебные мокасины.
Молодой человек смеялся громко и долго. Юноша спросил,
кто он такой, и тот ответил, что его зовут Иктоми, и
добавил, что теперь люди, говоря о юноше, который пошел
доставать для детей мясо, будут громко смеяться потому,
что он разрезал подошвы своих мокасин.
Тогда пристыженный юноша взял в руки свою сумку,
которая теперь всегда была полна еды, и она загремела как
погремушка. Он потряс ею в направлении Иктоми, заставив
того в ужасе убежать.
Посмеявшись над Иктоми, юноша отправился своим путем,
по направлению к пещере. Когда он подошел к пещере, то
заметил возле него новое типи. Он остановился, разглядывая
его. Вышла прекрасная молодая женщина, взяла его за руку,
провела его в типи и усадила на мужское место. Она сама
села на женское место, заканчивая пару новых мокасин.
Юноша был так удивлен, что только смотрел на нее. Закончив
шитье, она сказала, что теперь в ее типи есть муж, и она
сделала ему мокасины. Она дала их юноше и велела надеть.
Он обул мокасины и спросил, кто она. Она ответила, что она
– его женщина, и будет служить ему, пока он живет с ней в
ее типи. Юноша рассказал, что дети его народа просят мяса,
и его отправили на запад, чтобы узнать, как достать для
них мяса, а поэтому он не может остаться и жить с ней.
Тогда женщина сказала, что она провела его за руку через
дверь своего типи, усадила на мужское место, а это
связывает его с ней. То, что он надел мокасины, сделанные
для него, является его согласием быть ее мужем, согласно
обычаям его народа. Юноша возразил, что он не может
оставить детей своего народа умирать от голода. Поэтому он
должен уйти и научиться, как доставать для них мяса.
Женщина ответила, что если он будет жить с ней в ее типи
хотя бы эту ночь, то она пойдет с ним, и отведет его туда,
где он сможет научиться тому, как получить достаточно
мяса.
Юноша остался с ней в эту ночь, а утром они отправились
вместе в пещеру, куда она его повела. По этой пещере они
спустились туда, где жил бизоний народ, и нашли его
танцующим какой-то танец. Женщина дала мужу свиток и
велела идти танцевать с бизоньим народом. Он танцевал,
учась делать так же, как они. Затем женщина велела ему
сесть вместе с музыкантами. Он сел и научился петь, как
пели они.
Когда танец был закончен, женщина рассказала юноше, что
бизоний народ танцует перед Солнцем потому, что хочет,
чтобы солнце сделало что-то для них. И что когда они
умилостивят таким образом солнце, оно сделает то, чего они
хотят. Затем она взяла юношу за руку и повела его в типи
вождя бизоньего народа. Она рассказала своему отцу, что
она провела этого человека через дверь своего типи,
усадила его на мужское место, и что он взял мокасины,
сделанные для него, что маленькие дети его народа плачут
без мяса, и он пошел научиться, как достать достаточно
мяса. Вождь сказал, что раз он принял его дочь как свою
женщину, то этим он сам стал как бизоний человек.
Следовательно, вождь должен рассказать ему, каким образом
бизоний народ служит солнцу, чтобы оно дало им то, о чем
они просят. Он сказал, что когда они танцуют так, как они
это делали, когда юноша пришел, то это приятно солнцу, и
оно дает им то, в чем они нуждаются. Затем он велел юноше
вернуться к своему народу и сказать людям, что если они
дадут обет танцевать перед солнцем, когда сойдет снег, и
попросят солнце о мясе, то оно даст им достаточное
количество мяса.
Юноша вернулся к своему народу, а его женщина пошла с
ним. Он рассказал людям все, что он узнал, и они дали обет
танцевать перед Солнцем, когда сойдет снег. Затем шаман
попросил Солнце дать им мяса. Потом бизонья женщина встала
перед советом и велела всем мужчинам приготовиться к
охоте. Она проведет их туда, где они смогут убить много
дичи и добыть достаточно мяса.
Когда женщины увидели ее, стоящую перед советом, и
услышали ее слова, они подняли крик и заявили, что она
Двуликая Женщина и хочет заманить и увести от них их
мужчин. Они указывали на ее коричневые волосы и голубые
глаза как на доказательство того, что она злое существо.
Мужчины засомневались в ней. Тогда юноша встал рядом со
своей женщиной и заявил, что он носит мокасины, которые
она сделала для него, и обернул свой плащ вокруг нее и
себя. Он сказал, что мяса для детей есть, и если мужчины
боятся пойти и принести его, то он уйдет со своей женщиной
к ее народу.
Перед людьми встал шаман, и все замолчали. Он набил
трубку, зажег ее и выкурил. Затем снова набил трубку,
зажег ее, передал, и совет совместно выкурил ее. Пока они
курили, шаман сделал воскурение, сначала шалфеем, а затем
душистой травой. Он встал, и люди замолчали. Он сказал,
что те, кто не станут делать, как сказал юноша, будут
страдать. Тогда совет распорядился, чтобы все мужчины
приготовились к охоте и отправились туда, куда их поведет
женщина.
Она отвела их на склон холма, и там они обнаружили
громадное стадо бизонов. Мужчины убили очень много
животных. Женщины следовали за ними из лагеря, распевая
печальные песни, которые поют для тех, кто погибает в
опасном путешествии, однако, когда они поднялись на
вершину холма и увидели убитых мужчинами животных, они
бросились назад в лагерь, крича и распевая песни радости.
Они принесли свои инструменты и разделали убитых бизонов,
и получили много мяса.
Этого мяса было достаточно на несколько месяцев.
Женщины приготовили великий пир, и когда все пировали, они
выкрасили красным пробор на волосах женщины, а шаман
провел красную полоску на ее лбу, сделав ее таким образам
дочерью народа. Юноша встал возле нее, завернулся вместе с
ней в плащ, а молодые девушки пели песни в их честь.
Наступил месяц енота, снег сошел, и люди разошлись
своими путями. Только юноша, его жена и шаман остались на
месте зимнего лагеря. Юноша сел и накрыл голову плащем,
так как он напомнил людям об их обетах танцевать для
солнца, а они ответили, что у них сейчас достаточно мяса,
а вскоре они снова будут охотится на бизонов и получат его
еще больше, и поэтому юноше было стыдно за свой народ.
Люди охотились, но не находили никакой дичи. Тогда они
вспомнили о своих обетах и вернулись спросить у шамана,
что же им делать. Это было в месяце, когда созревали
вишни. Шаман сказал людям, что раз они были неискренни,
когда давали обет Солнцу, то теперь они должны подтвердить
свою искренность, заставив течь кровь из ран, и при этом
исполнить свои обеты, танцуя для Солнца. Но так как
женщины усомнились в том, что Солнце может дать им мясо,
то они не должны танцевать перед его лицом. Затем бизонья
женщина показала людям, как сделать лагерный круг и
Палатку Солнца, а юноша научил песням и танцу.
Бизоны вернулись, снова было достаточно мяса, а женщина
показала, как нужно готовить для пиров бизоньи языки.
Шаман показал людям, как наносятся раны для кровотечения,
и как они должны страдать в танце, из-за того, что были
неискренни.
Когда луна стала круглой, все были готовы. Женщины
устраивали пиры, а мужчины танцевали перед ликом Солнца, и
Солнце было довольно.
С того времени, когда Лакота чего-нибудь очень хочет,
он дает обет танцевать Танец Солнца, если Солнце даст ему
то, о чем он просит. И тогда он танцует Танец Солнца в
месяце, когда поспеют ягоды вишни.