Лингвистическое распределение и политические группы
шошонов Большого Бассейна
В 1825 г. Кребер1
указал общее распределение
подразделений семьи шошонов, но он был поставлен в трудное
положение отсутствием подробной информации из Большого
Бассейна Невады, Айдахо и Юты. Более того, недостаточно
известны природа и расположение политических подразделений
этих групп, кроме некоторых, обычно краевых регионов
2 и не
было записано ничего, касающегося шошонов и их
непосредственных соседей, занимающих центральную часть
этой области. Однако, современные данные
3 дают возможность
ограничить основные лингвистические подразделения Большого
Бассейна с определенной точностью и определить и
разместить большинство политических подразделений шошонов
и их соседей.
Лингвистические распределения.
Область, занятая тремя подразделениями языковой семьи
шошонов
1. Северные пайюты, моно-павиотсо, подразделение
Кребера,4
простирается от восточной Калифорнии в Долине
Оуэнз (прежде называемой Восточной Поло), к северу через
западную Неваду и северо-восточную Калифорнию в южный и
восточный Орегон на неопределенное расстояние. Льюис и
Кларк сообщили о "Змеях" (возможно северных пайютах) на
р.Десгутес,5
и Оглен сообщил о "Змеях" (также возможно
северных пайютах) на реке Джон Дей и в окрестностях озера
Молхо.6
Во всей этой области язык очень похож. Он
отличается лишь незначительно. Диалектические
подразделения, похоже, не совпадают с политическими.
Предание, что не-пайютский народ (Пит-Ривер) населял
окрестности Довклока, Невада, почти 3 поколения, было
сообщено информатором северным пайютом около Уиннемукка.
7
Словарь банноков, которые занимали реку Снейк в
окрестностях Форта Холес вместе с шошонами, почти
идентичен словарям северных пайютов.
2. Шошоны, Креберовское шошоно-команчское
подразделение, находятся от района Маленького озера и
Долины Смерти в Калифорнии, к северу через большую часть
восточной половины Невады в северную Юту, южное и
восточное Айдахо, немного в примыкающую Монтану и
восточный Вайоминг. Словари показывают, что язык во всей
этой области практически одинаков, отличаясь, как и у
северных пайютов, в разных местах лишь несущественно.
Более того, он мало отличается от команчского, мои
информаторы, слышавшие его, говорят, что он им понятен.
Народы, живущие около Долины Смерти, обозначенные
Кребером как косо,8
говорят на том же языке, что и шошоны
Невады. Долина Ланаминт и возможно южная часть Долины
Смерти были однако заняты каваиису, которые были смешаны с
шошонами в северных концах каждой долины.
9 Каваиису – это
подразделение ютов-чемехуэви. Возможно, что люди, жившие
срезу к югу от Маленького озера и называемые шошонами
вавитс (середина) были тубатулабал, которые на небольшое
расстояние вторглись в пустыню. Однако информатора из этой
группы найти не удалось.
Шошоны занимали Неваду на Западе до Колумбийского
Соленого болота, долины Ятон, долины Смит Крик, долины р.
Рис и горы Боя. Высотный район в окрестностях Оуйхи на
границе Невады и Айдахо не был постоянно заселен, но
посещался шошонами Хамболдт и Снейк Ривер и некоторыми
северными пайютами. Шошоны занимали р. Снейк в Айдахо до
окрестностей Бойее, где смешивались с северными пайютами и
иногда с приходившими не персе. Также, они находились в
горной части верхней реки Салмон и в маленькой полосе
Монтаны через континентальный водораздел. Вайомингских
шошонов нельзя определенно ограничить, так как их
команчские привычки и стычки с кроу и черноногими сделали
их место жительства непостоянным. Шошоны восточного Айдахо
и Юты, и Вайоминга, особенно владевшие лошадьми в раннее
время, часто назывались Змеями, хотя это название так же
свободно применялось к другим шошонам и, иногда, к
орегонским пайютам.
На востоке шошоны примыкали к южным пайютам в южной
Неваде, где, судя по моим информаторам, граница мало
отличалась от данной Келли.10
К северу от нее они
граничили с ютами в пустыне Севьер Юты, у Ютского озера, а
в северо-восточной Юте были отделены от них Ютскими
горами, которые тянутся к востоку и западу. На
юго-восточном краю Великого Соленого озера шошоны
назывались вебер-юты, хотя их язык подобен языку других
шошонов. Словари госиюте, которые были в определенной
степени изолированы в обширных пустынях, лежащих к югу и
юго-западу от Великого Соленого озера, также шошонские. Их
своеобразие, похоже, произошло в результате изоляции и
крайней культурной бедности, но их язык ни в чем не
уникален. Госиюте – от госип (пыль щелочных равнин) плюс
юте.11
3. Южные пайюты принадлежат к Креберовекому
юте-чемехуэви подразделению. Их местожительство на
сопровождающей карте взято у Келли,
12 хотя "община" Лас
Вегас подразделена по моей собственной информации.
Юты, также принадлежавшие к юте-чемехуэви подразделению
Кребера, занимали восточную Юту, Колорадо к западу от
Скалистых Гор и, судя по информаторам южных ютов, сезонно
путешествовали лошадью к востоку от Скалистых Гор. Также,
они прежде были в небольшой части северо-восточной
Аризоны, которая теперь занята навахами и в части
северного Нью-Мексико.
Политические группы
Будет мало просто отметить, что группа имела вождя или
считала себя общиной, так как ни природа, ни степень
власти, данная вождю, ни вид объединения членов общины не
есть сами собой разумеющиеся. Более того, новые условия и
идеи, привнесенные белым человеком, часто коренным образом
изменяли туземные группировки, принося солидарность и
власть вождя туда, где их прежде не было.
Определение шошонских групп на языке их экономических,
социальных и религиозных деятельностей, которые
продуцируют групповое сплочение, и политического контроля,
требуемого для этих деятельностей, проливает новый свет на
некоторые "общины" и демонстрирует, что в данной области
было по крайней мере два непохожих типа политических
групп:
1) деревенская организация, в которой обычная
ассоциация и кооперация была ограничена жителями одной
деревни;
2) общинная организация, варьирующая в своей социальной
и экономической основе, но всегда влекущая за собой
кооперацию, некоторый централизованный контроль и чувство
солидарности среди жителей хорошо определенной территории.
Деревенская организация сложилась у шошонов Невады,
западного Айдахо, западной и северо-западной Юты и,
возможно, у многих северных пайютов и южных пайютов. Есть
причина подозревать, что до появления лошади она могла
быть у некоторых шошонов восточного Айдахо и Юты и у
некоторых ютов.
У невадских шошонов ограничение политической
организации деревней – функция социальной и политической
деятельности. Эти шошоны были, в основном, собирателями.
Они живут на высокой полусухой степи, которая состоит из
монотонной последовательности длинных покрытых полынью
долин, разделенных очень высокими горными хребтами,
тянущимися к северу и югу. В долинах могли вырасти только
кусты и трава; в горах, получавших больше дождя, росли
можжевельник и сосны, дававшие орехи, и здесь можно было
собрать различные виды съедобных семян и корней. Дичь,
скудная везде, состояла из кроликов и антилоп в долинах,
оленей и горных баранов в горах. Скудость пищи и простых
приспособлений для ее добычи, транспортировки и хранения
ограничила население одним человеком на 15-20 квадратных
миль. Некоторые необычайно плодородные места имели одного
человека на 2 квадратные мили, а необычно засушливые
районы, как пустыня Великого Соленого озера, имели одного
человека на 50-60 квадратных миль. Скудость транспортных
средств сделала физически невозможными большие собрания
людей на сколько-нибудь значительное время. Поэтому,
зимние деревни состояли только из от двух до
десяти-пятнадцати семей, живших около своих тайников с
пищей, и обычно в нескольких милях от соседних деревень.
От весны до осени отдельные семьи или, максимум 2-3
родственные семьи, вместе кочевали в поисках пищи.
Может показаться, что жители каждой долины, являющейся
изолированной топографической единицей, будут иметь
тенденцию объединяться друг с другом таким образом, что
сформируется община, В действительности они соединялись
так, что образовывался слабый союз, и каждая область
такого рода обозначена на карте как "район". Но союз был
не прочным, люди одной долины часто по разным причинам
кооперировались с жителями соседних долин,
Возможно, наиболее важным фактором соединения людей из
соседних областей был сосновый орех. Урожай соснового
ореха, который, несомненно, был главной пищей, был
нестабилен. Определенная местность давала урожай только
раз в два, три, четыре года, но когда случался урожай,
орехов было во много раз больше, чем жители данной
местности могли собрать. Поэтому люди, чья земля давала
скудный урожай, шли в места изобилия, и жителям этого
места было бы глупо мешать им собирать урожай. И
действительно, идеи о владении группой пищевой территорией
не было.
Следовательно, сосновый орех стал причиной сравнительно
бродячей жизни. Каждая семья каждый год шла туда, где
ожидала наиболее щедрый урожай. Хотя, по обычаю, каждый
год она возвращалась домой, если это место было
экономически пригодно, часто она зимовала один год с
людьми запада, а другой – востока, на обширной территории.
Другая экономическая и социальная деятельность не могла
компенсировать действие сбора сосновых орехов и внести
значительную стабильность в объединения шошонов. Ежегодная
общинная охота на кроликов обычно проводилась осенью и
предпринималась людьми, сведенными вместе временем орехов,
и возглавлялась наиболее опытным и способным человеком из
присутствующих. Подобным же образом весенняя охота на
антилоп соединяла людей, зимовавших поблизости от страны
антилоп, и возглавлялась присутствующим антилоповым
шаманом. Это действие обычно сопровождалось танцами, но
если они проводились в другое время, люди, находившиеся на
удобном расстоянии, собирались в течение нескольких дней.
Собраний с чисто религиозными целями не проводилось.
Трудность транспортировки продовольствия к центральным
местам сделала невозможным проведение больших сборищ для
общинной активности более чем на несколько недель каждый
год, И действительно, самые большие сборища происходили,
когда коллективный сбор давал необычно большое количество
продовольствия на краткий период. Таким образом, у
невадских шошонов наиболее устойчивой группировкой была
маленькая зимняя деревня с до определенной степени
меняющимся населением и своим неофициальным лидером. Но
даже деревенская сплоченность была слаба, и лидер имел
власть в основном только в устройстве небольших местных
танцев и решении, когда люди должны идти собирать сосновые
орехи. Он мог управлять охотами. Хотя часто загон кроликов
возглавлял особый человек и, возможно, другой человек
отвечал за охоту на оленей и горных баранов.
Население деревни, естественно, включало много
родственников, но так как условия сбора пищи, размеры
отдельной семьи, выбор места жительства по различным
причинам и другие факторы, сделали послебрачное проживание
варьирующим и вызвали частые изменения в местах
жительства, каждая деревня не была одним родом. Правила
деревенской экзогамии тоже не было.
Объединения людей, большие чем деревня, не были только
необходимыми промежуточными формами, но за годы часто
соединялись очень разные семьи с различными лидерами. От
южной Невады до южного Айдахо шошонекое общество
напоминало обширную сеть, люди каждой деревни были связаны
с жителями всех окрестных деревень и различной
экономической и социальной деятельностью, и брачными
узами. Общины не имели собственности на землю и прав на
важную собственность, экзогамия у них была связана только
с билатеральной семьей.
Трансформация шошонских политических групп, вызванная
появлением белого человека, являет контраст туземной
организации. В долине реки Хамболдт, где расовое
столкновение было наиболее суровым, введение лошадей и
других особенностей экономики белого человека сделало
возможным соединение прежде независимых деревень, а
воинственность, прежде неизвестная, дала повод для
объединения. Развивалась свободная организация, и Тумок,
прежде ничтожество, стал вождем. Однако, когда войны
закончились, эта община распалась, индейцы стали
присоединяться к белым общинам, и Тумок быстро потерял
свою всю власть. Теперь индейцы говорят о Тумоке как о
великом вожде, возглавлявшем большую общину, но тщательное
исследование очевидно показывает, что его исключительные
функции относились к делам, относящимся к появлению белого
человека и что такая большая община не могла существовать
в туземных условиях – этот факт демонстрирует
необходимость тщательного исследования динамических
аспектов туземных политических институтов.
В западном Айдахо, хотя и находящемся к северу от
родины соснового ореха, был тип шошонского общества очень
сходный с обществом шошонов Невады. Лосось, основная пища,
изобиловал в р. Снейк и обеспечивал группы маленьких
деревень, которые были не многим устойчивее деревень в
Неваде. Также, рыбные запруды и ловушки, используемые
только их строителями, которые были членами одной деревни,
имели тенденцию закреплять групповую собственность на
места рыбалки. Но семенные районы, как и в Неваде, были
открыты для всех. Шошоны р. Снейк не имели общин, так как
не было причин объединяться в группы, большие чем деревня.
Общинные охоты были менее важны, чем в Неваде, и танцы,
которые иногда посещались жителями нескольких деревень,
давали только очень временный союз.
По большей части района деревенской организации, люда
обозначались только как жители названной местности.
Однако, не севере была некоторая тенденция называть людей
по обращающей на себя внимание пище их области, например.
Едоки Лосося на р. Снейк, хотя данная местность часто
называлась различными соседями по-другому.
Современные свидетельства наводят на мысль, что
большинство северных пайютов имело скорее деревенские, чем
общинные группы, хотя ни одна из них не была описана
словами, позволяющими классифицировать ее соответственно
современным определениям.
Общинные организации базируются на других условиях в
западной и восточной частях Великого Бассейна. В долине
Оунез, Калифорния, где население было необычайно плотным –
один человек на 2 кв.мили – местность была разделена на
маленькие области, жители каждой владели этой областью и
защищали ее от вторжения. Солидарность членов общины
продуцировалась близостью их более-менее постоянных жилищ
и обычной кооперацией в охоте на кроликов, оленей и
антилоп, ирригации, сборе семян и танцах. Основной
функцией общинного вождя было устройство этих общинных
функций и посылка приглашений присоединиться другим
общинам. Действительное руководство каждой деятельностью
оказывалось у человека, имевшего особые качества.
Шошоны Долины Смерти и Маленького озера имели
организацию в чем-то сходную, хотя идея общинного владения
землей у шошонов быстро исчезла. До определенной степени
чувство солидарности у жителей данного района могло
распространиться из долины Оунез. Однако в районе Долины
Смерти обычная кооперация с соседями была жизненной
необходимостью, вызванной физической невозможностью
пересечь обширные безводные пустыни для частой связи с
другими людьми. Таким же образом к общинной организации
приблизились шошоны госиюте, населяющие оазисы в обширных
пустынях к югу от Большого Соленого озера.
У восточных шошонов деятельность, относящаяся к
общинной жизни, обычно была связана с лошадью. Можно
заподозрить, что за исключением групп, занимающих места с
изобилием бизонов, многие восточные шошоны были некогда
очень похожи на шошонов Невады и что раннее введение
лошади изменило экологию, обеспечивавшую основу для
общинной организации. В 1832 г. Бонневилл
13 отметил
контакт между шошонами выше и ниже водопадов Твин на
Змеиной реке, выразив удивление истощением и
дезорганизацией последних. Водопад Твин – восточная
граница лосося и западная граница низин, где могли пастись
лошади. Лошади уже распространились в районе Форт Холла
(во время визита Боневилла). Другие путешественники
отметили необычайные различия между ютами и госиютами. В
1776 г. Эскаланте похоже столкнулся у многих ютов с
лошадьми и определенными общинами и вождями в окрестностях
озера Юта.14
К прибытию мормонов в 1847 г. юты разъезжали
по всей стране верхом.
Важность лошади в первобытной экономике и ее
последующее социальное и экономическое влияние нельзя
недооценивать. Лошадь дает возможность или
транспортировать продовольствие к определенному месту, где
может собраться много народу и жить более-менее постоянно,
и членам отдельных деревень сообщаться и кооперироваться
друг с другом. То, что западная граница лошади также была
западной границей настоящих общин, является эмпирическим
фактом.
Общины восточных шошонов есть билатеральные и
составные,15
то есть состоят из многих семей, которые,
будучи неродственными, допускают общинную экзогамию.
Политический контроль поручался одному или нескольким
вождям, определенные люди имели особую власть, относящуюся
к войне, охоте, танцам и другой деятельности. Благодаря
сильному Равнинному влиянию, военные подвиги приносили
большой престиж и давали значительную как военную, так и
гражданскую власть. Хотя каждая община занимала хорошо
определенную территорию, в пределах которой она обычно
кочевала в поисках пищи, вряд ли многие общины имели права
собственности на территорию, если вообще имели. И
действительно, огромные расстояния, покрываемые сезонно
верхом, стали причиной частых объединений соседних общин
(как айдахские и вайомингекие шошоны, которые иногда
временно объединялись), перемещений по территории соседей
и, более того, вторжениям, даже айдахскими шошонами и
ютами на территории враждебных племен.
О расселении большинства восточных шошонских общин
теперь доступна действительно .точная информация. Шошоны
Лососевой реки (Едоки Лосося, Едоки Горного Барана, или,
что более распространено, леми-шошоны) первоначально были
подобны народам Змеиной реки. Они жили в 5 или более
независимых деревнях, изолированных в горах, и стали
сплоченной общиной только когда, по подстрекательству
правительства и после приобретения множества лошадей, они
поселились на реку Леми, где прежде жила маленькая община,
владевшая малым количеством лошадей.
16 Однако даже тогда
многие семьи остались в горах.
Большая часть южного Айдахо была занята общиной бохогуи
( от бохови, полынь и гуе, холм),: которая состояла из
северных пайютов (банноков) и шошонов, зимовавших в
окрестностях Форт Холла и путешествующих на лошадях на
западе до степи Камас и до Вайоминга на востоке. Этими
перемещениями руководил один вождь, обычно баннок, ему
помогали другие люди, которые отвечали за различные виды
деятельности. Набеги черноногих и некоторые столкновения с
ютами еще более способствовали единству общины.
Другими, меньшими, но похожими общинами шошонов были
Едоки Кроликов (каму дука) реки Порт Ньюф и окрестностей,
Едоки хуки (хукун дука – дикое семя) Медвежьей реки, юты,
Едоки Рыбы (панви дука) долины Кача и окрестностей и юты
Вепера из района Солт Лейк Сити. Возможно, что в этой
области были другие, маленькие общины.
Шошоны Вайоминга в исторические времена похоже
образовывали единственную общину под руководством Вашаки,
хотя возможно, что, когда равнинные войны, которые были
усугублены сдвигом племен, введением огнестрельного оружия
и другими факторами, связанными с появлением белого
человека, сделали объединение жизненной необходимостью,
объединилось несколько отдельных туземных общин.
В центральной юте и юго-западном Колорадо можно
разместить на карте только несколько ютских общин. Однако,
практически ясно, что кроме нескольких маленьких,
рассеянных групп, которые были изолированы почти в
недоступных частях верхнего Колорадского плато, юты
кочевали верхом, сильными общинами. Войны, особенно с
арапахо и кроу, стимулировали рост общин.
Некоторые ютские общины: озеро Юта (тумпанаготс, от
тумби – камень, панаготс – устье каньона); озеро Севьер
(юты павандутс, или пахвант, "водный народ"); Сампитс
(возможно названы именем вождя); павогогвунсин, пайюты
реки Севьер и Рыбного озера; Уинта, Бассейн Уинта;
17 юты
Белой реки, возможно к востоку от них в Колорадо; юты
ункомпагре, возможно к юго-востоку от них в Колорадо;
пайюты (водные юты) в юго-восточной Юте, северо-восточной
Аризоне, юго-западном Колорадо; винаманути в долинах рек
Анимас, Лос Линос и Пиеда в юго-западном Колорадо; капота
на верховьях Рио-Гранде к востоку от последних в Колорадо
и северном Нью-Мексико. Объединение большинства
колорадских общин, включая ункомпагре, произошло в
историческое время под руководством Урая.
Южные пайюты останутся под вопросом до опубликования
полных данных Келли. Хотя она нанесла на карту 15 "общин",
определенных, как "диалектические единицы с политическим
сопутствием", неясно сойдется ли с этим более полное
определение. Пока южные пайюты были пешими, трудно понять,
как люди, населяющие такой обширный район, предназначенный
нескольким общинам, могли возможно кооперироваться друг с
другом в значительном количестве предприятий, чтобы
создать действительно централизованный политический
контроль и чувство солидарности с другими поселенцами
территории. Данные не показали, что общины были
функциональны в других отношениях,
Мои собственные исследования среди "общины Лас Вегас"
Келли показывают, что она действительно включала, по
крайней мере, 3 общины определенного здесь вида (так
показаны на карте).18
Эти общины отличались от шошонов
района Долины Смерти только тем, что небольшая практика
садоводства дала деревням больше оседлости. Возможно, что
у лошадиных южных пайютов существовало больше политических
единиц, чем 15 общин, зарегистрированных Келли, и что
список 31 "племени Пауэла и Айнгалла" может быть наиболее
правильным. Существуют неоспоримые сведения, что
политические группы всех других шошонов консолидировались
в большие единицы, когда почувствовались влияние белого
человека.
Джулиан X.Стюард
Steward J.H., Linguistic distribution &
political groups among the Great Basin Shoshoneans.
AA.,1937, vol. 39, №4, path 1, p. 625-634.
Примечания
1. А.Л. Кребер,
Handbook of the Indians of California (Bulletin Dbreau of
American Ethnology, № 78, 1925 г.), рис.52.
2. Р.Х. Лоуи,
"Северные шошоны" (Antropological papers, American Museum
of Natural History), том 2, стр. 160-306, 1909 г.), а
также "Заметки об этнографии шошонов" (эти же
серии, том 3, стр. 191-314, 1924 г.). Дж. Х. Стюарт,
"Этнография пайютов Долины Оуэнз" (University of
California Publications in American Archeology and
Ethnology, том 33, стр. 233-238, 1933 г.). Айсобел Т.
Келли, "Этнографя пайютов долины Сёпрайз" (эти
же серии, том 31, стр. 67-209, 1932 г.). Также, см.:
"Общины южных пайютов" (Американский Антрополог,
том 36, стр. 546-560, 1934 г.).
3. Эти данные
были собраны в 1935 г. в путешествии, финансированном
Университетом Калифорнии, Субсидией Совета Общественного
Научного поиска и в 1936 г. во время путешествия для Бюро
Американской Этнологии. Идентичность лингвистических групп
основана на 40 тестовых словарях по 100 слов каждый,
полученных у шошонов Калифорнии, Невады, Юты и Айдахо и от
северных пайютов, банноков, госиюте , ютов и южных
пайютов.
4.  А.Л. Кребер,
"Шошонские диалекты Калифорнии" (Университет
Калифорнийских публикаций в Американской Археологии и
Этнологии, том 4, стр. 66-165, 1907 г.).
5.  Р. Дж.
Звейтс, "Оригинальные дневники Экспедиции Льюиса и Кларка,
I804-I806 гг." (Нью-Йорк, 1905 г., том 3, стр.147-1б9).
6.  Т.С. Элиот,
"The Peter Sheeme Oglen Journals" (Quartery,
Орегонское историческое общество, том 10, 1909 г.,
путешествие 1826 г., стр. 349. Также см.: том 11, 1910 г.,
путешествие I826-I827 гг., стр.208).
7.  Л.Л. Лоуд и
М.Р. Харингтон в "Lovelock Cave". (Университет
Калифорнийских публикаций в Американской Археологии и
Этнологии, том 25, стр. 1-183, 1929 г.) дают несколько
версий этого предания (стр.165-169).
8. 
"Handbook", глава 1, стр 589-592.
9.  Шошоны
называли каваиису долины Панаминт Мугунуву. У Тома
Спрайта, на четверть шошона, на четверть каваиису,
наполовину белого, было получено 2 словаря. Его
"шошонский" словарь очень близок словарю креберовеких
шикавийам или косо ("Диалекты шикавийам", стр.
71-89) и оба подобны моему множеству шошонских словарей.
Мугунуву словарь Тома Спрайта почти идентичен
Креберовскому каваиису (там же) и, говорят, на нем
говорили в долине Саут Фок (Кингс Ривер?), в долине Келси
и в районе Тчачапи, Калифорния.
10. 
Общины южных пайютов.
11. 
Информаторы не смогли дать объяснения того, что этот народ
называют ютами. Все шошоны называют себя нум, или нума .
Происхождение названия "шошоны" неизвестно, хотя
возможное предположение выводит его от (множества) сонип
(трава), что относится к покрытию пола в доме.
12. 
Общины южных пайютов.
13.  Вашингтон
Ирвинг, "Приключения капитана Бонневилла в Скалистых
горах и на Дальнем Западе" (Издательство пауни, 2
тома, Нью-Йорк, 1898 г., том 1, стр. 329-334).
14. 
"Дневник и путешествия брата Франсиско Антониасо
Домингеса и брата Сильведре Велеса де Эскаланте по
открытию маршрута от Пресидио Санта Фе, Нью-Мексико, до
Монтерейя в Южной Калийорнии" (в У.Р. Харрис,
"Католическая церковь в Юте", Солт Лейк Сити,
1909 г., стр. 136-184).
15.  В
"Экономической и социальной основе первобытных общин"
(Антропологический очерк в честь Альфреда Луиса Кребера,
Беркли, 1936 г., стр.331-350) я сопоставил этот тип с
патрилинейными локализированными экзогамными общинами.
16.  Льюис и
Кларк (указ. соч., том 2 стр.347) видели маленькую общину,
примерно 400 лошадей, на р. Леми.
17. 
"Исследования Эшли-Смита и Открытие Центрального Пути
к Тихому океану 1622-1829 гг." (Кливленд, 1918 г.,
стр.151) отмечает встречу с лошадиными ютами в устье реки
Уинта. Эти индейцы притязали на территорию в 150 миль
длиной, 100 миль шириной, устье реки было ее центром.
18.  Болдуин
Моллхаусен ("Дневник путешествия от Миссисипи к
Тихоокеанскому побережью", Лондон, 1858 г., том 2,
стр. 296) отмечает, что южные пайюты в районе пустыни
Мохаве в 1858 году не имели лошадей.
|