Этнография и антропология
     
Предыдущая статья К оглавлению Следующая статья
 

Танцы и общества шошонов Уинд Ривер

Желтые Носы и Бревна

Шошоны Уинд Ривер имели, по крайней мере, один институт, который, очевидно, соответствовал типичной особенности обществ индейцев равнин. Когда бы племя не совершало переход или не занималось бы общинной охотой, эти две группы мужчин управляли движением и имели особые политические функции. В таких случаях колонне или шеренге шошонов предшествовала группа из около 20-30 мужчин, называемых охо му'пе, буквально Желтые Носы или Рты, но обычно это переводится Желтые Лбы. Тыл процессии образовывали во'бине, Брёвна, примерно равные по количеству авангарду. Некоторые мои информаторы называли эти подразделения различными именами. О Брёвнах несколько раз говорили, как о Больших Лошадях, а выражение Желтые Носы мои информаторы замещали словом хаихе, что не переводится. Другие объясняли, что хаихе были просто разведчиками, избираемыми и Желтыми Носами, и Брёвнами.

Желтые Носы коротко обрезали волосы и носили квадратную челку, которую покрывали желтой глиной. Брёвна разделяли волосы посередине и носили по косе с каждой стороне головы, косы оборачивались горностаевой (или какой-нибудь другой) шкуркой.

Вступление в эти отряды не зависело от покупки, и также не было возрастного деления, Би'во сказал, что членство было наследственным по мужской линии, и что он, подобно своему отцу, принадлежал к Желтым Носам. Однако это противоречит утверждениям других свидетелей и его собственному сообщению о приеме новичка. Насколько я вижу, любой мог стать членом любого отряда, хотя от Желтых Носов требовалась особая храбрость. Если старший брат и друзья какого-либо человека принадлежали к одному из обществ, он старался последовать их примеру. Иногда сами члены общества просили человека вступить. Когда Желтые Носы устраивали пляску, два их лидера могли сказать: "Такой-то и такой-то наблюдает, он храбр и присоединится к нам, если захочет". Затем они спрашивали его и, если он хотел дать утвердительный ответ, он говорил: "Нет", и наоборот , так как в обычае Желтых Носов было использование обратной речи. Если он таким образом выразил свое желание, они обрезают его волосы, и он становится членом. Будущий Бревно обратной речи не использует. В случае Желтых Носов один из лидеров просто грубо обрезает его волосы в манере, принятой в обществе, что называлось клеймением нового члена. Потом, дома, новичка подготавливают более тщательно. Такая форма прически соблюдалась всегда, а не только в танце. В одном упомянутом Би'во случае, новичок отказался подстригать свои волосы, поэтому один из лидеров попросил другого человека перечислить свои дела, и, таким образом, кандидат был освобожден от стрижки. Лидерами обычно были люди старшие, чем остальные и имевшие заслуженные отличия воинов, но племенной вождь не принадлежал ни к какой организации. Мо'во сказал, что лидеры Желтых Носов носили разбахромленные внизу бизоньи плащи.

Человек мог покинуть одно общество и присоединиться к другому. Если человек не мог поладить с товарищем по обществу и хотел выйти из общества, считалось, что он должен информировать глашатая, который сделает соответствующее публичное объявление. Би'во сказал, что в таком случае отставки, член должен был уплатить вождю лошадью или одеялом, или другим имуществом: но другие информаторы это отрицают. Если человек не чувствовал себя достаточно храбрым, чтобы оставаться с Желтыми Носами, он говорил об этом другим членам и уходил; через долгий промежуток времени он, возможно, мог присоединиться к Брёвнам.

Соперничества между обществами не было. Ясно, что Желтые Носы занимали высокую социальную позицию за счет своей храбрости, и в этом смысле Брёвна были им очевидно подчинены. Например, иногда Желтые Носы давали танец ночью и говорили: "Сегодня мы назначим двух-трех Брёвен разведчиками, которые найдут бизонов". Затем разведчики выступали на поиски бизонов и сообщали о них в лагере, где люди готовились под руководством Желтых Носов. Порядок при переходе уже описывался. Оба отряда могли задержать того, кто попытается атаковать бизонов раньше времени, но по причине нахождения впереди, это, вероятно, было особой обязанностью Желтых Носов, которые соответственно называются тирако'не, пастухи.1   Ха'ви сказал, что если человек атаковал бизонов раньше положенного времени, один из лидеров Большой Лошади (Брёвна) возвращал его, взмахнув кнутом над головой его лошади. Ему неизвестно случая, когда бы виновный оказал сопротивление; если бы он сделал это, он считал, что полиция изуродует его лошадь, то есть отрежут ей уши. Если нарушитель преуспевал в убийстве дичи, полиция уничтожала шкуры бизонов, так что он не извлекал выгоды из своей опрометчивой спешки. Естественно, что Желтые Носы также должны были первыми встать на пути вражеской атаки с фронта. С другой стороны, особой функцией Брёвен была защита женщин. Они должны были показывать женщинам, где ставить жилища, поддерживать порядок в тылу и, смотреть, чтобы никто не отстал; они также закрепляли шесты для жилищ для людей, если кто-нибудь из них ломал шесты при перетаскивании.

Похоже, что Желтые Носы однажды что-то начав, ни в чем не останавливались. Соответственно, член общества не поднимал ничего уроненного; или он мог схватить предмет и держать его. Если женщина что-нибудь роняла во время перехода и пыталась это поднять, Брёвна могли сказать ей: "Ты принадлежишь к Желтым Носам, ты не должна поднимать ничего уроненного".

Другой отличительной чертой отряда Желтых Носов, которая была уже упомянута, была обратная речь (на'кома по'наит). Когда к шошонам пришел первый белый человек и спросил Желтых Носов, хотят ли они стать их друзьями, последовал ответ "Нет", но он значил "Да". Члены общества говорили наоборот даже со своей собственной семьей, то есть, "Не давай мне чашку воды". Если молодая женщина хотела выйти замуж за Желтого Носа, он отказывал ей, когда хотел согласиться, и наоборот. Когда шошоны сражались с врагом и вождь хотел, чтобы Желтые Носы атаковали, он говорил: "Не атакуйте врага", но в то же самое время они атаковали. С другой стороны, если вождь приказывал им атаковать, они не шли.

Желтые Носы и Брёвна совершали одну и ту же пляску, биепунгонока, пляску большой лошади, но, судя по большинству моих источников, они обычно совершали его отдельно, объединяясь только каким-нибудь особым соглашением, когда они хотели вместе обсудить передвижения лагеря. В таких случаях они ставили очень большое типи для танца. В других случаях, когда танцевали Желтые Носы, Брёвна просто наблюдали и наоборот. Отдельный человек не был обязан присоединяться к своим товарищам; при желании он мог оставаться зрителем. Танец не имел особой цели, просто индейцы полагали, что так им будет лучше. Танцевать можно было в любое время года, но особенно желательно перед выходом на охоту на бизонов.

Обычно представление происходило днем, начинаясь утром или около полудня, и завершаясь до заката. Для такого случая ставилось большое типи из бизоньих шкур, и один-два лидера обходили лагерь, объявляя о танце. Женщин: усаживали по всей окружности жилища и они помогали в пении. В задней части жилища, но впереди находившихся там женщин, садилось несколько музыкантов, лучших певцов из танцевальной группы, с ручными барабанами. Впереди музыкантов находились танцоры. Различий между песнями обществ не было. Некоторые информаторы сказали, что степ был почти или совсем подобен степу та'сайуге. Это утверждение, во-первых, кажется не соответствующим общему описанию более старого действия как простых прыжков вверх-вниз без изменения места. Однако в лемхи мне сказали, что старая форма та'сайуге также включала простой танец вверх-вниз.2   Когда нараспев произносилась песня Большой Лошади; лидеры обходили круг с кнутом и заставляли присутствующих членов вставать и танцевать. В конце каждой песни танцоры садились, в начале следующей вставали. Специального костюма не было. Некоторые носили вышитые бисером легины и оленьи рубахи, другие – просто набедренные повязки. Желтые Носы иногда носили маленькую палку с бисером с одной стороны головы, и более длинную палку того же вида – с другой. У лидеров отличительного знака не было. После танца перечислялись военные подвиги. В конце наступал пир, для которого готовилось огромное количество тушеной дикой моркови. Действие кончалось распределением и поеданием пищи.

Глупец

Был человек, не связанный ни с Брёвнами, ни с Желтыми Носами. Он ездил на лошади с отрезанным хвостом и проходил по лагерю, поя, и никто ему не мешал. В руке он держал круглую погремушку. Увидев врага, Глупец (витаг аит) наступал, не обращая внимания на опасность, даже если в него целились из ружья. Если враг промахивался. Глупец устремлялся к нему и поражал своим единственным оружием, кнутом и погремушкой. После такого подвига он мог перестать действовать как Глупец и быть за свою храбрость провозглашенным военным вождем. Глупцом мог стать любой, если он считал себя достаточно храбрым, чтобы поразить врага в описанной манере. В таких случаях многие шошоны погибали, но их место занимали другие.

Ясно, что Глупец тесно связан с Бешенными Собаками кроу и черноногих; а также существует специфическое сходство с институтом флэтхедов, описанным Кларком. 3 

Хаи нокаи

Во время пляски солнца бизоньи языки вешались на одну веревку, подвешивались на шест, концы которого находились на плечах двух мужчин, вносивших его в жилище. Затем хаихе приходили и имитировали голоса и действия ворон. Они бросались вперед, хватали языки и пытались с ними убежать, а другие индейцы били их палками. Эта практика называлась хаи нокаи.

Наройа

Эта пляска считалась старой; значение названия не ясно. Судя по одному информатору, она подобна а'по нока у ну'акин; другой шошон уподобил ее дзо'а нока у надзаи нога Айдахо.4 

Упомянутый первым дал следующее сообщение о происхождении. "После того как Отец (А'по) создал мир, в нем был человек со своей женой и двумя детьми. Пришел Койот и сказал: "Я твой отец и сделал все эти холмы и деревья. Теперь я дам тебе это а'понока. Так он научил их пляске на'ройа. Койот просто обманул людей".

На'ройа исполняли в любое время года. Шошоны верят, что когда совершается пляска, всегда бушует непогода; так, в последнюю зиму (1911 г.) во время действий всегда шел снег. Пляску мог дать любой человек, если член его семьи пострадал от холода или от какой-нибудь другой более серьезной болезни; чтобы прогнать ее, участники в конце церемонии махали своими одеялами. Ха'ви вспомнил несколько примеров, когда на пляске присутствовали больные и, по указанию лидеров, тоже махали одеялами. Участвовали и мужчины и женщины; первыми круг образовывали мужчины, затем каждая женщина становилась между двумя мужчинами и все переплетали пальцы. Иногда было так много танцоров, что приходилось образовывать концентрический круг, или часть его. В (меньшем) круге, хотя не в центре, а скорее на периферии, находилось сосновое дерево; оно оставалось стоять и использовалось для последующих церемоний. Пляска могла совершаться или днем, или ночью; в последнем случае в центре круга разводился большой огонь, или иногда вне круга. В прежние дни церемония продолжалась пять ночей подряд, только последнее действие происходило днем. Сегодня шошоны танцуют только один или два дня. Танцоры двигаются по часовой стрелке. Музыкального инструмента не было; участники двигались под свое собственное пение. В конце церемонии все шли в баню.

Вохо накин

Пляска, которую предположительно начинали мужчины, родившиеся летом, должна была принести теплую погоду. Шошоны Уинд Ривер не танцуют ее со времени исчезновения бизонов; это их старая церемония, хотя они не знает зародилась ли она у шошонов или у ютов, с чьей медвежьей пляской она явно связана. Более того, другой шошон назвал ее а'гваи нока, что означает медвежья пляска.

Церемония праздновалась около Нового Года, на открытом воздухе, без всякого укрытия. Ее танцевали 4 дня. В земле вырывали яму и для резонанса покрывали ее сковородой. Сверху на. нее клались палочки с зарубками (во'хоноки), служившие музыкальными инструментами, и музыканты, образовавшие круг, скребли этими палочками. Все женщины находились на одной стороне и выбирали мужчину-партнера с другой стороны. Две девушки выбирали одного мужчину, становившегося между ними и лицом к ним. Затем они ходили взад-вперед группами из трех человек. Сначала они выставляли свои руки наподобие медвежьих лап и действовали как-будто они боятся друг друга, но в конце концов обнимались и танцевали вместе. Действие было ограничено дневным временем, но танцевалось четыре дня подряд. В последний день участвовало только 2 человека, один из них был тот, кто давал церемонию, в противном случае участие мог принять кто угодно. В одной из частей церемонии, участник пинал партнера ногами (или наоборот), роняя его. Тогда лидер, на котором была только набедренная повязка, подходил к распростертому с резонатором и издавал звук. Затем упавший мог сесть, прыгать и двигать руками, подражая медведю; без этого действия он мог быть убит медведем.

Судя по одному информатору, во'хонопин всегда совершалось по инициативе одного и того же человека, и, когда он умер, шошоны перестали танцевать этот танец.

Банда нокаи

Значение банда нокаи неизвестно. Хотя шошоны практикуют этот танец очень давно, в их умах он связан в основном с банноками, которые, судя по моим информаторам, еще проводят его (1912). Принимали участие только мужчины. Они носили набедренные повязки, раскрашенные белым и черным и все раскрашивались черными точками. К каждому были прикреплены очень большие искусственные яички и каждый нес лук и стрелы с тупыми наконечниками. Женщины и другие неучаствующие расщепляли палки, вставляли бусину или другой маленький предмет в расщеп и ставили их перед танцорами. Участники танцевали до палочек, но делают вид, что отступают в страхе, пока наконец не выхватывают их. Перед этим они бросаются на некоторых зрителей и делают вид, что стреляют в них. Предполагалось, что во время танца зрители находятся вне дома; если кто-нибудь заглядывал в отверстие в покрышке типи, танцоры стреляли в него. Когда они хватали палки, некоторые люди, имевшие под рукой воду, плескали ее в танцоров, когда те уходили, так что некоторые промокали. Участники проходили небольшое расстояние, затем снова танцевали и вместе стучали луками и стрелами. В конце концов они, как можно быстрее, бежали к месту, где сняли одежду. Всё представление было просто развлечением.

Сборщицы Бус

Мужчины выбирали место для действа и начинали петь и бить в барабаны. Молодые женщины собирались и выбирали партнеров. Мужчины обнимали и накидывали одеяла на своих пертнерш и быстрым прыжком немного поднимали ноги над землей. Затем они вместе падали, после чего зрители набрасывали на них одеяла. В таком положении мужчина дарил своей партнерше все виды безделушек. Владельцы одеял забирали свои одеяла. Эта церемония называлась надзо мойук.

Питсемонока

Значение питсемоно'ка неизвестно. Танец совершался ночью в жилище. Его исполняли лишь короткое время. Степ был подобен степу волчьего танца. Участвовали и мужчины, и женщины. Один танцор держал в руке шкуру животного.

Акви нокаи

Один или два лидера одевали лучшую одежду и ехали верхом, возглавляя группу танцоров (а'кви нокаи). Они выходили перед жилищем и начинали танцевать вокруг, а певец начинал песню, стуча в барабан. Так делалось у каждого жилища по очереди. Живущие в жилище присоединялись к танцорам, которых постепенно становилось все больше. После посещения всех жилищ, участники завершали свое представление.

Военные танцы

Раньше перед выступлением военного отряда, они брали одеяло и били по нему, говоря: "Завтра мы встанем на тропу войны". Этот обычай шошоны Уинд Ривер называли па'раиан.

Когда разведчики обнаруживали, что враг близко и сообщали о его присутствии, вождь говорил: "Сегодня у нас будет устрашающая пляска (тойа но'ка рои)". Затем они собирали топливо на вечер и разводили большой огонь. Лучшие певцы действовали, как музыканты, стуча в свои ручные барабаны, их сопровождали женщины, а другие мужчины танцевали, просто по очереди поднимая каждую ногу, не меняя положения. Они носили военные головные уборы. Действие продолжалось очень недолго. По одной версии, мужчины приезжали верхом, спешивались и танцевали, делая вид, что увертываются от направленных в них выстрелов. Эта пляска была средством для дачи людям предупреждения о близости врага.

Когда убивали и скальпировали врага, проводилась церемония вута'пи. 5 или 6 человек исполняли роли музыкантов, вставая со своими ручными барабанами, а любая женщина могла принять активное участие в танце. Все женщины выстраивались в ряд, неся скальпы на. концах своих палок, и танцевали по направлению к мужчинам. Приблизившись, они останавливались, возвращались на свои места и ждали следующей песни, когда повторялась эта же процедура. Обычно они начинали около 10 часов утра и завершали около трех или четырех часов дня.

Когда убивали врага, также имела место церемония, называемая гани'ву'тап и возможно связанная с вышеописанной. Участники брали своих лучших лошадей, подвязывали им хвосты и садились верхом; мужчина и женщина ехали вдвоем. Выстроившись в одну линию, они ехали по лагерю. Один из мужчин нес на конце палки скальп, и все пели военную песню. Они подъезжали к типи, останавливались, ударяли по нему ивовыми прутьями и затем заканчивали.

За вута'пи следовало на'вуйа, в котором каждый мужчина становился между двумя женщинами, каждый обнимал своих двух партнерш. Так образовывался круг, и все танцоры медленно шли по часовой стрелке. Барабаны били медленно, сами танцоры так же пели.

Наконец наступало на'рупина'ру. Участвовавшие были молодыми людьми. Все мужчины выстраивались в ряд, лицом к другому ряду женщин. Несколько (один) человек барабанили. Женщины шли назад, преследуемые мужчинами, которые продолжали оставаться к ним лицом. Мужчины могли выбрать любую женщину и перевести ее на свою сторону, женщины тоже имели такую привилегию. Так они проходили большое расстояние в одну сторону. Затем мужчины начинали двигаться назад, преследуемые женщинами. Это делалось несколько раз, пока какой-нибудь лидер не приказывал им остановиться; затем все шли домой.

Ну'нухан проводилось, когда военный отряд убивал нескольких врагов. Затем 8-10 стариков и старух шли через лагерь к жилищу воина, который был в отряде, и пели там, стуча маленькими палочками. Воин выходил с прекрасным бизоньим одеялом для мужчин и мясом для старух. Процессия шла к жилищу другого воина и проходили через это же действие, пока все члены успешной экспедиции не были посещены.

Пекова нокан

В этой пляске принимали участие оба пола. Молодые люди входили в жилище, и мужчины раскрашивали женщин. Затем все выходили. Женщины выстраивались в один ряд, мужчины – в другой, сзади. Они шли к месту пляски, где женщины поворачивались лицом к мужчинам, танцевали в их направлении, а затем отступали, повторяя эти действия при каждой песне.

Затем лидер объявлял а'а нока. Мужчины стояли тихо, колотя в барабаны, а женщины шли по кругу все в одну шеренгу.

Затем следовал коленный танец (танга нока). Женщины выстраивались в 2 ряда лицом друг к другу и так приближались к мужчинам, Приблизившись они разделялись на две части и возвращались к месту начала. 5  Затем все женщины образовывали круг, мужчины вставали между ними. Мог присоединиться любой зритель.

Танец Женщин

Это современный танец (ваипе нока, или ваипе нокакин) пришедший от кроу, судя по одному информатору, и с юга, судя по другому. Мой переводчик полагал, что он был введен не более 8-10 лет назад (в 1912 г.) Он чередуется с та'сайуге как среди леми. Присутствет 4-5 различных певцов с ручными барабанами. Женщины выбирают партнеров и мужчины должны платить за привилегию танцевать с ними. 6 

Тасайуге

Вместо индейского названия, та'сайуге белые называют его волчьим танцем или, иногда, военным танцем. 7  Индейцы не связывают его с колком; один информатор полагал, что это название могло произойти оттого, что кнут лидера украшен хвостом койота.

Как уже намекалось выше, могла быть устаревшая форма танца, в которой участники не изменяли своего положения. Практикуемый теперь танец определенно подобен пляске травы других племен, хотя шошоны не ели собачьего мяса. Участники носили водные головные уборы с длинными лентами и перьевыми.

Один индеец сказал мне, что однажды больной человек из другого племени имел сон, в котором его научили совершать та'сайуге и обещали вылечить его. Он повиновался и выздоровел. Танец передавался от племени к племени. Сами шошоны говорят, получили его от кроу.

Примечания

1. В Леми, Айдахо, я узнал, что во время танцев вождю помогали полисмены, дирако'не "вооруженные кнутами". Лоуи, (d), стр. 208.

2. Лоуи (d), стр. 222.

3. Кларк, стр. 355.

4. Лоуи (d), стр. 217-219.

5.  Это утверждение, возможно означает, что женщины приближались в один ряд, который потом разделялся на два.

6. Лоуи (d), стр. 221.

7. Лоуи (d), стр. 221-223.

     
Предыдущая статья К оглавлению Следующая статья
     

ГЛАВНАЯ ПОРТАЛА

ГЛАВ. АЛЬМАНАХА