Сохранят ли США статус первой мировой державы? Многие наблюдатели полагают, что Китай в конечном итоге отберет у Америки пальму первенства из-за своей огромной территории и невероятных достижений в экономической, социальной и военной сфере. Однако азиатскому гиганту еще предстоит многое сделать, чтобы обставить Америку. Китай по-прежнему остается бедной страной: по показателю доходов на жителя он стоит на одном уровне с Перу и Мальдивами.
Но если не Китай, кто же вырвется на первое место? Неужели США навсегда останутся сверхдержавой планеты? Мне так не кажется. Их доминирующему положению в мире угрожают принявшие хронический характер внутренние политические дрязги, которые подтачивают их международное лидерство. Вот несколько показательных тому примеров.
Первый касается Международного валютного фонда, который нередко навлекает на себя резкую критику, но все равно играет очень важную роль.
Вся сложность не в том, чтобы устранить, а в том, чтобы улучшить его. Именно это попытались сделать США в 2010 году, запустив серию реформ для адаптации МВФ к условиям XXI века. В частности Барак Обама предложил увеличить долю Китая в МВФ с 3,8% до 6%. Такой шаг вовсе не связан с тем фактом, что Поднебесная скоро станет первой экономикой мира, ведь даже при показателе в 6% Китаю еще далеко до 16,5% США. Реформы предусматривают и расширение доли развивающихся стран в МВФ (на них приходится половина мировой экономики). Все это должно изменить устаревшую расстановку сил в этом институте, которая до сих пор отражает мировой порядок образца 1944 года.
Предложения были одобрены всеми странами, и для вступления в силу им нужна лишь ратификация американским Конгрессом. Но процесс тянется уже пять лет. Все потому, что Джеб Хенсарлинг против. Кто, простите? Депутат от пятого округа Техаса, который возглавляет комиссию по принятию этих реформ. Им с союзниками из движения чаепития не слишком нравится МВФ. Получается, что небольшая группа парламентариев способна помешать справедливой (как для США, так и всего мира) реформе жизненно важного для мировой экономики института.
В результате, прождав пять лет, Китай создал в 2014 году собственную финансовую организацию, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций.
Пекин предложил всем странам мира поучаствовать в формировании его капитала. Вашингтон же ответил агрессивной дипломатической кампанией, чтобы оттолкнуть правительства от поддержки этой инициативы. Безуспешно. Даже его традиционные союзники вроде Великобритании, Австралии и европейских стран предпочли проигнорировать американское давление и вошли в число 57 основателей нового инвестиционного банка. США же приходится довольствовать ролью внешнего наблюдателя, у которого нет возможности повлиять на ее развитие.
Еще одна организации, которая должна укреплять экономическое влияние США по всему миру, это их Экспортно-импортный банк. Группа членов Конгресса грозится закрыть его, хотя у всех крупных сран-экспортеров имеется его эквивалент, а Китай за два последних года предоставил США экспортный кредит в 670 миллиардов долларов против 570 миллиардов, которые банк выделил с момента создания по инициативе Рузвельта в 1934 году.
Иногда наименее заметные общественности явления лучше всего позволяют понять будущие тенденции.
С 1959 года Межамериканский банк развития является главным кредитором в Латинской Америке. Недавно он решил расширить свои возможности в частном секторе и для этого запланировал увеличение капитала на 2 миллиарда долларов. Несмотря на отказ США внести в это свой вклад.
Чтобы сохранить влияние на этом фронте Вашингтону как главному акционеру нужно было внести 39 миллионов долларов в течение семи лет. Все остальные страны-участницы согласились поддержать программу. Идеологическая слепота Конгресса и невероятная некомпетентность бюрократии американского казначейства лишили США дополнительного инструмента влияния в регионе, который, если верить официальной риторике, является приоритетом Белого дома.
«Пока одна из наших крупнейших партий будет систематически выступать против договоров о свободной торговле с заграницей, а другая будет избегать финансирования международных организаций, США не смогут влиять на международную экономическую систему», — написал в августе выдающийся экономист Ларри Саммерс, которому доводилось занимать высочайшие посты в американской администрации.
Угроза для верховенства США исходит не из Пекина, а Вашингтона: она кроется в этом микроконгрессе, который вполне может подорвать позиции сверхдержавы.
Оригинал публикации: L’hégémonie américaine menacée par des ennemis… intérieurs