25 января президент США Барак Обама посетил Индию. Во время встречи с премьер-министром страны Нарендрой Моди (Narendra Modi) глава Белого дома крепко обнял своего коллегу и сделал вид, что они старые приятели. Г-н Моди был настроен весьма дружелюбно. По его словам, он по телефону может обсуждать с Обамой все, что угодно, говорить по душам, шутить. Он говорил все это, будто забыв, что в течение 10 лет ему был запрещен въезд в США. Причина, по которой премьер-министр Индии забыл старые обиды, заключается в том, что Вашингтон при Обаме пересмотрел свое стратегическое отношение к Нью-Дели.
Когда-то давно Америка поставила Индию на чашу весов, и с ее помощью пыталась урегулировать отношения с Пакистаном. Пока Индия находилась в таком положении, США должны были следить за каждым ее шагом. К тому же, если бы они отдавали предпочтение Нью-Дели, это могло привести к конфликту с Исламабадом. Добавим к этому договор Индии о дружбе с СССР и близкие отношения с ним. Америке ничего не оставалось, кроме как с помощью Пакистана уравновесить Индию. Однако с приходом Барака Обамы отношение США начало меняться. Стратегический центр внешней политики с Ближнего Востока при Джордже Буше-младшем переместился в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). А роль Индии — уравновешивать исламское влияние — изменилась на другую: поддерживать баланс в регионе, где быстрыми темпами развивается Китай. Если раньше Нью-Дели не давали никаких стратегических материалов, например, не разрешали развивать ядерное вооружение, то теперь ее всячески поощряют и помогают в этом вопросе. Индия помнит, что даже Пакистан создал ядерную бомбу, и она не хочет отставать от него. Теперь, когда Обама дал Моди зеленый свет, как он поступит? Премьер-министр понимает, что Америка преследует свои интересы: не дать Китаю превзойти ее в торгово-экономической сфере. Он также знает, что Вашингтон собирается воспользоваться индийским рынком, чтобы восстановить свою мощь.
Именно поэтому одним из основных аспектов встречи Обамы и Моди стало обсуждение развития двусторонней торговли. Обе страны прекрасно понимают стратегические планы партнера и что они могут дать друг другу. При этом они не готовы платить слишком высокую цену за сотрудничество. Обама знает, что в индийско-китайских отношениях большое внимание уделяется их пограничным территориальным спорам. Знает он и о Кашмирском конфликте между Индией и Пакистаном. Пока Вашингтон морально поддерживает Нью-Дели в этих конфликтах, пока он играет ведущую роль в Восточной Азии и вместе с Японией сдерживает Китай, ему все это выгодно. Выгодно, например, подтолкнуть Индию к участию в развитии экономики и торговли вместе со странами АСЕАН, вместе с Вьетнамом развивать нефтяные ресурсы островов Спратли (архипелаг в юго-западной части Южно-Китайского моря, чья территория оспаривается Вьетнамом, Китаем, Тайванем, Малайзией, Филиппинами и Брунеем, – прим. перев.). Кроме того, сделать так, чтобы она объединилась с Вьетнамом и Филиппинами против Китая по вопросу спорных территорий.
Все вышесказанное и является причиной, по которой Индия и США развивают стратегическое сотрудничество. Япония уже давно создала с Америкой стратегический союз, цель которого — поддерживать безопасность в Восточной Азии. Вторые роли Нью-Дели и Токио в «пьесе», где главная роль досталась Вашингтону, никого не удивляют. Барьер, созданный благодаря стратегическому сотрудничеству этих трех государств, направлен на Китай с целью помешать ему распространять свое влияние в Восточной Азии, Юго-Восточной Азии, а также в Южной Азии. Это было сделано по двум соображениям: во-первых, не дать КНР распространить свое торгово-экономическое влияние на эти страны. Во-вторых, окружить Китай своими потенциальными военными союзниками.
Стратегические планы США, Индии и Японии не могут оставить Китай и Россию безучастными.
При разделе Британской Индии в Восточной Азии возник религиозный конфликт. Было образовано два соперничающих государства — Индия и Пакистан, между которыми начались затяжные войны. Индия отдалилась от Великобритании. А последняя стала союзницей США в холодной войне. На смену Махатме Ганди в Индии пришел Джавахарлал Неру (Jawaharlal Nehru), а потом и дочь Махатмы Индира Ганди (Indira Gandhi), которая настороженно относилась к Великобритании и Америке, странам номер один в западном мире, и старалась поддерживать хорошие отношения с СССР и КНР. Более того, на Бандунгской конференции 1955 года Китай и Индия договорились о неприсоединении ни к каким блокам. К сожалению, Индия хотела в одиночку контролировать территории, возникшие после распада Британской Индии. Этим и объясняется ее вражда с Пакистаном. Конфликт с Китаем тоже связан с неопределенностью пограничной линии после раздела Британской Индии. В 1962 году между ними вспыхнула война, так как Индия, в которой все еще было велико влияние Англии, приняла у себя Далай-ламу, бежавшего из Тибета. С тех пор отношения между ними охладели на долгое время.
Индии оставалось только искать поддержки у СССР. У них не было совместной границы, так как их отделяли друг от друга мусульманские государства Пакистан и Афганистан. Если бы не желание Советского Союза выйти к Индийскому океану через южную часть Средней Азии, вряд ли отношения с Индией дали бы ему какие-то стратегические преимущества. Однако СССР решил осуществить свои грандиозные замыслы и ввел войска в Афганистан. В течение 10 лет Советский Союз и Индия шли рука об руку, они даже подписали советско-индийский «Договор о дружбе». Для Индии в этих отношениях было два положительных момента: во-первых, СССР помогал сдерживать исламское могущество Пакистана, Афганистана и Ирана. Во-вторых, он продавал ей передовое вооружение. И это было серьезным прорывом для армии страны. В этом году Обама во время визита в Индию побывал на торжественном параде в честь 66 годовщины образования республики, и военная техника, представленная на параде, была сделана в России.
Однако СССР потерпел неудачу в Афганистане, затем возникли и другие проблемы, и в конечном итоге он распался. На политической арене появился новый самостоятельный игрок — Россия. Она была слишком занята восстановлением страны, и на Индию времени не было. Поэтому отношения пошли на убыль. Именно тогда у США появилась возможность «перехватить» Индию. Смогут ли Москва и Нью-Дели восстановить дружеские отношения, зависит от того, будет ли это выгодно им обоим.
Одним из условий сближения России и Индии может стать их готовность идти на встречу друг другу. Хотя выгода от отношений с Москвой для Нью-Дели невелика, она все равно очень важна. Во-первых, у Индии большие потребности в энергоресурсах. Во-вторых, она нуждается в передовом вооружении. Первое связано с тем, что экономика страны развивается, следовательно, растут и потребности. Так как основными источниками нефти США стали мусульманские страны Ближнего Востока, однако в последнее время Вашингтон все чаще сталкивается с антиамериканскими настроениями в этом регионе, Индия не хочет очень рисковать и пользоваться американскими энергоресурсами. А Россия сейчас как раз переживает бойкот экспорта своей нефти со стороны Штатов. И если он не прекратится, Нью-Дели может стать удачной возможностью для Москвы сбыть нефть. Что касается поставок оружия, в продаже ядерных технологий и авианосцев решающее слово не за Обамой, а за Конгрессом США. Однако он сейчас находится под контролем республиканцев, многие из которых недовольны внешней политикой президента. К тому же они не могут забыть, что Индия сначала боролась с колониализмом, потом с империализмом, а после дружила с СССР. Кроме всего прочего она не является христианской страной. Если Америка действительно хочет дружить с Индией, чтобы сдерживать рост Китая, сначала ей нужно разрешить проблему с отношением республиканцев к этому вопросу.
Как Китай реагирует на новую структуру стратегического сотрудничества США, Японии и Индии?
В первую очередь КНР думает о том, что ему нужно укреплять стратегическое сотрудничество с Россией. Здесь этим странам есть, где развернуться: во-первых, нужно сфокусироваться на общих интересах в сфере обороны. У Китая и России есть территориальные споры с Японией. Эти территории находятся в Северо-Восточной и Восточной Азии. Если Москва и Пекин будут действовать сообща против Токио, это затронет и Вашингтон. Может дойти даже до того, что в Северо-Восточной Азии недалеко от японских территорий начнутся военные действия. Если Россия и Китай развернут там свое наступление, у них будет преимущество на суше, в то время как у Америки и Японии — на море. Если у РФ и КНР будут силы подорвать воздушное превосходство США, Япония окажется в неутешительном положении.
Япония меньше всего хочет войны. Возможно, премьер-министр страны Синдзо Абэ и не боится такого поворота событий, зато боятся остальные японцы. Для устрашающего эффекта достаточно того, чтобы Россия и Китай сделали вид, что они что-то замышляют против Японии и Америки в Северо-Восточной и Восточной Азии. Индия далеко на юге и не сможет им помочь. Даже такая уловка могла бы напугать Токио.
Кроме военной стратегии, Пекин подумывает об укреплении торгово-экономического сотрудничества с Москвой, пока она страдает от западных санкций. Помимо покупки нефти и газа, нужно также ускорять торгово-экономическое сотрудничество в рамках ШОС. К тому же можно воспользоваться БРИКС, чтобы подтолкнуть Россию к более тесному сотрудничеству с Индией, тем самым ослабляя влияние Америки в том регионе. Еще есть Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), с которой сотрудничает как Китай, так и Россия. Здесь миссия Москвы заключается в том, чтобы переманить Вьетнам на свою сторону и не дать ему сотрудничать с США. Пусть ей придется служить посредником между Пекином и Ханоем, игра все равно стоит свеч. К тому же, если Россия объявит о своем нежелании войны между Китаем и Вьетнамом, Ханой должен помнить, что он может лишиться российских поставок вооружения, и Вашингтон тоже не сможет ему помочь. Поэтому война с Пекином не желательна для него. Кроме Вьетнама и Филиппин, Китаю и России необходимо общими усилиями обеспечить нейтралитет еще восьми стран, входящих в АСЕАН. Тогда они навряд ли примкнут к США, Японии и Индии.
Что касается отношений Китая и Индии и их территориальных споров, в этом вопросе не нужно торопиться, но и медлить тоже нельзя. Следует выждать дождаться благоприятного момента и спокойно все разрешить и не дать двусторонним отношениям окончательно ухудшиться. После встречи Си Цзиньпина и Ли Кэцяна (Li Keqiang) с Нарендрой Моди в индийско-китайском сотрудничестве, в особенности в торгово-экономической и научно-исследовательской областях, наметился переломный момент. Торгово-экономическое господство США постепенно сходит на нет, и Штаты нуждаются в индийском рынке, чтобы улучшить ситуацию. Индия знает об этом. Если Пекин сможет предложить Нью-Дели больше возможностей для сотрудничества в этой сфере, вполне возможно, что угроза сотрудничества Индии с Америкой и Японией исчезнет.
Пусть Индия и не спешит предпринимать конкретные действия, она должна подготовить себя к двум возможным вариантам развития событий. Пока ее отношения с КНР переживали не лучшие моменты, дружба Пекина и Исламабада привела к тому, что они сообща пытались сдерживать Нью-Дели. Отношения Индии и Пакистана все еще как пороховая бочка, в особенности в вопросах Кашмира и антитеррористической деятельности. Пока у США и Индии все хорошо, для исламского мира Южной Азии она будет оставаться бельмом на глазу. Если однажды отношения Индии и мусульманского мира ухудшатся, у Нью-Дели не будет времени заботиться о себе, и ему не будет дела до остального АТР. Поэтому Китай должен разыграть свою индийскую стратегическую карту, ведь ему есть, что предложить Нью-Дели!
Автор — приглашенный профессор Института общественных наук Китайского университета Гонконга, бывший декан Факультета политики.
Оригинал публикации: 中印俄日美五方如何對弈