Коренное население США представляет собой совокупность многих десятков народов, различающихся по своим историко-культурным традициям, образу жизни, степени аккультурации евроамериканцами и другим условиям, определяющим современное развитие их культур. Большинство народов Атлантического побережья, в том числе наррагансеты, вампаноаги, массачусеты, нантикоки, обитающие в других районах страны делавары, мунси, оттава, катоба, ламби, туника, сохранили очень немногое или даже вовсе ничего не сохранили из индейских традиций в области материальной и духовной культуры, практически полностью перешли на английский язык. Преобладающая же часть индейских народов имеет достаточно выраженные этнокультурные признаки, выделяющие их из населения США.
Культурная неоднородность коренного населения США, как правило, обнаруживается и внутри индейских этносов, что является прямым следствием их раздробленности и неравномерности хода их общественного развития. Более американизированы, например, онейда, живущие в резервации в штате Висконсин, чем их соплеменники в штате Нью-Йорк, южные юта в штате Колорадо, чем горные юта в штате Юта, кикапу Канзаса, чем кикапу Нью-Мексико. Наконец, неоднородны отдельные резервационные общины, которые разделены на «фракции», различающиеся по образу жизни и ценностным ориентациям.
На первый взгляд подобные факты объясняются особенностями аккультурации различных социальных и этнических групп индейского населения, т. е. непосредственным воздействием евроамериканской культуры на аборигенные культуры страны. Но в основе этих особенностей лежат процессы социально-экономического развития, влияющие на быт, общественную практику и общественное сознание коренных американцев и обусловливающие характер взаимодействия индейских и евроамериканских культурных традиций. Чем больше изменений в хозяйственной деятельности и производственных отношениях, иными словами, чем ближе социально-экономические структуры индейских обществ американскому обществу, тем больше изменений в культуре и тем ближе она культуре белого населения страны. Такая закономерность обнаруживается у всех перечисленных выше индейских народов.
Оказывается также, что материальная культура коренных американцев трансформируется в целом быстрее, чем духовная. Это и понятно — материальная культура непосредственно связана с хозяйством, благосостоянием, уровнем потребления товаров и услуг, а духовная культура, отражая материальные условия жизни опосредованно, зависит от многих факторов, формирующих общественное сознание. Здесь играют роль и относительная консервативность самого сознания, и возрождение культурных традиций на основе роста этнического самосознания индейцев, и совокупность социально-психологических особенностей адаптации индейцев к окружающему миру.
Духовная культура индейцев испытывает влияние и социально-классового расслоения индейских обществ. В частности, этот процесс имеет следствием упоминавшуюся выше «культурную фракционность»: анализ ее социального аспекта показывает, что т. н. прогрессисты, выступающие за американизацию культуры и приобщение к американскому образу жизни, выражают интересы имущих слоев коренного населения страны — племенной бюрократии, крупных частных собственников, рантье, менеджеров и т. д., а за «традиционалистами» стоят беднейшие и наиболее угнетенные слои.
Такая связь между культурой и социальными отношениями объясняется переплетением национальных и социальных проблем и характерным для сознания индейских масс феноменом перенесения социальных проблем в область национальных отношений, что вообще свойственно народам, подверженным двойному гнету — социальному и национальному. Пример тому дает борьба, развернувшаяся в 80-е годы вокруг решения конгресса США (Гражданский закон № 93-531) о выселении навахо из области Биг-Маунтин в штате Аризона, которую они издавна используют совместно с хопи. За претворение в жизнь этого решения, смысл которого заключается в том, чтобы передать освободившиеся земли в аренду горнодобывающим компаниям, выступают «прогрессисты» из обоих племен, и особенно бюрократическая верхушка хопи, связанная с интересами евроамериканского капитала и рассчитывающая извлечь материальные выгоды из сделки с ним. В резкой оппозиции находятся «традиционалисты» навахо и хопи, которые отстаивают неприкосновенность индейских земель. Их борьба против закона отражает, с одной стороны, стремление защитить от уничтожения «святые места», связанные с древними религиозными культами, саму Мать-Природу от ущерба, который ей могут нанести угольные карьеры, а с другой — протест против нарушения федеральными властями социальных прав индейцев и против своекорыстной политики племенного руководства.
Все эти моменты в своей совокупности порождают неприятие «образа жизни белых», который, как считают «традиционалисты», угрожает не только материальному благополучию и духовным ценностям индейцев, но и самому существованию навахо и хопи. На сайте wonderfulway.ru Вы найдете исчерпывающую информацию про население и культуру коренных жителей Северной Америки.
Говоря о различиях в характере и динамике развития материальной и духовной культуры коренного населения США, следует также учитывать их взаимосвязь. Известно, что материальное начало не только обусловливает духовное, но и испытывает его обратное воздействие. Для индейской современности эта закономерность имеет особое значение, поскольку по мере трансформации экономической основы индейских обществ ведущую роль в сохранении культурных ценностей приобретают нематериальные факторы, а некоторые элементы материальной культуры, утрачивая свои утилитарные функции, не исчезают и переходят в категорию духовных ценностей. Поэтому анализ индейских культур в современный период следует начать с рассмотрения вопросов, касающихся некоторых особенностей общественного сознания коренных американцев и связанных с ним культурных традиций.
Комментарий
спасибо