Статья опубликована в газете New York Herald Tribune 13 апреля 1961 года.
Доктор Аннели Лакс (Anneli Lax), мать двоих детей, математик из Нью-Йоркского университета, говорит, что разочарована образованием в США — государственным, частным, любым. А разочарована она потому, что, по ее мнению, русские нас обгоняют. У нас говорят, чтобы угнаться за русскими, качество преподавания в наших школах нужно повысить, и уже сам этот факт, по мнению Аннели, красноречиво свидетельствует о проблемах американского образования, а может быть, и современного образования во всем мире.
Доктор Лакс разочарована, потому что наши школы не дают детям возможности сделать интеллектуальное усилие и добиться чего-то стоящего: «До тех пор, пока дети действительно не научатся прилагать усилия, они не смогут избавиться от искаженных ценностных ориентиров. Очень важное условие для счастья человека – умение прикладывать усилия. Правда, здесь можно получить и бесчисленное множество побочных продуктов, например, развить в себе большое самомнение. Однако чтобы добиться чего-нибудь стоящего, нужно очень сильно стараться. Однако в наше время, напрягаться считается старомодным».
Дети нашей страны скажут, что доктор Лакс занудствует, упрекая их, да и своих собственных чад, в том, что на уроках они не очень-то сильно напрягаются. Но уж лучше быть занудой, парирует Лакс, поскольку в противном случае те, кто не выкладываются по полной, никогда не получат удовольствия от достигнутых результатов.
По мнению доктора Лакс, школьники, причем обладающие самой разной подготовкой по математике, способны много чего достичь. «Я имею в виду не только одаренных, но и самых обычных детей – им всем вполне по силам решать интеллектуальные задачи, которые вселят в них самоуважение и окажутся полезными для нашей страны. Человек, который искренне интересуется предметом, всегда будет обгонять того, у кого такой интерес отсутствует».
Отвечая на вопрос о том, кто лучше способен заинтересовать детей – ученые или учителя, доктор Лакс без колебания склоняется на сторону ученых. «Учителя зачастую стараются навязывать предмет, а в этом я вижу мало приятного. Они говорят детям, мол, если вы будете знать математику, то станете, скажем, прекрасным бизнесменом. Но почему же математика, которая сама по себе способна приносить удовольствие, оказывается лишь средством для достижения ограниченной цели? И подчас те учителя, которые так говорят, сами по-настоящему не любят предмет, которому учат. Другое дело – ученые, энтузиазм которых заразителен».
В этот момент доктор Лакс, одна из самых красивых в мире женщин-математиков, с некоторым раздражением и усталостью выразила мнение многих других матерей: «Я так разочарована нашими школами, что даже слов не хватает!» Но она не сдается. Она надеется, что более высокие требования, предъявляемые к учителю, помогут тем талантливым преподавателям, которые пытаются решить проблемы, вставшие перед школой.
И в настоящий момент она разрабатывает рекомендации в области математики, которые окажутся большим подспорьем для перегруженных работой учителей средних школ. Она работает над проектом, выступая в качестве технического редактора специального пособия; этот проект профинансирован Исследовательской группой по изучению преподавания математики в школах (School Mathematics Study Group). Данная работа предназначена для использования в школах в качестве дополнительного учебного пособия по математике. В рамках проекта предполагается издавать небольшие брошюры (объемом не более ста страниц каждая), написанные экспертами под редакцией профессиональных математиков и педагогов.
Доктор Лакс объяснила, что эти книги являются лишь вспомогательными пособиями и предназначены для детей, у которых после школьных занятий еще остается время и интерес к более глубокому изучению темы. В то же время доктор Лакс подчеркивает, что в пособиях не будет использоваться упрощенческий подход к математике: «Математика – дело не простое, и я не думаю, что ее вообще можно упростить. Однако в пособие будут включены несложные, но интересные упражнения, они под силу любому школьнику. В него же войдут и задачи для одаренных учеников».
Доктор Лакс очень надеется, что такие пособия помогут самым обычным, но любознательным школьникам продвинуться дальше и стать профессиональными математиками. Она добавляет, что, даже если этим школьникам кажется, что арифметика им не по силам, у них и в этом случае есть возможность стать хорошими математиками просто потому, что математика – больше чем арифметика.
«На счет гениев я не волнуюсь, ведь их и так ничто не остановит; вообще из наших школ действительно выходят хорошие математики, – сказала доктор Лакс. — Но нашей стране нужны и «не-гении», для них тоже найдется много нужной и полезной работы. Ведь необязательно быть скрипачом, который, как говорится, способен доставить удовольствие своей игрой только тогда, когда достигнет высшего мастерства». И улыбнувшись, она привела в пример себя: «Я тоже не гений, и я счастлива».
Оригинал публикации: A Mathematician Says Schools Are Too Easy