Не спорьте с беременной индеанкой
Чарльз Шаар Мюррей
Карл Перкинс выглядит бесподобно. Зубы, глаза,
парик, отделанный искусственными бриллиантами и
прошитый двойной строчкой "повседневный"
хлопчатобумажный костюм: все блистает
больничной чистотой на фоне не совсем белого, но
не менее стерильного "Фендера-Телекастера", с
которым Перкинс пробивается сквозь орды
хамоватых челобитчиков, обивающих модные
каблуки у дверей гардеробной Баффи Сент-Мари.
Сквозь шум, топот и яростные возгласы,
доносящиеся из гардеробной группы "The Dillards",
сквозь ароматное облако дыма, мимо всевозможных
гитаристов из "Wings", прежних и нынешних,
выплывающих в различном состоянии мозговой
неисправности от Энди Фэйруэзера-Лоу, мимо
Мюррея Кэша с дочерью, мимо потрепанного
человека средних лет в белом "стетсоне" и
спецовке, объявляющего каждому, кто приближается
к нему на расстояние выстрела: "Привет, я Джефф
Джеффрис из Хьюстона, штат Техас. Как дела?", мимо
охранника, который напоминает актера,
специализирующегося на эпизодических ролях
сержанта сыскной полиции в британских
полицейских шоу, неутомимо пробирается со своим
"Телекастером" Перкинс: к лицу пришпилена
улыбка, а во взгляде сквозят изнеможение и
разочарование.
Итак: понедельник, вечер в Толстой Кишке
стадиона Уэмбли, третий день большого фестиваля
музыки кантри.
Только что закончилось ритуальное заклание
публики - выступление Баффи Сент-Мари, которое
те, кто высидел все три дня, назвали "гвоздем
программы".
Да, ну так вот... ее эмоциональность
стремительнее пули, способной преодолеть
высотные здания во мгновение ока, и сравнима,
разве что, с напалмовой атакой. Да, она -
суперскво, защитница угнетенных, музыкальное
диво иного племени, посвятившая свою жизнь
помощи нуждающимся.
Верите ли вы, что она изумительна?
Восхитительна?
Изысканно привлекательна?
Фантастически чудесна?
Все вышеназванное разом?
Поздравляю. Это верный ответ.
Несмотря на нелепую режиссуру, являющую собой
глупую попытку воссоздать всю муторную
атмосферу эстрадного телешоу (вместе со
"студийной публикой", удобно размещенной на
сцене, перед настоящей публикой, что облегчало
работу телевизионщикам при съемках "мгновенной
реакции"), на звуковую мешанину, практически
заглушившую мощный саунд ритм-секции "Jeremiah" -
аккомпанирующей ей группы молодых музыкантов из
Флориды, и на необычайно хитрую осветительную
систему, которая бросала весь имеющийся в
наличии свет в конце, а то и в середине каждой
песни, Баффи, поставив публику "на уши", битый
час не давала ей расслабиться, выдавая одну за
другой свои лучшие вещи: от "Until It's Time For You To Go"
("До тех пор, пока ты не уйдешь"),Universal Soldier"
("Универсальный солдат") и "Soldier Blue"("Синий
солдат") до "Native North American Child" ("Дитя Северной
Америки"), "Now That The Buffalo's Gone" ("Теперь, когда
исчезли бизоны"), "Cripple Creek" и, разумеется,
нескольких своих песен в стиле кантри, из который
лишь немногие ей довелось исполнять перед менее
ориентированной публикой.
Это шоу, кроме того, было самым настоящим оздоровительным
сеансом - да-да, именно так, в смысле все более
и более заметной беременности Баффи.
Выйдя на сцену после ошеломляюще скучного Энди
Фэйруэзера-Лоу (который, если украсть эпиграмму у
Джона Себастиэна, смотрелся, "словно рыба на
суку"), она выплеснула на слушателей поток
энергии, чувств, интеллекта, искренности и
обычной своей живости. И мыслимо ли -
индеанка и впрямь надавала ковбоям под зад!
Индейцы в кантри-шоу? Баффало Билл Коди и Кит
Карсон понаделали бы себе в замшевые штаны.
В конце концов, ирония очевидна. Судите сами:
тот факт, что у победившей стороны есть своя
версия истории, которая со временем становится
неопровержимой, несколько банален, однако хуже,
когда у побежденных за морем нет возможности
даже зализать раны и восстановить свою экономику
и культуру, им приходится влачить жалкое
существование без капли живительной иностранной
помощи, которая бы ускорила процесс
оздоровления, они вынуждены жить на положении
военнопленных на земле, которая когда-то
принадлежала им, и смотреть, как информационные
средства победителей безжалостно и примитивно
изображают их "дикарями" и "плохими парнями".
- Наверное, ты испытывала странные чувства,
когда в детстве смотрела по телевизору
ковбойские фильмы?
- Ну-у-у... когда я была маленькой, моя приемная
мама говорила мне, что ковбойские фильмы и
исторические книжки весьма далеки от истины, что
их авторы руководствовались лишь денежными и
политическими соображениями. Я знала об этом с
раннего детства, поэтому, когда я смотрела
по-настоящему крутые вестерны, я отдавала себе в
этом отчет и умела быть беспристрастной и не
обижаться. Сегодня я менее склонна к
беспристрастности - просто не терплю ничьих
указок... понимаете?
Баффи Сент-Мари сидит в ресторане отеля "Гайд
- Парк", в ожидании бараньей отбивной потягивая
апельсиновый сок. Ее черные, как ночь, волосы
элегантно украшены хлопчатобумажной лентой с
вышивкой и перьями. Рядом с ней - Шелдон Питерс
Вулфчайлд, ее муж и сподвижник в текущем проекте
"Создай нового индейца" (плюс ваш покорный
слуга с диктофоном). Старший официант - вылитый
Генри ("Топрый фечер. Мой снаменитый метот
прифлечения мок пы спасти фашу страну")
Киссинджер -с услужливостью человека, только
что продавшего своих родных и близкий в кабалу за
монопольные деньги, признал, что места для нас
действительно были недавно зарезервированы.
Не будь дураком, приятель. Все индейцы давно уже
в резервациях.
- Но даже сегодня меня может захватить
хорошая драма, не смотря ни на что, в этом ведь и
состоит смысл искусства. Искусство - это магия:
оно знает, как перевернуть вашу реальность и
заменить ее чьей-то. Теперь же, повзрослев, я
оглядываюсь на все это и меня зло берет. Свой гнев
я ежегодно стараюсь воплощать во что-нибудь,
поскольку не люблю быть злой, чувствую себя
разочарованной, бесполезной.
Индейцы очень изменились с тех пор, как я начала
петь. Они прошли долгий путь. Тогда многие
индейские женщины остригали волосы, делали
нелепые прически и старались устроиться
секретаршами. Индейские мужчины коротко
стриглись и уровень их сознания был немногим
выше того, что им сказал Дядя, но глубоко внутри
таилась такая безысходность, только этого никто
не осознавал. Я приезжала, давала концерт, а
вернувшись через два года, видела совершенно
иную картину. Воистину, времена меняются для
индейцев. Самосознание... растет.
- Оккупация Алькатраса была первой акцией,
освещенной в средствах массовой информации.
- И, конечно же, события в Вундед Ни, причину
которых многие так и не поняли, были попыткой сиу
переизбрать ими же выбранного представителя. Об
этом никогда не говорилось. Именно так и обстояли
дела в Вундед Ни. Сиу решили переизбрать
"народного избранника", а правительство
Соединенных Штатов им этого не позволило - в
письменной форме.
ФБР, ЦРУ, судебные исполнители, танки... пули
"дум-дум", запрещенные Женевской конвенцией -
все было пущено в ход против индейского
населения.
Сегодня индейцы взволнованы, воодушевлены, они
ликуют... и крайне встревожены. Наши телефоны
прослушиваются, почта приходит вскрытой, с
лидерами индейского движения тайно
расправляются...
- Тайно расправляются?
- Индейских детей растлевают, многие индейцы
томятся в тюрьмах, наши деньги уходят на уплату
поручителям, адвокатам и судьям, поэтому средств
на освобождение арестованных под залог не
хватает... однако, мы далеко ушли за последние
десять лет, и причина столь сильного давления на
нас сегодня - в том, что мы существуем. Раньше все
было иначе. Лет пятнадцать назад едва ли мы были
так встревожены.
Шелдон, - кивает она в сторону Вулфчайлда, - ветеран
вьетнамской войны, он работал художником на
студии Уолта Диснея - что может быть более
американским? Так вот, фэбээровцы заявились к
нему на работу с разными дурацкими вопросами.
- Мое имя обнаружили на листке бумаги, -
объясняет Шелдон, - который валялся на земле в
резервации в Южной Дакоте. Они приехали и часа
два меня допрашивали - все допытывались, как мое
имя оказалось на том листке. Откуда же мне знать?
- Я послала кассету на АВС, - продолжает
Баффи, - обычную кассету для радиопрограмм с
информацией по индейской истории к двухсотлетию
США, ну, что-то вроде: "А знаете ли вы, что первым
американцем, погибшим в борьбе за независимость,
был полуиндеец-полунегр?"...
- Криспус Аттокс.
- Вы знаете об этом? Большинство
американцев - нет. Ну, короче говоря, кассета
пришла на АВС совершенно испорченной -
абсолютно никуда не годной. Но, несмотря ни на
что, мы... во-первых, до сих пор живы, а во-вторых,
все еще ощущаем в себе творческий потенциал.
Мы с Шелдоном создали компанию, которую назвали
"Creative Native". В ее задачи входит пропаганда
знаний, вроде тех, что были на кассете для АВС,
создание стипендиального фонда, с целью оказания
помощи индейским учащимся в решении проблем, с
которыми им приходится сталкиваться,
организация концертов, благотворительных акций,
выставок индейского искусства... да все, что
угодно. Этим летом мы планировали читать лекции
по истории, но вместо этого ожидаем рождения
ребенка.
Власти - мы в этом нисколько не сомневаемся, -
не спускают с нас глаз, но нас это не смущает.
Кто-нибудь видит соль?
|