Последние апачи Сьерра Мадре
Аристео Гарсиа подъехал к ранчо у Накори Чико -
небольшому селению у подножия Сьерра Мадре. В седле, лицом
к нему сидела маленькая индейская девочка. Он остановился
у дома Джека Роу и приветствовал его, работников и семью.
Роу вышел из большой глинобитной постройки и молча ждал, в
то время как его прораб (управляющий) нервно крутил
сигарету. Гарсиа рассказал ему о перестрелке с апачами.
Это был 1932 год...
Отрывок из авторской статьи "Люди Кармины - последние
апачи Сьерра Мадре"
Для них, со времени пленения Джеронимо, партизанское
существование стало обычным; тогда оставшиеся непокорные
индейцы чирикахуа разбились на маленькие группы и скрылись
в глубине безмолвных ущелий Сьерра Мадре - матери горной
цепи Мексики. Конфликты с ранчерами, рудокопами и
лесорубами были постоянными и непрерывными: обе стороны
накопили ненависть друг к другу и мелкие столкновения
затрагивали каждого, исключая детей, если они, конечно не
были взяты в плен.
Кармина - так звали маленькую апачскую девочку, о
которой рассказал Аристео Гарсиа в 1932 году. Ее судьба
была лучшей, чем у большинства ее соплеменников, потому
что Джек Роу и его партнер Джек Харрис пожалели
отчаявшегося напуганного ребенка. Позже Харрис и его жена
удочерили девочку.
Апачская девочка, плененная в
1932 г. у Накори Чико, Мексика.
Народ Кармины, апачи Сьерра Мадре, совершили налет на
ранчо Сан-Бернардино на Аризонской стороне границы в 1907
году.
Позднее, в 20-х - 30-х годах двадцатого века , ходили
упорные слухи о том, что этих индейцев видели в
Нью-Мексико и Аризоне. Семья Фимбрес, которая жила у
Накори Чико, участвовала в перестрелках с ними в 1929 и
1930 гг. В 1934-м другая встреча неожиданно произошла у
прохода Кумпас в Соноре: апачи неожиданно напали на группу
ковбоев, сопровождавших стадо, отбили скот и угнали его в
горы. При этом вождь и четыре женщины были убиты. Как
оказалось позже, на их поясах висели человеческие скальпы,
среди которых оказались и волосы тех троих ковбоев с
Кумпас, еще свежие и окровавленные. Ранчеры нашли
нескольких мулов, а в стороне от животных висело несколько
апачских детей, упакованных в замшевые сумки, некоторые из
них были ранены. Ранчеры разделили детей между собой, тем
не менее только один из них жив, и в настоящее время
работает учителем где-то в Соноре.
Год спустя повторилась попытка установить контакт с
апачами, живущими в Сьерре. В 1934 году антрополог
Гренвилл Гудвин написал своему коллеге Моррису Оплеру:
"Они проиграли сражение в Мексике и, кажется, их полное
уничтожение - только вопрос времени. В последние несколько
лет пятеро из них были убиты в боях с мексиканцами...
Девочка, лет около восьми, была взята в плен двумя
мексиканцами. Они держали ее на веревке, привязанной к
дереву. Один мой друг пошел в Мексику и предложил за нее
100 песо, но к тому времени девочка была уже мертва. Это
тяжелый пример того, как дики люди здесь."
В 1938 году доктор Хельге Ингстад попробовала наладить
контакт с индейцами, но тщетно.
Другие неожиданные встречи с апачами бывали и позже,
вплоть до 1982 года, и то, что выжившие до сих пор
существуют - это точно.
Несколько раз люди находили брошенные лагеря в таких
местах как Хуарез и Чиуауа в период 1855-1980 гг. Позже
сообщались и множество более зловещих свидетельств их
существования, они публиковались в недавних выпусках "Ганг
Дайджест" (это 1985-86 гг.), где писатель сообщал, что
левые партизанские экстремисты и наркоконтрабандисты
снабжали апачей Сьерра Мадре АК-47 и легкими
скорострельными винтовками...
Перевод Холодного Огня
"Arisona Highways", September 1986, pp. 25-26
|