Не причиняйте вреда деревьям
Я ждал, что ты спросишь меня о религии пейоты.
Зачастую, первое, о чем спрашивает белый, это: "Эй, вождь,
у тебя есть чуток пейоты?"
У нас было много визитеров - молодых людей в замшевых
рубашках с бахромой и жемчужными лентами на лбу с надписью
"Сделано в Гонконге". У мужчин обычно длинные волосы,
часто заплетенные на индейский манер, усы и борода. Мне
это казалось нашествием несметного количества двойников
Иисуса или Иоанна Крестителя. Я не смог бы их
отличать.
Хромой Олень
В большинстве это были симпатичные молодые люди,
приходившие в поисках чего-то и в надежде что-то здесь
найти. Мы пытались им помочь. Поначалу мы их кормили. Они
всегда голодны, голодны, как индейцы, их голод
распространяется на еду, новые идеи, истины. В наших
отношениях с ними царили чувства дружбы и родства. Они
кроткие и нежные, они пытаются вернуться назад к природе,
однако мы не всегда их понимаем. Они приходят и уходят
слишком быстро, людям необходимо больше времени, чтобы
узнать друг друга. Возможно, общение усложняет то, что мы
говорим на разных языках.
Во всяком случае, большинство из наших юных гостей
привлекает пейота. Это создает для нас некоторые проблемы.
У нас, индейцев, разрешается использовать пейоту во время
наших религиозный церемоний, если мы являемся членами
Туземной Американской Церкви. Тогда как быть с нашими
белыми пришельцами? Одного из членов нашего племени
обвинили в отравлении из за того, что он разрешил
какому-то белому во время обряда съесть два кусочка. Мы не
знаем, чем это закончилось.
Другому члену Церкви Пейоты - старому человеку двое
белых студентов вручили пузырек с маленькими пилюлями. Они
сказали: "Съешь то, что здесь. Это современное средство -
пейота сегодняшнего дня. Тебе не нужно больше давиться,
чтобы проглотить большие горькие кактусовые "пуговицы",
которые забивают тебе глотку. Кончай с этим делом, вождь,
и переходи на современные лекарства."
Старик съел эти таблетки, и это сразу свело его с ума.
Два-три месяца он был в полном помрачении и не мог
избавиться от шума в ушах. Он говорил, что был на большом
пау-вау, и день и ночь в его голове померкли. Он съел все
таблетки, думая, что они вкусные, как конфеты. Теперь он
спрашивает себя, что в этом было хорошего?
Я пять лет был членом Туземной Американской Церкви,
ходил каждую неделю на их встречи и ел пейоту. Ты знаешь
нас, сиу. Из всех религий и видений нам нет нужды
пробовать все подряд. Но даже сам Черный Лось, который был
прочно связан с традицией сиу, постарев, так
заинтересовался христианской религией, что его внучка
должна была взбираться сзади него на лошадь и читать ему
из Библии, в то время, как он галопировал по прерии вдоль
и поперек. Итак, я долго принимал участие в церемониях
культа пейоты, однако, после длительных раздумий, я
отказался от него. Человек не может все время заниматься
сразу двумя вещами. По крайней мере, я так не могу. Я -
шаман по старинным традициям сиу и верю в Вакан Танка и
Священную Трубку.
Религия пейоты - это нечто позднее. Она не имеет
отношения к нашей исконной вере. Она появилась у нас лет
пятьдесят назад и распространилась на север, от племени к
племени. Наверное, она возникла где-нибудь в Мексике,
возможно у майя или ацтеков, а затем перешла к апачам,
навахо, кайова и команчам и, наконец, через племена
Оклахомы достигла нас. Кактус пейота никогда не рос в этой
стране. Сиу, члены Церкви Пейоты должны были привозить его
из Техаса.
Обычный культ пейоты в том виде, как он практикуется
многими сиу, представляет собой соединение индейских и
христианских верований. В этом смысле все в порядке. Мы
верим, что перед лицом истины все религии равны, каждая из
них - часть Великого Духа. Проблема заключается не в
христианстве, или в какой-нибудь другой религии, а в том,
что человек из нее сделал. А ведь человек абсолютно все
исказил. Вы превратили религию мятежника и хиппи Иисуса в
религию миссионеров, агентов Бюро по делам индейцев. Это
две совершенно разные религии, мой друг. Молодежь это
как-то почувствовала. Поэтому они приходят к нам в поисках
духовного опыта, который их церковь не в состоянии им
дать. Это хорошо, в общем и целом этого достаточно. Сплав
двух религий - это лучшее, что есть и у нас, и у вас.
Возможно, это и есть ответ. Пуэбло очень довольны тем, что
они одновременно католики и поклонники религии Качина. Я
знаю про одного католического святого, из которого они
сделали Качина Дождя. Они говорили, что очень довольны
своей работой. Многие из наших сиу ходят по воскресеньям в
церковь, по субботам - на обряд пейоты, а когда захворают
- к шаману-ювипи.
Но я слишком стар для такого. У меня дел по горло и
меня тянет только к старым традициям сиу - правильно петь
старинные песни, выполнять как должно церемонию ювипи,
придерживаться старой веры так четко и верно, как только
могу, чтобы с ее помощью быть готовым к смерти. Это
довольно трудная задача для старого человека. И поэтому я
не могу одновременно быть ювипи - то есть настоящим
шаманом лакота, и в то же время принимать пейоту. Кроме
того, изменились мои представления о магии. Пейота не
лекарство, это природное растение. Вот если бы оно было
частью моей исконной религии, такой, как трубка, я принял
бы его от чистого сердца. Однако, как я теперь вижу и
чувствую, предпочтительнее, чтобы мои видения возникали из
моей собственной крови, от моих собственный усилий -
тяжелым древним путем. Я не доверяю видениям, которые
появляются легко, только путем глотания чего-либо.
Настоящая мудрость так не приходит.
Мгновенно разливающийся свет от включенной кнопки,
быстрорастворимый кофе, быстрые обеды, подаваемые из
ресторана к вашему телевизору, мгновенные видения с
помощью таблеток, растений или грибов - я хотел бы
избавиться от всего этого. С моей точки зрения, это все
часть "мимолетной культуры" белого человека.
Конечно, я могу - я умею это делать - подвергнуть
критике собственные аргументы. Пейота - естественная часть
религии многих индейских племен. Ядро всех индейских
верований состоит из видений, к которым стремятся
различными путями. Для индейцев хорошо то, что они
рассматривают все индейские религии как общую
сокровищницу, как что-то, что нас объединяет в наших
взглядах на природу, на самих себя, делает нас одним
целым. Не просто сиу, навахо, пуэбло, ирокезы, шайенны,
хайда - а чем-то гораздо большим, всеобъемлющим -
индейцами.
Один из моих младших братьев, Леонард Кроу Дог,
является одновременно и ювипи и священником культа пейоты.
Он практикует старые традиции сиу, но так же посещает
племена в Аризоне и Нью-Мексико, чтобы изучать их образ
жизни. Он прежде всего индеец, а после этого - сиу.
Я же в первую очередь сиу, минниконжу-сиу, а затем
индеец. Мне остается пробыть в этом мире намного меньше
лет, чем моему юному другу, и я должен посвятить себя
узкому, простому кругу веры.
Я мог бы рассказать тебе все о пейоте, я исповедывал
эту религию много лет. Но я больше не хочу говорить о ней.
Иди с ним, прими участие в обряде пейоты. Это хорошо.
Затем, вернувшись, расскажешь мне для разнообразия.
Леонард Кроу Дог: "Я - проповедник, человек, который
показывает дорогу в Туземную Американскую Церковь -
церковь пейоты. Также я ювипи - шаман по старым традициям
сиу. Я не умею ни читать, ни писать. Мой отец, защищая
меня, охотился с ружьем на людей из школьного
департамента. Он не хотел, чтобы белые люди трогали меня и
запрещали становиться шаманом.
В тринадцать лет я начал с четырех пуговок пейоты.
Через два года я съедал по двенадцать штук на каждом
обряде. У меня нет книжных знаний и я плохо говорю
по-английски, однако, я постараюсь объяснить все, как
смогу.
Сила пейоты - это познание бога через пейоту. Бог - это
Вакан Танка, Великий Дух.
У нас есть Библия и Трубка. Некоторые люди, которые
приходят на эти обряды - католики, есть и протестанты,
некоторые вообще не христиане, и тебя, мой друг, мы ни
разу не спросим, во что ты веришь. В конце концов, это не
имеет значения. Иисус и Вакан Танка равны. Бог и Женщина -
Белая Бизониха, Христос и этот камень в моей сумке, свет
керосиновой лампы и Святой Дух - все едино. Понимаешь? Ешь
пейоту, и тогда все поймешь.
Пейота священен. Это не химическое изделие, а священное
растение. Пейота привел меня во множество прекрасных мест,
к разным хорошим людям. Он помог мне жениться, мои дети
крещены в Туземной Американской Церкви.
Пейота открыл для меня три двери: он позволил мне
познать самого себя, понять окружающих людей и понять
мир.
За своим пейотой нам приходилось ездить в Техас. Для
церемонии нам не нужна церковь. Это, как ты можешь видеть,
самый обычный дом. Вынеси мебель из комнаты, и у тебя
получится место для свершения культа. Церемония длится от
заката до восхода солнца, так что располагайся поудобнее.
Это церемония поклонения кресту в огне. Существует
также поклонение луне, при проведении в стиле навахо.
Разница заключается в том, что при поклонении луне большую
роль играет Водяная Женщина, которая символизирует Землю и
все, что растет на ней. Поклонение Луне - это более
по-индейски и меньше содержит в себе от Библии. Скоро нас
навестят несколько друзей из племени навахо. Тогда мы
проведем в палатке церемонию поклонения луне с большим,
сделанным из песка полумесяцем.
Мы кладем в центре комнаты квадрат из пластин жести и
асбеста. Это для огня. Человек огня принесет его. Встречей
руководят пятеро. Проповедник - он руководит церемонией,
как священник, человек огня, барабанщик, человек-кедр и
помощник, который разносит священный пейоту. Сегодня наш
проводник - Красный Медведь, и поэтому я свободен и могу
тебе обо всем рассказывать. Для нас все имеет
символическое значение. Сначала мы устанавливаем алтарь -
мексиканское одеяло, и кладем на него Библию на языке
лакота. На церемонии мы пользуемся только "Откровениями
Иоанна". Они очень индейские, полны видений, природы,
земли, камней. Многое мы понимаем очень хорошо, возможно,
лучше, чем вы. Над Библией мы кладем орлиное перо. Оно
символизирует Великого Духа, Святой Дух. Это дух, как и
орел, имеет острое зрение. Ты не сможешь его обмануть.
Слева находится кожаная сумка с пеплом кедра, который
рассыпают над огнем. Это наш священный дым. Огонь
олицетворяет растения, зеленый жителей нашей Земли, все,
что все еще не заасфальтировано вами под ваши скоростные
дороги. Эта зелень хочет жить для того, чтобы мы, люди,
могли жить дальше.
Справа - опахало пейоты из перьев. Это опахало
извлекает из воздуха хорошие песни пейоты. Оно
символизирует все крылатые создания, которые летают в
воздухе. Еще у нас есть посох пейоты, через который текут
силы, помогающие нам проводить эту встречу. Жезл пейоты -
это так же посох жизни, и наши молитвы обвиваются вокруг
него.
Особый узор работы кайова на рукоятке священной
тыквы-погремушки выполнен из отборного бисера. Рисунок
изображает видения, сны, облака и радугу. Камешки -
содержимое погремушки; шум, который мы ими создаем - это
молитвы, обращенные прямо к Богу. Прядь лошадиных волос на
ручке - это лучи солнца, дарующего нам жизнь.
Ты удивишься, увидев на алтаре будильник - часы белого
человека. Ночь делится на четыре части, каждые два часа
будут меняться обозначения и символы. Для этого-то нам и
нужен будильник. Также ты заметишь пустые жестяные банки.
Возьми одну и держи около себя. Многих людей тошнит от
пейоты. Если это не минует и тебя, не нужно огорчаться.
Это вполне естественно. Пользуйся жестяной банкой. Никто
не будет при этом наблюдать за тобой.
После входит человек огня. Мы подаем огонь к полумесяцу
- Ханхепи Ви - Ночному Солнцу, которое встает ночью. Это
время для размышления, погружения в себя, самоуспокоения.
Дедушка-пейота объединяет нас всех в любви, однако вначале
он нас всех разделит, изолирует от внешнего мира и
подведет к тому, чтобы заглянуть в себя. А теперь очередь
молитвы:
И он сказал ему: Дай мне маленькую
книгу. Возьми ее и съешь, И в животе твоем станет
горько, Хотя во рту будет сладко, как от меда.
(Откровение
Иоанна)
Теперь помощник приносит нам священный пейоту. Мы его
измельчили. Возьми четыре полные ложки. Я надеюсь, ты не
ел сегодня ничего соленого. Пейота не любит соли, может
начаться удушье. А теперь погрузись в себя. Позволь ему
потрудиться над тобой. Пейота требует времени. В течении
часа или двух может ничего не произойти. Но вдруг ты
заметишь изменения. Предметы уже не те, что были раньше.
Человек, сидящий рядом с тобой неожиданно удаляется на
миллионы миль, или барабан на другом конце комнаты может
оказаться у тебя на коленях. Черта, разделяющая
материальное и духовное, исчезает. Огни, голоса, шорохи
сливаются воедино.
В тебе рождается новое восприятие - радостное и
горячее, как огонь, и горькое, как пейота. Люди
рассказывали мне, будто они уходят из себя далеко, высоко
в воздух, они видят собственные тела далеко внизу на
земле. Время и пространство растут и уменьшаются
совершенно необъяснимым образом - все части жизни, бытия,
учения, понимания спрессовываются в секунды благодати, или
время застывает, вообще не движется, минута становится
целой жизнью. Подумай, что ты можешь начать с такой
минуты.
Сейчас передают по кругу водяной барабан, вместе с
погремушкой, жезлом, посохом и опахалом, при этом каждый
поет четыре песни.
Раньше на барабан натягивали бизонью кожу, теперь -
лосиную. Эта кожа - кожа Иисуса в тот момент, когда его
били солдаты. Это кожа индейцев, убитых полицейскими в
тюремных камерах.
Кожа олицетворяет все создания, которые даруют нам
пищу. Барабанная палочка - это палка, которой избивали
Христа, а также большая дубина, которой погоняют индейцев.
Она вырезана из кедра, который символизирует все деревья,
являющиеся нашими друзьями. Обмотанный вокруг барабана
шнур - это терновый венец. Семь узлов из кожи, завязанных
по окружности барабана в виде пуговиц, означают семь
святынь, или священный ритуал народа сиу.
Барабан наполнен водой. Потряси его и одновременно
подуй внутрь, через кожу, и он изменит звук от глухого до
звонкого. Бой барабана - это удары твоего сердца. Дай ему
заполнить твою сущность. Иди с ним, не останавливай
себя.
Теперь настало время для священной песни. Я спою для
тебя:
Хе йо уана хене йо
Хе йа йана йо уана хене йо
Хе йана на йо уани хийана
Хе йе йе йо уаи.
Сейчас полночь. Человек огня все еще впускает внутрь
сильный жар. Мы превращаем его в наше сердце. Чувствуешь,
как оно бьется? Пейота - это наше сердце. То, что
находится в нас. Он позволяет нам стать самими собою.
Ваштай - настало время для следующих четырех ложек, для
следующей молитвы:
И большое чудо свершилось в небе,
Женщина закрывает себя Солнцем, А под ее ногами
Луна, А над ее головой двенадцать звезд.
(Откровение
Иоанна)
Молодая женщина Мария, или Белая Бизониха, или
навахская Водяная Женщина со своим ведром - это не важно.
Теперь вновь вступают в бой барабаны и погремушки, песни и
опахало, которое ловит песни.
Настало время превращать огонь в крест для четырех
сторон света. На каждом направлении стоит ангел с
распахнутыми крыльями, они в состоянии разрушить Землю, но
они стоят здесь, чтобы защищать ее своими крыльями. Они
говорят:
Не разрушайте
Ни деревьев,
Ни моря,
Ни земли.
(Откровение Иоанна)
Запомни эти слова. Может, это не ангел, а вакинйан,
священные громовые существа. Кто знает? Может быть, ты
увидишь его с вылетающими из глаз молниями. Я этого не
могу.
Теперь изменим огонь в одной звезде. Христос говорит:
"Я - Утренняя Звезда". Мы, индейцы, верим, что первые люди
пришли со звезд.
Так, еще четыре полные ложки. У тебя трудности с
фотокамерой? Она прыгает и извивается? Нет ли у нее шкуры?
Все оживает: огонь, вода, дедушка-пейота, а чем хуже
камера?
И я видел новое Небо и новую Землю!
Потому что это были первое Небо и первая Земля.
(Откровение Иоанна)
Это все еще Библия, хотя это могла быть песня Пляски
Духов, не так ли?
Это последняя молитва. Я думаю, на дворе уже светает.
Мы молимся о здоровье, в том числе о твоем. Сюда идет
женщина с водой. Вода очень вкусная. Сделай четыре глотка.
И теперь каждый должен сказать что-нибудь хорошее об этой
ночи, только пару простых слов, а потом мы все вместе
позавтракаем. Есть два вида вашна - мяса: с ягодами и со
сладким хлебом.
А теперь давай выйдем и посмотрим на восход солнца,
нового солнца, какого ты до сих пор не видел. Иди, это
была долгая ночь.
Хихани ваштай - доброе утро!"
|