В культуре североамериканских индейцев большое место
занимают мифы творения, повествующие о создании мира,
людей и животных, Солнца и Луны. В качестве творца могут
выступать различные существа: в зависимости от
представлений того или иного народа это может быть
Старина Койот, Старик-Наверху, Великий Мотылек или
Лягушка-Глускэп, Кролик-Манабозо или Ворон,
а также другие силы, в том числе и безликие, например,
Великие Вожди, или Дух Мертвых.
Земля создается из пота, пылинки, комочка грязи,
поднятого из глубины всемирных вод, хотя в некоторых мифах
творец мира создает землю из женщины или даже из
собственного дыхания. Природные стихии - вода, земля,
камни, ветер, огонь, деревья - одухотворены и, как
правило, противостоят первозданному человеку, представляя
собой чудовищ или враждебных великанов, что присуще
большинству мифов древнего мира. Представление о природе
как о живом существе, получившее в теории мифа название
первобытного анимизма, характерно не только для
мифов, но и для самой сути миросозерцания индейцев,
полагающих, что человек является в прямом смысле слова
родственником всего живого - а живым считается все сущее.
Понятия "неживая природа" для индейцев не существует,
поэтому применение терминов родства ко всему сущему
(отец Камень, матушка Паучиха, брат
или дядя Кролик и т.п.) отнюдь не метафорично, а
скорее отражает первозданное метонимическое единство;
части мира не имеют строгого контура и не являются чем-то
отдельным друг от друга, но частями единого целого,
подобно тому, как рука или желудок являются естественными
частями человека, и при этом несут в себе божественное
дыхание, тайну жизни. По существу, миф творения отражает
освоение человеком парадокса единства и многообразия
окружающего мира, его сложности и взаимозависимости его
частей путем дологических, образно-чувственных
представлений: таковы, например, мифы о подобии
соломенного диска с перьями и солнца.
Эти представления проявляются и в характере мифов о
создании человека: человек может быть создан из любого
материала, будь то пот духа-создателя, глина, камень или
части тела пра-животного, например, Великого Бобра,
становясь таким образом их родственником (ototeman), но
при этом необходимо, чтобы его коснулось дыхание
сверхъестественных сил; у некоторых индейских народностей
воплощением дыхания-тайны жизни является культура
sweat-lodge, потельни, где это дыхание проявляется при
нагревании камней. Согласно мифу, проходя процедуру
очищения в потельне, первоиндейцы обретали человеческие
свойства.
Перевод данной коллекции мифов творения осуществлен с
английского языка, который, в свою очередь, был
использован собирателями для перевода устных повествований
различных индейских народов. Вполне возможно, что в
процессе такого двойного переложения какие-то исконные
черты мифорассказа терялись или преображались под
воздействием чужих языков, ибо, согласно представлениям
индейцев, язык народа является одним из воплощений
дыхания-тайны жизни и в качестве такового неотделим от
сущности народа и его мифа.
Т.А. Казакова,
кандидат филол. наук.