Мифы творения
     
Предыдущая статья К оглавлению Следующая статья
 

Предисловие

В культуре североамериканских индейцев большое место занимают мифы творения, повествующие о создании мира, людей и животных, Солнца и Луны. В качестве творца могут выступать различные существа: в зависимости от представлений того или иного народа это может быть Старина Койот, Старик-Наверху, Великий Мотылек или Лягушка-Глускэп, Кролик-Манабозо или Ворон, а также другие силы, в том числе и безликие, например, Великие Вожди, или Дух Мертвых.

Земля создается из пота, пылинки, комочка грязи, поднятого из глубины всемирных вод, хотя в некоторых мифах творец мира создает землю из женщины или даже из собственного дыхания. Природные стихии - вода, земля, камни, ветер, огонь, деревья - одухотворены и, как правило, противостоят первозданному человеку, представляя собой чудовищ или враждебных великанов, что присуще большинству мифов древнего мира. Представление о природе как о живом существе, получившее в теории мифа название первобытного анимизма, характерно не только для мифов, но и для самой сути миросозерцания индейцев, полагающих, что человек является в прямом смысле слова родственником всего живого - а живым считается все сущее. Понятия "неживая природа" для индейцев не существует, поэтому применение терминов родства ко всему сущему (отец Камень, матушка Паучиха, брат или дядя Кролик и т.п.) отнюдь не метафорично, а скорее отражает первозданное метонимическое единство; части мира не имеют строгого контура и не являются чем-то отдельным друг от друга, но частями единого целого, подобно тому, как рука или желудок являются естественными частями человека, и при этом несут в себе божественное дыхание, тайну жизни. По существу, миф творения отражает освоение человеком парадокса единства и многообразия окружающего мира, его сложности и взаимозависимости его частей путем дологических, образно-чувственных представлений: таковы, например, мифы о подобии соломенного диска с перьями и солнца.

Эти представления проявляются и в характере мифов о создании человека: человек может быть создан из любого материала, будь то пот духа-создателя, глина, камень или части тела пра-животного, например, Великого Бобра, становясь таким образом их родственником (ototeman), но при этом необходимо, чтобы его коснулось дыхание сверхъестественных сил; у некоторых индейских народностей воплощением дыхания-тайны жизни является культура sweat-lodge, потельни, где это дыхание проявляется при нагревании камней. Согласно мифу, проходя процедуру очищения в потельне, первоиндейцы обретали человеческие свойства.

Перевод данной коллекции мифов творения осуществлен с английского языка, который, в свою очередь, был использован собирателями для перевода устных повествований различных индейских народов. Вполне возможно, что в процессе такого двойного переложения какие-то исконные черты мифорассказа терялись или преображались под воздействием чужих языков, ибо, согласно представлениям индейцев, язык народа является одним из воплощений дыхания-тайны жизни и в качестве такового неотделим от сущности народа и его мифа.

Т.А. Казакова,
кандидат филол. наук.

     
Предыдущая статья К оглавлению Следующая статья
     

ГЛАВНАЯ ПОРТАЛА

ГЛАВ. АЛЬМАНАХА