У индейского барабана очень давняя история. Он
упоминается в легендах о сотворении мира, дошедших до нас
из глубины веков.
Для моего народа, пассамакуодди, как и для других
вабанаков, живущих в штате Мэн и соседней Канаде
-малиситов, микмаков и пенобскотов, барабан - не просто
музыкальный инструмент, это важнейший атрибут общинной
жизни. Барабан помогает нам в самоисцелении и в единении
друг с другом. У него есть сердце, которое стучит в такт
биению сердца нашей Матери-Земли. Когда мы собираемся
вокруг барабана, наши голоса сливаются в общей молитве
Великому Духу, и предки наши вновь танцуют.
Обряд Барабана открыт для всех - мужчин, женщин и
детей. Наш разум должен быть незамутнен вредными
помыслами, а тело свободно от наркотиков и алкоголя. Днем
обряд проводится в палатке, а ночью - под звездами, у
яркого костра.
Начнем с "очищения дымом". Кто-нибудь обходит всех,
окуривая дымом шалфея, ароматной травы или кедра.
Благоуханный дым мы подносим к сердцу, ко лбу, затем
натираем по всему телу. Дым уносит всякие негативные
чувства.
Когда начинает бить барабан, мы сидим тихо - танцуют
лишь во время общественных праздников и паувау. Если
барабанщиков несколько, старший из них держит ритм и
задает темп, которого придерживаются все остальные. Тон
барабана меняется, если бить ближе к центру. Иногда лидер
бьет неравномерно, тем самым воздавая честь предкам нашим,
ушедшим в мир духов. Когда начинаются священные песни,
никто не покидает круга. Мы мысленно сосредотачиваемся на
своем истинном "я" и ощущаем единство со всем сущим.
Когда барабан умолкает, доброта и любовь, которые мы
обычно скрываем в себе, оживают, и мы открываемся друг
другу. Как и другие индейские ритуалы, где задействованы
потельные палатки и говорящие круги, Обряд Барабана - это
духовное возрождение.
У каждого племени - свой, особый способ изготовления
барабанов. Пассамакуодди берут для этого остов ствола
большой березы или кедра и выдалбливают его при помощи
зубила или молотка, выполняя эту утомительную работу, на
которую порой уходит целый день, по очереди. После того,
как дерево полностью высохло, барабан покрывают упругой
лосиной кожей и стягивают сыромятными ремешками.
Деревянные колотушки покрывают мягкой кожей оленя или
мехом.
У нынешней молодежи возрождается интерес к племенным
традициям, таким, как Обряд Барабана. При наставничестве
взрослых дети мастерят свои собственные барабаны,
постигают технику игры на них и разучивают традиционные
песни и танцы, после чего они готовы создавать новые
группы барабанщиков. Встречи с юными барабанщиками из
других племен приносят им радость
Дениз Элтвейтер