Ступица индейской культуры
"Самый привычный звук в индейских селениях Аризоны -
это звук барабана. Барабан - важнейший атрибут их жизни.
Он есть в каждом индейском доме. Однажды услышав этот
звук, вы никогда его не забудете. Его можно услышать в
предутренние часы, когда пребываешь во власти сна. Это
странный звук, но к нему привыкаешь. Вечером или ночью он
гармонирует с огнем, дымом и звездами. Он наполняет
атмосферу. Он наполняет сам воздух, которым вы дышите. Он
проникает глубоко внутрь вашего тела, овладевая сердцем,
разумом и душой. Затем он становится частью вас и вы душою
навсегда остаетесь индейцем". Так писал американский
художник Тед Де-Грасия о барабанах индейцев Аризоны.
Хочется лишь добавить, что не только на Юго-Западе, но и в
других регионах Северной Америки, барабан был и остается
важным атрибутом жизни индейских племен. Все их основные
обряды сопровождаются барабанным боем. "Поскольку барабан
- часто единственный инструмент, применяемый в наших
священных обрядах, мне следует, быть может, рассказать
тебе, отчего он особенно священен и важен. Происходит это
оттого, что округлая форма барабана символизирует всю
Вселенную, а размеренный, сильный бой - пульс сердца,
бьющегося в центре Вселенной. Он подобен голосу
Вакан-Танка, и звук этот волнует нас, помогая понять
таинство и силу всех вещей", - говорит Черный Лось, святой
муж из племени оглала-сиу. Некоторым барабанам, считают
индейцы, присуща безличная сила сверхъестественного
порядка - с ними связаны обрядовые действа, вроде тех, что
отправляются членами Общества Барабана на Равнинах.
Барабан исполнителя из пуэбло Пикерис
Бернарда Дюрана
Как и во многих азиатских племенных сообществах, среди
североамериканских племен широко распространен "барабан
шамана" - узкий обруч, обтянутый кожей с одной стороны.
Менее распространены барабаны квадратной формы,
встречающиеся у племен Британской Колумбии. Прочие виды
барабанов отличаются местными особенностями. Так, ирокезы
используют водяной барабан - небольшой деревянный бочонок,
частично наполненный водой, с мембраной из кожи. Схожий
тип водяного барабана используется в обрядах Великого
Знахарского Общества (Мидевивин). Похожий барабан с
водяным резервуаром из глины сопровождает песнопения
пейотистов многих племен. Мягкий тон этих барабанов
контрастирует с мощным звучанием горизонтального барабана
паувау племен Равнин, в который одновременно бьют
несколько человек. На вертикальном обрядовом барабане
пуэбло играет один человек, однако по силе звука этот
инструмент не уступает барабану паувау: уровень громкости
четырех-пяти таких барабанов достигает уровня звучания
70-голосного хора. При игре на этом барабане используется
колотушка с набалдашником из козлиной кожи.
О роли барабана в жизни коренных американцев
рассказывают Седрик Джеймс - крик из Эдмонда, штат
Оклахома, и Дениз Элтвейтер - пассамакуодди из
Плезант-Пойнт, штат Мэн, немало сделавшие для сохранения
культурного наследия своих племен. Дениз Элтвейтер, помимо
прочего, является основательницей Конфедерации Молодежи
Вабанаки - организации, объединяющей молодых людей четырех
вабанакских племен и занимающейся решением их насущных
проблем.
Виктор Беляев
|