Современность
     
Предыдущая статья К оглавлению Следующая статья
 

Переезд Оленьего Племени вызвал волну протестов
(Скотсдэйл, штат Аризона)

Харли Быстрый Олень Риган снялся с места и перенес лагерь в Аризону, однако делегация встречающих пришла без цветов. Жители г. Скотсдэйл присоединились к нескольким митингам протеста, организованным членами индейской общины и руководителями Движения Американских Индейцев, когда Риган устраивал пышное открытие нового Центра Силы Радуги. До этого Центр базировался в г. Тэмпл-Сити, штат Калифорния.

Харли Быстрый Олень Риган утверждает, что является "знахарем, шаманом, воином, писателем, знатоком боевых искусств, целителем и психологом" из племени чероки (См. Стивен Барнс "Боевое искусство коренных американцев", "Иктоми " №2/1994 г., стр. 200-205. - Прим. пер.). Платные брошюры изображают его "энергетическим танцором и воином, непрестанно вдохновляющим на подвиги". Риган - основатель "Оленьего Племени", состоящего из ищущих духовного просветления приверженцев движения "нью-эйдж" неиндейского происхождения, которые платят ему за обучение их "священным обычаям" Знахарского Общества Метисов Крученых Волос. Прибыльный бизнес Ригана осуждается всем индейским обществом за то, что он торгует племенными духовными обрядами, священными Трубками, душистой травой, шалфеем и кедром, а также раздает индейские имена членам своего "племени".

Члены колорадского отделения ДАИ приехали в Аризону, чтобы присоединиться к трем акциям протеста в г. Скотсдэйл, организованным членами юго-западного отделения, выступающими против торговли духовными обычаями. "На митинге 5 января Риган не появлялся до тех пор, пока не ушли представители прессы, после чего вышел и встретился с протестующими", - сообщает Клиссен Льюис, член ДАИ из явапаи-апачей, участвовавший в митинге протеста.

7 января в ток-шоу радиостанции KFYI в Фениксе Вернон Билли Фостер, член юго-западного отделения ДАИ, подверг Ригана суровой критике. Шоу вел диск-жокей Боб Моэм, задававший вопросы Фостеру и Ригану. Моэм сказал, что разговор пойдет о религии и сексе и что американские индейцы обеспокоены тем, что Риган "порочит индейскую культуру и религиозные обряды, используя их для проведения сексуальных сборищ, оргий и тому подобного... это и повлекло за собой столько шума", - подчеркнул ди-джей, добавив, что весь ажиотаж "связан с модой на "нью-эйдж"". "Есть немало людей, охочих до моды на "нью-эйдж". Риган привлек их своими магическими кругами, поисками видений, потельными палатками… он утолил страсть приверженцев "нью-эйдж" к естественной духовности", - заявил Моэм во вступительном слове к радиослушателям.

Фостер, координировавший массовые выступления, сказал, что члены скотсдэйлской общины поддержали его группу протестующих, выйдя на улицы с лозунгами и плакатами. "Мы выступаем против не только оттого, что он объявил себя шаманом, но шаманом высокого ранга, обладающим особыми талантами и способностями. Это звание нужно заслужить, и на это уходят многие годы", - объяснил Фостер. Он обвинил Ригана в том, что прикрываясь званием шамана, тот злоупотребляет священными индейскими поверьями и предметами в порнографических целях. "Духовные поверья, Трубка, орлиные перья, шалфей, душистая трава, обряд потельной палатки и все, что эксплуатирует Риган, - заявил Фостер радиослушателям, - священно для коренных жителей". Оппоненты Быстрого Оленя Ригана также намерены привлечь Оленье Племя к суду за торговлю орлиными перьями.

В ответ Риган сказал, что является настоящим индейцем чероки, что его бабушка и мать зарегистрированы и назвал их регистрационные номера, добавив, что бабушка Полли Энн Макдональд перенесла марш смерти на Тропе Слез. Он сказал также, что для использования в обрядовых целях федеральное правительство предоставило ему целого орла. Риган объяснил, что его обряды - это ритуалы Знахарского Общества Метисов Крученых Волос. Он настаивал на своем праве называться шаманом, поскольку уже 37 лет является учеником Тома Уилсона, президента Туземной Американской Церкви, и Хаймийостса Сторма,

Риган отметил, что критики ни разу не удосужились поучаствовать ни в одном из его обрядов, которые он проводит весьма осмотрительно. "Цель Оленьего Племени с его обрядами, - сказал он, - объединить землю и четыре священных направления во имя исцеления земли. Предлагаемые оздоровительные сеансы, психологическая консультация и массажная терапия применяются как средства исцеления". Риган заявил, что своим провозвестником дух избрал его после того, как он пострадал от средства "Агент-Оранж", примененного федеральным правительством во Вьетнаме. "Я не следую пути лакота, - сказал Риган, - и не лакота предписывать путь Трубки".

По словам Ригана, он 35 лет обучался обрядам, которые проводит в священной манере, добавив, что не занимается религиозным бизнесом, а ведет духовный образ жизни. Риган заявил, что те, кого бы он пригласил встретиться с ним и обсудить все спокойно с глазу на глаз, скорее всего не придут, предпочитая встречи в радиоэфире. Риган объяснил, что Оленье Племя - это мультикультурная, международная организация. Он также подчеркнул, что по конституции волен практиковать свою религию, заметив, что вовсе не он посягал на права протестующих, а скорее наоборот.

После трех митингов протеста и ток-шоу представители Оленьего Племени связались с Фостером, выразив готовность пойти на уступки, чтобы положить конец осаде. "Харли Быстрый Олень поручил одному из своих людей позвонить мне с просьбой о перемирии и узнать, что нужно для того, чтобы ситуация нормализовалась, - сказал Фостер, добавив, что на встрече с Риганом ему хотелось бы видеть делегацию от племени чероки - уважаемых старейшин и руководителей ДАИ. - Нам всем нужно собраться и пригласить его - пусть признается, что он не индеец". Фостер рассказал о своем намерении организовать в городе традиционное пау-вау, где каждый сможет выразить свое мнение о Ригане и его "племени" у открытого микрофона.

Еще в Калифорнии Оленье Племя столкнулось с открытой оппозицией со стороны Центра SPIRIT - общественной организации, созданной в целях борьбы с эксплуатацией индейских духовных обычаев в районе залива Сан-Франциско. Центр Поддержки и Защиты Индейских Религий и Туземных Традиций был основан Джоном Лавелем из племени санти-сиу и Даррелом Стоящим Лосем, сиу из Роузбада.

"Indian Country Today", 14 января 1993 г
Перевод Беляева В.

     
Предыдущая статья К оглавлению Следующая статья
     

ГЛАВНАЯ ПОРТАЛА

ГЛАВ. АЛЬМАНАХА