Сражающиеся шайены
     
Предыдущая статья К оглавлению Следующая статья
 

Вступление

Написание этой книги напрямую связано с военной историей шайеннов, воинственного и мужественного народа, который был

почти постоянно в состоянии войны с соседями, но до 1856 года - в дружественных отношениях с белыми.

Шайенны сражались отменно, но их войны длились недолго и закончились уже довольно давно. Скитания этого племени прекратились к 1880 году, и с тех пор они заключены в две резервации, одна в Оклахоме, другая в Монтане.

Когда начались столкновения с белыми, некоторые старые и мудрые шайенны убедительно призывали к сохранению мира, но все эти попытки терпели неудачу. Внутри индейского лагеря царила личная свобода, это было законом, а сами шайенны прослыли издавна гордым, своенравным и упрямым народом. Во время первых войн между белыми и шайеннами правительство США было озабочено в первую очередь сохранением своего престижа, и внимание его концентрировалось на войне между Севером и Югом, а передвижения немногочисленных индейских племен в районе неустойчивого фронтира привлекало немного внимания. Так называемая резня на ручье Сенд-Крик, произошедшая незадолго до конца Гражданской войны и последовавшие за ней столкновения с переселенцами вдоль Миссури привели к расследованию в Конгрессе. Результаты этого расследования были обнародованы, благодаря чему имя шайеннов стало известным большой массе населения страны. Все больше и больше людей стремилось на Запад, учащались столкновения с индейцами, и они уже не прекращались до 1878-1879 года. Шайеннов эти войны коснулись самым непосредственным образом.

За многие годы покровительство со стороны Соединенных Штатов вылилось для индейцев в настоящее мошенничество, что стало результатом официального невежества и ханжества, взглядов и образа мышления об индейцах как о дикарях. Прямым результатом этой элементарной безграмотности стало убийство большого числа мужчин, женщин и детей в форте Робинсон в 1879 году.

Индейцы не знали письменности, поэтому история войн была записана их врагами, и повествование всегда велось с соответствующей точки зрения.

Белые писатели восхваляли храбрость американской армии и желали успехов своим солдатам. А когда нужно было признать поражение, они как правило ругали тех, кто взял верх, и унижали и оскорбляли победителей.

Но конечно же, была и другая сторона всех этих историй, и именно она заслуживает права на то, чтобы быть зафиксированной. Пусть это будет хотя бы сегодня, когда войны остались в далекой истории и памяти индейцев, принимавших участие в событиях тех дней. Я хотел бы попытаться представить здесь мнение белых и мнение индейцев без каких бы то ни было комментариев.

Я признаюсь в том, что с сердечной благодарностью воспринялпомощь от друзей и знакомых, которые принимали участие в поздних войнах шайеннов, и которые могли прокомментировать те сражения и критически отнестись к их разбору. Таким образом, их рассказы являются повествованиями очевидцев тех событий. В работе мне помогали генерал-майор Е.С.Годфри, генерал-майор У.С.Шайлер, полковник Гомер У.Уилер, полковник Д.Л.Брейнард, полковник Е.П.Эндрюс, капитан Л.Х.Норт Джордж Бент и многие шайенны, мои друзья, чьи имена упоминаются в тексте.

Кроме этого, с рукописью любезно ознакомился мистер Чарльз Б.Рейнольдс, а мистер Джордж Б.Хайд проверил работу, привел множество рекомендаций и тем самым оказал мне огромную помощь своим тщательным старательным изучением истории ранних путешествий в прериях. Всем моим помощникам я выражаю сердечную благодарность.

Длительное общение с шайеннами не только удовлетворило мой личный интерес к данной теме, но и утвердило во мнении, что они позволят мне говорить за них. Все, с чем индейцы сталкивались в своих сражениях, описано здесь, и еще много другого, что я смог узнать на протяжении многих лет близкого знакомства с теми людьми, кто принимал участие в войнах на равнинах.

В старые времена шайенны обладали в высшей степени первобытным, диким чувством собственного достоинства, честностью, надежностью и храбростью, что касалось мужчин, и мужеством, смелостью, преданностью и верностью, что касалось женщин. Некоторые старики, принимавшие участие в сражениях с белыми, живы до сих пор, и сегодня только они являются источником подлинной информации относительно раннего образа жизни диких шайеннов, древней свободной жизни на равнинах Запада.

Джордж Б. Гриннелл. 10 августа 1915 года.

     
Предыдущая статья К оглавлению Следующая статья