Тахча Уште - Хромой Олень сказал: "Церемонию начнем
проводить когда солнце будет вот так" - и он указал рукой
положение солнца над горизонтом.
В прошлом у индейцев не было часов. Они не были
приверженцами жизни по расписанию. Сегодня в резервации не
многие из них отличаются пунктуальностью. Говорят, что у
индейцев время отстает на час...
На месте проведения церемонии, шаман разводит костер.
Иногда для этого у него есть помощники.
Дрова для костра заготавливают заранее. Но обязательно
используют сухие "мертвые деревья".
Когда все готово и подошло время, все участники
собираются и рассаживаются вокруг костра. В центре, на
колени садится шаман, возле него расстелено одеяло, на нем
лежит сумка для трубки.
Прежде чем проводить обряд, шаман очищается сам и
очищает место для трубки. Для этого он вынимает из сумки
мешочек с душистой травой и небольшое блюдце или плоский
камешек. (Душистую траву можно заменить вереском, или же
иголками кедра, сосны). Помещает туда угольки от костра и
добавляет священной травы. Открытый огонь в этом случае
применять нельзя. Важно, чтобы трава тлела, но не горела.
В этом дыму он очищает свои руки, лицо, грудь, потом
место, где будет лежать трубка.
После очищения, он вынимает из сумки чубук, головку
трубки (завернутые в мягкую шерстяную ткань),
"зажигательную палочку", мешочек с табаком, палочку для
чистки пепла из трубки. Все это раскладывается на одеяле,
на очищенном месте.
Затем шаман берет головку трубки и набивает ее табаком.
Он берет его из специальной табакерки. Табак можно брать
любой (курительный).
Набивка трубки. Табак берется маленькими щепотками,
каждая адресована конкретно: эта для зверей, эта для
морских животных, эта для птиц, эта для деревьев, эта для
травы, эта для людей, эта для звезд и т.д.
Затем табак утрамбовывают специальной палочкой. Каждая
частичка табака - это животное, его символ.
После этого шаман собирает трубку. Каменную головку
держит к себе, чубуком вверх. Затем встает лицом на Запад
и произносит молитву, потом то же самое на Север, на
Восток, на Юг, вверх - Wakan, и наконец вниз - Maka - Мать
Земля.
Молитва: "На Запад обернись, твой Прадед на тебя смотрит".
Припев: "Всегда молись, всегда молись. Духи на тебя смотрят".
(Молитва повторяется на каждое направление, меняется лишь первое слово, означающее сторону света).
Запад - Wiyohpeyata ki ahi tu wa yo
ne tun.kashila ahi tu wa ynkelo.
Припев: Cekihay, Cekihayo
Ahi tu wa ynkelo.
Север - Waziyata ki ahi tu wa yo
ne tun.kashila ahi tu wa ynkelo.
Припев: то же.
Восток - Wiyohiyan.pata ki ahi tu wa yo
ne tun.kashila ahi tu wa ynkelo.
Припев: то же.
Юг - Itokagata ki ahi tu wa yo
ne tun.kashila ahi tu wa ynkelo.
Припев: то же.
Вверх - Wakan.ta ki ahi tu wa yo
ne tun.kashila ahi tu wa ynkelo.
Припев: то же.
Вниз - Makata ki ahi tu wa yo
ne tun.kashila ahi tu wa ynkelo.
Припев: то же.
После молитвы шаман обращается к собравшимся: "Думайте
о том, что эта трубка священна. Желайте всем добра". Затем
он берет "зажигательную палочку" и прикуривает от уголька
из костра.
Раскурив трубку, шаман передает ее тому участнику
церемонии, который сидит в кругу на западной стороне. В
этот момент, держащий трубку участвует в мировом цикле, он
является как бы мостом, связывающим воедино Землю с
Великим Духом. Эта связь идущая от Maka, через человека,
трубку - canunpa - к Wakan. Трубка переходит от одного
участника к другому. Все время налево, по ходу Солнца.
Самое главное в церемонии "Священной трубки" - это
единство участников. Техническая сторона обряда должна
выполнятся машинально. Все внимание сосредоточить не на
курении, а на своих мыслях, просьбах, душевном состоянии.
Не забывай, ради чего ты участвуешь в церемонии!
В молитве с трубкой можно просить обо всем: об урожае,
об удаче для своих друзей, о здоровье близких и т.д., но
нельзя просить для себя.
"Священная трубка" - очень значительная вещь. Особого
текста просьб и молитв нет. Говорить нужно от души, от
сердца. Даже великие воины плакали на таких церемониях. И
собственно не обязательно курить трубку, важно молиться,
держа ее в руках.
Когда церемония курения завершается и трубка, обойдя
круг, возвращается вновь к шаману, он выкуривает ее до
конца. Затем разбирает, вычищает палочкой пепел, высыпает
его сначала на кусочек кожи, а затем в костер. Все
движения его медленны, церемониальны.
Особым поводом для церемонии может послужить
расставание. После церемонии курения, трубка возвращается
к шаману. А все участники, начиная с того, кто сидит с
западной стороны, бросают в костер маленькие сверточки с
табаком, которые приготавливаются заранее. Это жертва и
просьба.
Потом все встают по кругу, и опять, тот что с запада,
первым обходит всех участников, они жмут руки, желают друг
другу вновь встретиться, говорят добрые пожелания. И так
поступает каждый.
Чубук трубки - хребет народа
Головка трубки - голова народа
Камень, из которого она изготовлена - кровь народа
Отверстие для дыма - рот народа
Дым - его дыхание
Трубка - символ Космоса, Вселенной
Священная рубка - сердце всех церемоний дакота.
"Говорить о трубке очень трудно, наш разум слаб, чтобы
понимать все". (Тахча Уште).
Трубку индейцам принесла Женщина Белого Бизона. Она
сказала: "Не обязательно курить трубку до конца, нужно
молится с трубкой. После ритуала мы все большая семья".
Молитва с трубкой:
Canun.pa ki le hi cu wo
canun.pa ki le hi cu wo
le yuha ho cokan. ya ka wikte
le yuha ho cokan. ya ka wikte
Ate heye lo
Ate heye lo
"Трубка эта священна
Трубка эта священна
Держи ее, когда приходишь в центр Земли
Держи ее, когда приходишь в центр Земли
Отец так сказал
Отец так сказал".
Самой Священной и старой трубкой у Дакота считается
Трубка Бизоньего Теленка. Трубка изготовленная
промышленным способом не имеет силы. Сильная трубка только
та,
которую человек изготовил исключительно своими руками,
с применением старых, древних методов, материалов и
инструментов.
Шаманы и воины, у которых есть семья, пользовались
длинной Т-образной трубкой. Молодые, не женатые, люди и
женщины могли пользоваться короткими L-образными трубками.
"Дакота без трубки - это половина индейца и половина
мужчины".
Арчи Файр Хромой Олень
(ГДР, май-октябрь 1983 г.)