Священный Бег ради исцеления Матери-Земли
Этот Священный Бег начался 6 августа 1991 года в
Ванкувере (Британская Колумбия) и направился в окрестности
Монреаля, в общину могауков в Канаваке. Участникам
предстояло преодолеть 3800 миль в течение 52 дней. У
каждого бегуна, включая меня, на шее висел магический
мешочек, а в руках мы держали священные жезлы. Каждое
утро, на восходе солнца, мы собирались в круг, чтобы
произнести благодарственные молитвы Великому Духу. Мы пели
песню, обращенную к Четырем Сторонам Света, прося у них
безопасности во время этого путешествия, а затем
произносили послание. Слова этого послания мы повторяли
ежедневно, утром и по окончании дневного бега. Все
собирались в круг и, молясь, поджигали табак и кедр.
Одного за другим, бегунов окуривали и обмахивали орлиными
перьями.
Когда бег закончился, мы провели церемонию закрытия, и
бегуны возвратились во множество далеких друг от друга
стран, из которых они прибыли. Они не получили ни медалей,
ни письменных удостоверений, разве что футболку или
куртку. Все, что бегуны привезли домой - это воспоминания
о тех, с кем они встречались и о том, как проходил этот
бег.
Кто же эти бегуны? Что за послание они несли? Для
ответа мы должны заглянуть в прошлое, оценить
обстоятельства сегодняшнего дня и понять, что же стоит
перед нами.
С конца 50-х и в течение 60-х годов группа индейцев
путешествовала по резервациям, разъясняя индейские
пророчества и убеждая молодежь вернуться к путям их
предков. Они называли себя Объединенный Караван. Его
членами, в основном, были старейшины своих наций. Часто
они нуждались в переводчиках, которые знали бы и язык этих
старейшин, и английский язык. В каждом месте, где бы они
ни остановились, они разбивали лагерь, ставили типи,
приносили свою воду и готовили свою еду. Каждый день они
проводили совет, который начинался с молитв и заканчивался
церемонией. Каждый их урок был посвящен какой-либо особой
теме: священность воды; родственная связь людей с
Матерью-Землей, растениями, четвероногими и крылатыми;
магические травы и корни; понимание жизни. Каждый урок
убеждал слушателей в необходимости следовать традициям.
Они истолковывали каждую фазу жизни, напоминая мужчинам и
женщинам о необходимости следовать указаниям Великого
Духа.
Спустя несколько лет эти собрания привлекали сотни
людей. Везде индейцы начинали осознавать необходимость
того, что делала эта группа. Тем не менее, экономика конца
60-х годов сильно обременяла участников, и они больше не
могли каждое лето продолжать свою миссию. Последний
Объединенный Караван был проведен в 1967 году.
К счастью, все, чему учили эти люди, пустило корни и
стало началом возрождения коренных народов. Учение
Объединенного Каравана все еще сохраняется во многих
удаленных уголках страны.
Невзирая на трудные времена, дело Объединенного
Каравана продолжалось, и, несмотря на то, что прошло
девять лет, многие из его участников смогли собраться
вместе в Ванкувере. Эта встреча получила название Круг
Старейшин.
На этой встрече 1976 года было составлено послание,
касающееся уникальной взаимосвязи между человечеством и
Матерью-Землей. Оно повествовало о смертельной опасности,
которая нависла над этим равновесием. Еще оно призывало
традиционных людей со всех Сторон Света активнее проводить
церемонии исцеления и внимательно следовать указаниям
Матери-Земли. Круг Старейшин просил, чтобы их послание
было доставлено во все индейские поселения и общины. Это
послание и стало основой возрождения Священного Бега,
впервые проведенного в 1977 году.
На протяжении столетий бегуны доставляли послания в
удаленные поселения. В прежние эпохи их называли
"гонцами", "придворными бегунами" или "королевскими
курьерами". Здесь, в Западном полушарии, у каждого народа
были свои бегуны, передававшие послания тем же способом,
но с одним важным отличием - церемониальной стороной их
миссии. Прежде чем бегун отправлялся в путь, проводились
магические обряды, чтобы обеспечить успех его путешествию.
На шею бегуну вешали мешочек с табаком, и шаман произносил
молитвы. Если предстоял долгий путь, для него готовили
смесь из молотого мяса и сухих ягод. Часто перед дорогой
бегун участвовал в обряде потения.
"Клан индейских бегунов" был представлен лучшими
молодыми людьми и являлся гордостью всех племен, от
эскимосов Северного Полюса до индейцев самых дальних мысов
Южной Америки. Выбор бегунов зависел от знания языков
далеких племен, понимания традиционных путей и умения
выживать. Молодые бегуны подбирались среди разных кланов,
а после их представляли вождям. Избрание было большой
честью, и по этому поводу семьи устраивали праздник,
раздавали ценные бобровые шкурки, расшитые иглами
дикобраза, сумочки для табака и бизоньи шкуры. Порой
селения располагались поблизости, иногда - на расстоянии
многих дней пути. Смесь мяса и ягод, что лежала в мешочке,
содержала в себе питательные вещества и служила
единственным источником пищи в пути, который иногда длился
неделю. Этот обычай до сих пор практикуется бегунами на
длинные дистанции.
В 1978 году традиция бега от селения к селению была
возрождена 500-мильным бегом из Дэвиса в Лос-Анджелес. Мы
несли с собой послание, написанное в Ванкувере. С тех пор
мы проводим ежегодный Священный Бег в Калифорнии,
Миннесоте, Южной Дакоте и Аризоне. В 1984 году мы впервые
начали континентальный бег через всю страну от Нью-Йорка
до Лос-Анджелеса, длина которого составила 3600 миль.
Мы продолжили его в 1988 году в Японии и пробежали
вдоль островов до северной оконечности Хоккайдо. В 1990
году мы бежали через Европу, по территориям тринадцати
стран и преодолели 7130 миль. Европейский бег от Лондона
до Москвы длился 68 дней. В каждой деревне, городе или
стране послание оставалось тем же: "Вся жизнь священна".
Это духовное убеждение лежит в основе каждого Священного
Бега, поэтому к нам присоединяется много бегунов.
В Японии духовные поиски продолжались каждый час,
каждый день, каждый месяц. Прибыв в Японию в 1988 году, мы
не были готовы к такой всепоглощающей поддержке, какую нам
оказали. Но самым удивительным было полное восприятие
нашей философии Матери-Земли. Многие молодые японцы
впервые слышали слова индейцев. В каждом селении сотни
собравшихся слушали наше послание, наши песни и
участвовали в наших целительных церемониях. Многие
присоединились к бегунам и оставались с нами до конца.
Когда мы покидали Японию, многие плакали и обещали
присоединиться к нам в Европе в 1990 году. Шестнадцать
мужчин и девять женщин так и поступили.
Европа, 1990 год. Когда я думаю об этом беге,
вспоминается многое. Я вижу 80-летнего крестьянина,
прекрасно игравшего на аккордеоне и певшего о своем
желании вернуться к прежней жизни и экологическому
способу ведения хозяйства. Я вижу проселочные дороги
Европы - грязные, узкие и хранящие истории о монархах,
королях, королевах и цокоте кавалерий. Я вижу поля,
возделанные женщинами, все еще тревожащимися за будущее и
за современную молодежь. Я слышу песни, которые пели нам
дети во время нашего пути по дорогам и улицам Прибалтики,
и мое сердце все еще плачет при воспоминании о лагере
смерти Аушвитц, построенном ненавистью.
Я вижу многих молодых людей из Польши, которые бежали
вместе с нами, молились вместе с нами; их не остановила
даже русская граница. Я вспоминаю людей, которые много
работали для того, чтобы бег стал возможен -
координаторов, переводчиков, поваров и других помощников.
Без них мы не смогли бы сделать это. Мое мнение об
европейцах изменилось. Они радушно принимали нас. В каждой
стране мы обрели новых друзей, а далеко за Полярным Кругом
мы столкнулись с великим наследием саамов. Когда пробег
завершился, наши люди плакали, желая, чтобы он не кончался
никогда, и молились за встречу во время следующего бега.
Канадский бег не мог отличаться от предыдущих, по
крайней мере, сроками. Как и в Японии, и в Европе,
важнейшей наградой стала тесная связь между бегунами.
Многие индейские бегуны из Канады впервые проводили
столько времени с множеством людей не из своего племени.
При огромном разнообразии языков - обжибва, кри,
французском, немецком, польском, русском, шведском,
норвежском, финском, саамском и английском - можно было
предположить, что это затруднит общение. Но именно это
обстоятельство и сближало бегунов.
Каждому участнику пришлось приложить немалые усилия.
Вначале они были чужими друг для друга. Но затем, когда
они вместе бежали, вместе молились, вместе ели и
собирались для вечерних воспоминаний о дневном беге, между
ними образовалась крепкая связь. В такой дружбе процветало
понимание пути и наследия друг друга. Оно росло, когда мы
обменивались песнями, танцами, стихами и историями,
учились друг у друга. Наши жизненные перспективы
расширялись в тысячи сторон. Наши мечты становились чище,
а далекие страны становились ближе. И, что важнее всего,
осознание духовности сеет семена как в нашей судьбе, так
и в пути, по которому нам предстояло пройти.
Все люди, которые присоединяются к нам, просто изумлены
тем, что мы бежим лишь ради исцеления Матери-Земли. И это
главное, это слава нашего бега. Это древняя слава, которую
необходимо возродить во всем мире.
Дэннис Бэнкс
Перевод О. Горшковой
The City, a San Francisco newspaper, August 1991.
|