Доля Apple на рынке планшетных компьютеров в последнее время серьезно сократилась, и выход двух новых моделей не сможет изменить этого тренда. Гораздо важнее для концерна оставаться в премиум-сегменте. За красивой упаковкой новых гаджетов скрывается настоящий вызов в адрес Microsoft.
Легче, тоньше, мощнее – все, как и ожидалось. Вот, собственно, и все, что можно сказать о новых моделях iPad. Самой большой «инновацией» можно назвать, пожалуй, приставку «Air» – «воздушный» – у более крупной модели. «Никаких экспериментов!» – вот, похоже, девиз, под которым Apple планирует выводить на рынок всю новую линию своей продукции. Большая модель iPad с 10-дюймовым дисплеем и тонкими боковинами имеет тот же дизайн, что и iPad mini. Толщина последнего составляет теперь всего 7,5 миллиметра вместо прежних 9,4 миллиметра.
Благодаря уменьшенному в размерах аккумулятору вес устройства удалось снизить с 700 до 500 граммов. В качестве «замены» iPad получил самый современный процессор А7 от iPhone 5S, потребляющий минимальное количество энергии. Вопреки ожиданиям, новый «планшетник» не получил от iPhone сканера отпечатков пальцев. В Германии цена на новый девайс начинается от 479 евро – столько же стоил и его предшественник. Старт продаж назначен на 1 ноября. Глава Apple Тим Кук во время презентации в Сан-Франциско едва не лопнул от гордости: «Мы просто не могли бы еще больше гордиться новым iPad», – заявил он.
Экран iPad mini имеет теперь диагональ в восемь дюймов и такое же количество пикселей, как у большой модели. Кроме того, девайс также получил более мощный процессор. Это ясно свидетельствует о смене стратегии Apple. Первый iPad mini, выпущенный в 2012 году, базировался еще на технике из давнишних резервов. Строго говоря, это была ограниченная по функционалу версия устаревшего к тому моменту iPad 2. Совершенствуя новые модели, Кук старается, несмотря на жесточайшую конкуренцию со стороны других производителей, повысить цену на самую простую модификацию iPad mini с 329 до 389 долларов.
Таким образом, Кук стабилизирует маржинальность этой модели, которая, по данным Apple, была «ниже среднего». Старая версия девайса будет продаваться и далее по слегка сниженной цене – так же, как и iPad 2, который, к примеру, очень популярен в школах, которым не обязательно иметь новейшие технологии, но для которых при этом каждая копейка на счету.
За обновлением аппаратной части последует и обновление программного обеспечения, причем не только для мобильных устройств, но и для настольных и портативных компьютеров. Так, со вчерашнего вечера пользователи могут загружать новую операционную систему под кодовым названием Maverick, которая не только имеет новые функции, но и предлагается по более привлекательной цене, а точнее совершенно бесплатно.
Борьба с Microsoft
Именно такое смелое решение принял глава Apple Тим Кук, наблюдая за постоянно снижавшимися в последние годы ценами на обновления операционок. Система Snow Leopard стоила в 2009 году 29 долларов, нынешняя версия Mountain Lion, которую можно установить на пять компьютеров, обходилась пользователям всего в 19,99 доллара. Программное обеспечение никогда не было основной статьей дохода Apple, поэтому данное решение Кука не будет для концерна по-настоящему болезненным. Зато теперь системе гарантировано быстрое и широкое распространение среди пользователей, притом что в нее изначально интегрированы электронная книга и электронные карты Apple. А на продажах через интернет-магазин iTunes Кук сможет заработать гораздо больше, чем на апгрейде операционной системы.
Одновременно бесплатными стали приложения iWorks и iLive для всех компьютеров, а также iPhone и iPad, имеющие такие функции, как обработка текстов, таблиц и фотографий, а также программы для презентаций. «Это самый важный день для приложений в истории Apple», – мечтательно говорит старший вице-президент концерна Эдди Кью, отвечающий за интернет-распространение ПО и сервисов. Все программы, по его словам, были основательно обновлены, чтобы соответствовать более мощным процессорам новых гаджетов.
Для других это тоже может оказаться важным прорывом. Ян Доусон, аналитик фирмы Ovum, прокомментировал его так: «У Microsoft 96% оперативной прибыли приходится на операционные системы и программное обеспечение, увеличивающее производительность компьютера. А Apple постепенно приучает пользователей к тому, что они и то, и другое могут получить бесплатно».
Кроме Apple, также и Google предлагает теперь операционные системы Chrome для компьютеров и Android для планшетников бесплатно, а программа Google Docs является бесплатным сервисом в интернете. Эти программы постоянно обновляются, причем также бесплатно. Аналитик Джин Мюнстер из Piper Jaffray говорит по этому поводу: «Apple выставляет Microsoft жадинами, потому что те требуют деньги за обновление программ». Но и Microsoft делает первые шаги к бесплатному распространению своих продуктов. Так, апгрейд операционки Windows 8.1 теперь тоже ничего не стоит.
Прежде всего – лояльность клиентов
Аналитик Томас Хассон из Forrester указывает на стратегическую выгоду от падения ценовой планки: «Программное обеспечение, приложения и сервисы являются незаменимыми «ингредиентами», благодаря которым пользование продуктами Apple превращается в нечто единое целое. Но в центре внимания стоит задача законсервировать премиальные цены на ПО». Стабилизация валовой прибыли на чрезвычайно конкурентном рынке является для Кука высшим приоритетом. Лучше всего это удастся в случае, если все пользователи будут иметь новейшее ПО на всех своих приборах Apple, связь между которыми будет поддерживаться благодаря «облачному» сервису Apple. Результатом этого будет максимальная лояльность клиентов к производителю.
Именно это и нужно Куку в данный момент больше всего. Конкуренты из Android, работающие с Google, Samsung и Amazon, постепенно отнимают у Apple все более крупную долю рынка – правда, только в нижнем ценовом сегменте (до 400 долларов). Этот сегмент для Кука не представляет интереса, о чем свидетельствуют обе новые модели iPad. Но зато Apple приковывает к себе внимание клиентов из премиум-сегмента. Аналитик Хассон (Forrester) говорит: «Новые iPad выведены на рынок как раз вовремя. Они призваны укрепить лидерство Apple в премиум-сегменте».
Коллега Доусон (Ovum), в принципе, согласен с этой точкой зрения, но обращает внимание и на оборотную сторону медали: «Это самый четкий сигнал из всех возможных, что Apple интересует только премиум-сегмент, а в бюджетном он будет предлагать только продукцию на старых технологиях. Таким образом, огромная часть рынка остается «неокученной». Это подтверждает наше предположение, что общая доля Apple на рынке сократится». По данным Кука, с 2010 года в мире было продано в общей сложности 170 миллионов планшетных компьютеров. Так что концентрация на премиум-сегменте является, конечно, смелым шагом, но этого недостаточно для того, чтобы обеспечить своей операционной системе лидерство на рынке.
Это, очевидно, является важным фактором для снижения оптимизма по поводу Apple среди американских супер-богатеев. По данным Bloomberg, последний опрос «Tiger 21», проведенный среди крупнейших инвесторов Нью-Йорка, продемонстрировал, что фонд Berkshire Hathaway Уоррена Баффета впервые за два года больше не считает акции Apple фаворитом с точки зрения роста.
Оригинал публикации: Neue iPads: Apples Tablets ohne Experimente