– Четыре года тому назад вице-президент Джозеф Байден, выступая перед мировыми лидерами на ежегодной конференции по безопасности в Мюнхене, предложил курс на «перезагрузку» с Россией, что стало первым важным заявлением администрации Обамы по вопросам внешней политики. Но в момент, когда Байден прибывает в Германию на очередную конференцию по безопасности, Соединенные Штаты тихо и спокойно утверждают новую политику в отношении своего бывшего противника по холодной войне: политику холодной неприязни.
Активное взаимодействие в ходе перезагрузки обеспечило заметные достижения, включая договор СНВ-3 о сокращении ядерных вооружений и вступление России во Всемирную торговую организацию. Но отношения между двумя странами вот уже год с лишним ухудшаются, и администрация сейчас думает о периоде расстыковки в отношениях, о чем говорят официальные лица из правительства США и аналитики, как московские, так и вашингтонские.
Такое отступление, которое вполне может стать темой обсуждения во время встречи Байдена и российского министра иностранных дел Сергея Лаврова за рамками конференции, это ответ на многомесячные и постоянно усиливающиеся политические репрессии в России. Вашингтон демонстрирует такую реакцию Москве с тех пор, как Владимир Путин вернулся в мае на президентский пост и предпринял целый ряд действий, воспринятых США как антиамериканские.
Поскольку американские представители не хотят ухудшения отношений и по-прежнему надеются на сотрудничество, они отказываются публично рассказывать о своих планах. Но в администрации как данность принимают то, что отношения с Россией это далеко не первый приоритет Америки.
«У нас есть реальные разногласия, и мы их не скрываем», — заявил Тони Блинкен (Tony Blinken), работавший советником по национальной безопасности у Байдена, а сейчас переходящий в президентскую команду по вопросам национальной безопасности.
Выступая перед репортерами накануне поездки в Германию, Блинкен сказал: «У нас есть разногласия по вопросам прав человека и демократии. У нас есть разногласия в целом ряде областей, и средства массовой информации сообщают о них в последние дни и недели».
Такое отчуждение началось с того, что Соединенные Штаты вышли из состава «рабочей группы по вопросам гражданского общества», которая была создана в 2009 году наряду с 19 другими рабочими группами под эгидой зонтичной организации, известной под названием комиссия Медведева-Обамы, в рамках перезагрузки между Москвой и Вашингтоном.
Если этот шаг за пределами дипломатических кругов едва заметили, то вся стратегия в целом скоро станет намного очевиднее. Американские официальные лица говорят, что президент Обама откажется от приглашения посетить Москву этой весной, хотя о визите уже широко раструбили Лавров и российские СМИ. Вместо этого он дождется сентября, когда в российском Санкт-Петербурге пройдет конференция Группы 20, в которой примут участие крупнейшие экономики мира.
И хотя госсекретарь Джон Керри пока еще не определился с маршрутами своих первых зарубежных поездок, официальные лица говорят, что Россия в их число не войдет ни в коем случае.
Похоже, главная цель таких демонстраций состоит в подаче сигнала о том, что Соединенные Штаты рассматривают отношения с Россией как нечто второстепенное. И хотя безотлагательные вопросы по-прежнему решаются в деловой обстановке, Вашингтон намерен и дальше критиковать Россию за нарушения прав человека и прочие недостатки. А что до антиамериканизма, то при проведении нового курса к нему будут относиться с безразличием и пренебрежением.
Тем не менее, Блинкен заявил, что потенциал для урегулирования разногласий существует. А американские официальные лица явно делают ставку на то, что Путин хочет играть заметную роль на мировой сцене и в итоге решит пойти на сближение.
Но шансов на это мало. Путинский пресс-секретарь Дмитрий Песков предупредил, что такое отступление является увиливанием США от ответственности за сотрудничество с Россией в целях поддержания мировой стабильности. Он сказал, что Россия выступает за улучшение экономических отношений и за упрочение связей, однако Соединенные Штаты при этом не должны вмешиваться в ее внутренние дела.
«Мы много раз слышали слова Вашингтона о том, что внутренние дела в России неудовлетворительны, — заявил Песков. – К сожалению, эти голоса не могут быть приняты здесь во внимание, и мы не можем с ними согласиться. Мы подлинно демократическая страна, и мы сами о себе позаботимся».
За три неполных года, прошедших после подписания СНВ-3 и голосования России в СБ ООН в поддержку санкций против Ирана, произошло лишь одно важное изменение, говорят американские представители: Путин вернулся на пост президента.
Столкнувшись с мощным сопротивлением движения политической оппозиции, появившейся в рядах городского среднего класса в Москве, Путин после своей майской инаугурации принял необходимые меры по подавлению инакомыслия. Вашингтон посчитал, что многие из этих мер носят антиамериканский характер и подрывают права человека.
Среди них судебный процесс и обвинительный приговор, вынесенный участницам панк-группы Pussy Riot; решение прекратить длившееся больше 20 лет сотрудничество в рамках программ государственного здравоохранения и инициатив гражданского общества, реализуемых Агентством международного развития США USAID; отказ от партнерства в области ликвидации оружия массового уничтожения; утверждение законодательных инициатив по ужесточению требований к организациям в поддержку демократии и прочим некоммерческим объединениям.
Последней каплей стал подписанный Путиным в декабре месяце закон, который запрещает американским гражданам усыновлять детей из России. Кремль заявил, что это ответ на американский закон о карательных мерах против российских нарушителей прав человека. Высокопоставленные чиновники из администрации Обамы посчитали такой запрет не только несоразмерным, но и откровенно жестоким, поскольку сироты лишились возможности обрести семьи. Многих это решение ошеломило и стало поводом для горьких слез.
То, что российские власти поставили под перекрестный огонь политики детей, убедило американских руководителей в том, что они сталкиваются не с политическим театром, как им казалось во время предвыборной кампании Путина, а с усиливающейся раздражительностью власти, причина которой – внутренние проблемы России, и особенно страх Путина перед народными волнениями.
«Это ощущение недовольства тем, что Путин и компания без всякой на то необходимости усиливают напряженность в российско-американских отношениях», — заявил в телефонном интервью бывший советник по национальной безопасности Збигнев Бжезинский, ныне являющийся попечителем Центра стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies).
«Я бы не стал делать из этого вывод, что Россию надо как-то принижать или изображать в качестве несущественной страны, — сказал Бжезинский, — но она нужна нам далеко не во всем».
Даже самая важная роль России в мировой экономике – как крупного поставщика нефти и газа, особенно для американских союзников в Европе – существенно снизилась в связи с тем, что Соединенные Штаты превращаются в крупного производителя сланцевого газа, а Ирак снова становится ведущей нефтедобывающей страной.
В то же время, за пределами своих границ Россия бесспорно остается важным государством при решении целого ряда вопросов мировой политики. Это угрозы и новые возможности, возникающие в связи с климатическими изменениями в Арктике, а также политическая неопределенность в Северной Корее. Эти проблемы не дают США возможности идти на полный разрыв.
«Мы можем эффективно решать эти вопросы совместными усилиями или просто орать друг на друга, — говорит Джеймс Ф. Коллинз (James F. Collins), который при президенте Клинтоне с 1997 по 2001 год работал послом в России. – Любой, кто считает, что мы с ними расстанемся, и пусть они варятся в собственном соку, просто не понимает ситуацию. Нам придется заниматься с ними решением проблем».
Бывший помощник госсекретаря по евразийским делам Мэтью Брайза (Matthew Bryza) сказал, что лучше всего вести дела с Москвой бесстрастно.
«За мою карьеру каждый американский президент, приходя к власти, думал, что вот уж он-то наладит общение с Москвой и добьется в этом деле больших успехов. Но каждый президент по мере продвижения своего срока испытывал по этому поводу разочарование».
Он добавил: «Россия ведет себя как Россия. Россия жестко преследует свои собственные национальные интересы. Это реальная политика. Мы должны вывести из наших отношений элемент сентиментальности».
Свой материал для статьи предоставили Питер Бейкер (Peter Baker) и Николас Кулиш (Nicholas Kulish).
Оригинал публикации: Another Reset With Russia in Obama’s Second Term