Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД) оказался на прошлой неделе в центре событий. Госдепартамент США представил доклад о том, что Россия продолжает нарушать договор, а также опубликовал статью о возможных ответных военных мерах, вызвавшую в Москве беспокойство.
До недавнего времени договор РСМД долгие годы представлял интерес лишь для знатоков в области контроля над вооружениями. Договор был подписан Рональдом Регайном (Ronald Reagan) и Михаилом Горбачевым еще в 1987 году. США и СССР обязались не производить, не испытывать и не развёртывать баллистические и крылатые ракеты наземного базирования средней и малой дальности (от 500 до 5500 километров). Договор вступил в силу в июне 1988 года. Спустя три года обе страны уничтожили около 2600 ракет — таким образом, впервые за все время был полностью уничтожен целый вид ядерного оружия.
После распада Советского Союза в 1991 году Россия, Украина, Белоруссия и Казахстан взяли на себя обязательства по договору РСМД, подписанному СССР — в том числе и об отказе от испытания или производства ракет средней меньшей и дальности в будущем. В июле прошлого года Вашингтон обнаружил, что Россия нарушила свои обязательства по договору «не иметь в своем распоряжении, не производить и не проводить испытания в полете» в отношении крылатых ракет наземного базирования (КРНБ) промежуточной дальности. 5 июня Госдепартамент заявил, что Россия по-прежнему нарушает условия договора.
Новая российская КРНБ промежуточной дальности не имеет достаточного радиуса действия, чтобы представлять непосредственную угрозу для США — пожалуй, за исключением Аляски. Однако она может представлять непосредственную угрозу для ряда союзников США — в том числе и стран-членов НАТО в Европе, а также Японии и Южной Кореи — и другим странам, например, Китаю.
Российские власти утверждают, что правительство США не представило доказательств, подтверждающих эти обвинения, и заявляют, что нарушителем договора являются как раз США. По утверждению властей США, они предоставили России достаточное количество информации, указывающей на факт нарушения договора, однако особых подробностей широкой огласке не предавали. Осторожность Вашингтона в вопросе обнародования данных и предоставления России слишком большого количества информации, по всей видимости, связана с беспокойством об «источниках и методах» — в случае предоставления слишком большого количества информации могут быть рассекречены способы получения американским спецслужбами фактов нарушения договора и утрачены пути доступа к такой информации в будущем.
(Примечание 1: Я самостоятельно не могу оценивать обвинения США, однако надеюсь, что они небезосновательны. Отчасти это объясняется тем, что администрация Обамы не ставила перед собой цели специально найти факты нарушения условий договора. Если бы эти доказательства были неточными или вызывали сомнения, то администрация воздержалась бы от их использования при подготовке своего заключения).
Руководство США заявило, что, если Москва не устранит эту проблему и не начнет соблюдать условия договора РСМД, США примут меры для того, чтобы Россия не смогла добиться значительного военного преимущества за счет нарушения договора. В нестоящее время рассматривается ряд ответных мер, некоторые из которых будут согласовываться с условиями договора, а для осуществления других потребуются выход из договора. В числе таких мер предлагаются оборонительные мероприятия по отражению атаки российских КРНБ, а также средства для нанесения «контрсилового» удара, которые предположительно позволят наносить удар по крылатым ракетам еще до их запуска.
В статье, опубликованной 4 июня агентством Associated Press, отмечается, что одним из вариантов создания «контрсилового» потенциала может стать размещение в Европе американских ракет наземного базирования. В Москве это не осталось незамеченным. Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков заявил, что Москва «на эти сообщения обратила внимание». Член комитета Госдумы РФ по обороне генерал-полковник Виктор Заварзин заявил: «Если так случится, что американцы действительно разместят свои ядерные ракеты наземного базирования в Европе, то в этом случае нас ставят перед необходимостью ответных действий».
Нет ничего удивительного в том, что возможность развертывания в Европе американских ядерных ракет промежуточной дальности вызвала озабоченность Москвы. Советский Союз весьма отрицательно относился к тому, что в 1980-е годы США разместили в Европе свои КРНД и баллистические ракеты «Першинг II», и это стало основной причиной того, что Москве пришлось изменить свою позицию на переговорах и в итоге согласиться на подписание договора о запрете ракет средней и меньшей дальности. Даже сама мысль о том, что Пентагон может создать «Першинг III», вызывает в Министерстве обороны России раздражение — и, хотелось бы надеяться, напоминает Кремлю о том, почему он по достоинству оценил, прежде всего, договор РСМД.
Однако маловероятно, что в качестве ответной меры будет выбран этот вариант. Создать новую ракету средней и меньшей дальности будет очень недешево. И, что более важно, пока неясно, захотят ли европейские союзники, чтобы на их территории были размещены такие ракеты. И хотя 30 лет назад вопрос о размещении этих ракет все-таки был решен, далеко не факт, что они этого хотели. (Ракета СМД, размещенная на континентальной территории США, не сможет долететь до территории России (и даже если ее разметить на Аляске, то нанести удар по большинству из важных целей на территории России она не сможет).
Никаких ответных мер со стороны оборонного ведомства США не потребуется, если Россия вернется к соблюдению условия договора. К сожалению, в сегодняшней политической ситуации, сложившейся в отношениях между Вашингтоном и Москвой, трудно представить, каким образом это может произойти.
Более того, на протяжении последних восьми лет высшее руководство России — в том числе и президент Владимир Путин — ставили под сомнение необходимость продолжать соблюдать условия договора. Их беспокоило то, что другие страны, не связанные этим договором, производят ракеты СМД. Вне всякого сомнения, учитывая тот огромный арсенал стратегического и прочего ядерного оружия, которым располагает Москва, Кремлю трудно будет найти легитимные основания для создания собственных ядерных ракет средней и меньшей дальности. Но, судя по агрессивным действиям России в отношении Украины, Кремль смотрит на вещи совершенно иначе.
Оригинал публикации: Calling foul: The U.S. response to Russia’s violation of a nuclear arms treaty