Поскольку доктрина Путина направлена на провоцирование конфронтации с Соединенными Штатами, Обама был прав, отказавшись от перезагрузки с Россией в пользу стратегической паузы.
Отменив на прошлой неделе запланированную встречу с российским президентом Владимиром Путиным, президент США Барак Обама заявил на пресс-конференции в Белом доме: «Видимо, нам следует сделать паузу, заново проанализировать, в каком направлении движется Россия, каковы наши коренные интересы, и после этого выстроить наши отношения таким образом, чтобы мы делали полезное дело для Соединенных Штатов». Но в каком направлении движется Россия
Как я отмечал на страницах Foreign Affairs в марте месяце, Россия руководствуется доктриной Путина, нацеленной на возврат того экономического, геостратегического и политического наследия и ресурсов, которые были утрачены советским государством в ходе революции 1987-1991 годов. В этой доктрине также провозглашаются три важные национальные цели, унаследованные от Советского Союза российским режимом: сохранение позиций страны как ядерной сверхдержавы, как военного, политического и культурного гегемона на бывших советских территориях (за исключением прибалтийских государств) и как великой мировой державы.
Путинское толкование последней цели ставит Россию в положение противовеса Соединенным Штатам. Предоставление политического убежища разоблачителю АНБ Эдварду Сноудену — это очередное подтверждение такого курса. Кремль по-прежнему непреклонен в вопросе введения новых санкций против Ирана, и, несмотря на уговоры Обамы, он ужесточает свою позицию по Сирии. Свое решение по Сноудену Путин объяснил на государственном телевидении следующим образом: «Россия не как остальные страны. У нас самостоятельная внешняя политика».
Я писал, что поскольку доктрина Путина практически по определению способствует конфронтации с Соединенными Штатами, Америка должна отказаться от своей «перезагрузки» с Россией в пользу стратегической паузы. Поэтому Обама прав в своем желании сделать такую паузу и определить приоритеты во взаимоотношениях, а также ту цену, которую каждая из сторон готова заплатить ради достижения своих целей.
В последние месяцы Кремль с удвоенными усилиями взялся за реализацию путинской доктрины, о чем свидетельствует усиление авторитаризма внутри России и упрямство во внешней политике, особенно в вопросах глобальной безопасности. Россия продолжает ревностно отстаивать свой статус ядерной сверхдержавы, пытаясь противостоять мнимой угрозе со стороны европейской системы противоракетной обороны несмотря на то, что нескончаемый поток высокопоставленных американских эмиссаров, начиная с вице-президента Джо Байдена и кончая руководителями ведомств национальной безопасности, пытается успокоить Москву и снять ее озабоченность. В результате отсутствует прогресс в деле дальнейшего сокращения стратегических ядерных вооружений, что является одной из главных целей Обамы на посту президента и ключевым приоритетом всей его политики в отношении России, кульминацией которой стал заключенный в 2010 году договор СНВ-3. Это соглашение предусматривает сокращение количества развернутых единиц стратегических ядерных зарядов Америки и средств их доставки до уровня России. Но с его принятием Москву так и не удалось убедить согласиться на ПРО в Европе.
Путин также стремится к дальнейшей политической и экономической интеграции на значительной части постсоветского пространства, подтверждая свою преданность идее «Евразийского союза», в который как минимум должны войти Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан, и который, согласно его утверждениям, появится в 2015 году. Путин продвигает идею такого союза лично, часто и весьма агрессивно, и это вынудило бывшего госсекретаря Хиллари Клинтон выступить в декабре прошлого года с упреком в его адрес о том, что Москва добивается повторной «советизации» этого региона. Между тем, Москва не идет ни на какие уступки Грузии в вопросе ставших фактически ее протекторатами Абхазии и Южной Осетии, которые в качестве независимых государств признали только Россия, Никарагуа и Венесуэла.
Режим Путина также стремится усилить политический контроль государства над обществом, постоянно расширяя масштабы такой деятельности. Это показывает, что он отдает предпочтение стабильности на ближайшую перспективу, а не реформам институтов власти, которая нужна России для обеспечения долгосрочного экономического, политического и социального прогресса. В рамках общего наступления на гражданское общество продолжаются репрессии и маргинализация российской политической оппозиции, основу которой составляет городской средний класс, все чаще и все смелее выступающий с публичными протестами против режима. Самые популярные и харизматичные лидеры оппозиции, такие как Алексей Навальный и Сергей Удальцов, скорее всего окажутся за решеткой по абсурдным обвинениям. Первого обвинили в хищениях, а второго в организации «массовых беспорядков» в Москве в прошлом году. Навального в ходе инсценированного судебного процесса приговорили к пяти годам колонии, а Удальцов с февраля находится под домашним арестом в ожидании суда.
Внутренняя политика Кремля все больше и больше превращается в существенный раздражитель в двусторонних отношениях. В заявлении Белого дома по поводу отмены встречи Обамы с Путиным отмечается «отсутствие за прошедшие двенадцать месяцев прогресса в таких вопросах как противоракетная оборона и контроль вооружений, торговые и коммерческие отношения, глобальная безопасность, права человека и гражданское общество». Последний вопрос Белый дом в своих предыдущих заявлениях не поднимал никогда, что весьма примечательно. Внутренние репрессии, которые самым естественным образом дополняются злобной антиамериканской пропагандой, в ближайшее время вряд ли утихнут. Путин отдал предпочтение консолидации авторитарной власти в ущерб политической либерализации, что ослабляет шансы на устойчивый и непрерывный экономический рост, поскольку Россия очень сильно зависит от экспорта сырья и инвестиционного климата, который в стране ухудшается. Чтобы его улучшить, необходимо развивать демократическую подотчетность и прозрачность, включая соблюдение имущественных прав, ослабление телевизионной цензуры и подлинную независимость. Но ничего подобного Путин не делает.
Экономические, социальные и в конечном итоге политические последствия доктрины Путина будут, скорее всего, существенными и длительными. Темпы развития экономики замедляются шестой квартал подряд, и прогнозы по росту на текущий год пересмотрены в сторону снижения до 2,4%, что очень далеко от 7-8%, которые страна демонстрировала в первые два срока Путина. Это меньше половины того пятипроцентного роста, который обещал обеспечить Путин после переизбрания в прошлом году. На следующий год запланированы серьезные бюджетные сокращения, начиная со здравоохранения и образования. Пенсии, которые и без того одни из самых низких в Европе, видимо останутся без изменений.
Затягивание поясов наверняка приведет к усилению беспокойства и ослабит лояльность сторонников режима, поскольку они зависят от системы покровительства и подачек, раздавать которые щедро и изобильно Путин уже не может. По данным опросов, сторонники Путина уже начинают раздражаться из-за нищенских пенсий, роста цен на продукты питания и тарифов ЖКХ, нехватки жилья, ухудшения качества образования и здравоохранения, а также повседневных оскорблений и унижений от коррупции. Логика авторитаризма требует ужесточения репрессий в ответ на такое недовольство, а также демонстрирует необходимость искать внешнего врага. И на эту роль неизменно ставят Соединенные Штаты.
Та динамика конфронтации, которую привела в действие доктрина Путина (ее последней и самой заметной жертвой стала отмена саммита Путина-Обамы), может продлить стратегическую паузу. Вывод американских войск из Афганистана (а Путин буквально умолял Вашингтон не делать этого) еще больше уменьшит геостратегическую потребность России и США друг в друге. В то же время, пауза вряд ли распространится на все ступени дипломатии, и вопросы ядерного нераспространения и борьбы с терроризмом будут по-прежнему находиться в центре внимания официальных лиц среднего уровня в обеих странах. Второй вопрос вызывает особую обеспокоенность у Москвы и Вашингтона, учитывая то, что сочинская Олимпиада будет проходить в трех часах езды от районов боевой деятельности исламистов.
Но в конечном итоге пауза продлится ровно столько, сколько Кремль в своей внутренней и внешней политике будет руководствоваться доктриной Путина. Если не случится экономический кризис или общенациональный конфуз типа провала Олимпийских игр, путинская уверенность в нынешнем курсе останется непоколебимой. Высокомерие, являющееся болезнью всех долгое время находящихся у власти диктаторов, все больше влияет на процесс принятия решений. Новая американская администрация, которая придет к власти в 2016 году, вряд ли что-то изменит. Единственный временной рубеж для прекращения паузы это 2018 год, когда Путин, которому в то время будет 66 лет, начнет готовиться к борьбе за четвертый президентский срок, игнорируя тот факт, что сегодня 55% населения России не желает видеть его на посту главы государства. В Москве, где обычно решаются судьбы России, против четвертого срока Путина выступает 61%. К тому времени срок его пребывания у власти составит 18 лет, то есть, столько же, сколько правил Брежнев. Из-за роста недовольства, которое может объединить протестующих с политическими и с экономическими требованиями, Путину наверняка придется заниматься подтасовками на выборах, чтобы догнать Сталина по длительности пребывания у власти, составляющей у этого диктатора 24 года. То, что произойдет после этого, может положить конец доктрине Путина как кремлевскому руководству к действию. Вместе с этим придет конец и паузе, после чего, к худу ли, к добру ли, наступит новая эпоха в двусторонних отношениях.
Леон Арон — руководитель российских исследований в Институте американского предпринимательства (American Enterprise Institute). Его последняя книга носит название «Roads to the Temple: Truth, Memory, Ideas, and Ideals in the Making of the Russian Revolution, 1987–1991» (Дороги к храму. Правда, память, идеи и идеалы в процессе русской революции, 1987-1991 гг.).
Оригинал публикации: The Russian Pause