Усиленное внимание к разоблачениям по поводу того, что Агентство национальной безопасности (АНБ) осуществляет слежку за иностранными лидерами и шпионит за союзниками — даже дружественно настроенными — не является чем-то новым в международной политике. В середине 16-го века благочестивый испанский король Филипп II и Папа следили друг за другом в период подготовки испанской Армады к походу к берегам Британии. Причина? Папа считал, что королю недостает решительности, тогда как король был убежден в том, что Папа не хочет брать на себя ответственность.
Спустя несколько веков, в начале 1917 года, правительство Британии хотело, чтобы занимавшие в тот момент нейтральную позицию Соединенные Штаты вступили в первую мировую войну на ее стороне. По мнению Кита Джеффери (Keith Gefferey), официального историка лондонской контрразведывательной службы МИ6, британцы использовали «полный набор» открытых и тайных методов для сбора разведывательной информации и проведения операций с целью оказания необходимого давления. Так, например, благодаря секретному наблюдению за американским трансатлантическим кабелем связи МИ6 удалось узнать о попытке Германии склонить на свою сторону Мексику, которой был обещан кусок территории Соединенных Штатов. Не называя источника, МИ6 сообщила эту тревожную новость американскому президенту Вудро Вильсону и таким образом подтолкнула Соединенные Штаты к объявлению войны.
Перехват сигналов не был единственным источником разведывательной информации относительно желательного союзника: сэр Вильям Вайзман (William Wiseman), оперативный сотрудник британской разведки, заручившись доверием Вильсона и его ближайшего советника полковника Эдуарда Хауса (Edward House), проник в Белый дом. Помимо участия в тайных операциях на территории Соединенных Штатов, Вайзман занимался сбором информации о настроениях в Вашингтоне относительно хода войны, предпочтениях администрации в связи с решением некоторых территориальных вопросов в послевоенный период, а также стратегии США на Парижской мирной конференции.
Соединенные Штаты не остались в долгу и собирали информацию о позиции дружественно настроенных государств во время переговоров о мирном урегулировании. Хотя публично Вильсон заявлял о своей приверженности методам открытой дипломатии, его самые близкие советники наняли на работу криптографа Герберга Ярдли (Herbert Yardley), возглавившего подразделение, занимавшееся перехватом и расшифровкой данных относительно деятельности других делегаций. Ярдли предоставлял такого же рода услуги в ходе Вашингтонской конференции по морским вооружениям, в ходе которой, благодаря его личным усилиям, Соединенные Штаты смогли добиться значительных ограничений присутствия иностранных военно-морских сил в акватории Тихого океана. Шокированный деятельностью Ярдли, госсекретарь Соединенных Штатов Генри Стимсон закрыл в 1929 году свою «Черную комнату», заявив о том, что «джентльмены не читают почту друг друга». Однако вскоре он изменил свою позицию и после Второй мировой войны активно выступал за создание ее преемника — Агентства национальной безопасности.
Друзья не только подслушивают телефонные разговоры друзей и читают письма друг друга. Один случай получил особую известность: правительство Израиля купило важные разведывательные данные у американского аналитика Джонатана Полларда (Jonathan Pollard), который в 1987 году был приговорен к пожизненному заключению за шпионаж. Несмотря на призывы о его освобождении со стороны первых лиц в Тель-Авиве, Поллард продолжает отбывать свой срок в тюрьме штата Северная Каролина. В 2003 году Соединенные Штаты были уличены в осуществлении шпионской деятельности в Италии, поскольку Вашингтон пытался тогда добиться выезда из страны одного террориста. Итальянцев это не особенно обрадовало, и в 2009 году глава американской резидентуры и 22 ее сотрудника были осуждены. Для сбора улик на американских оперативников правоохранительные органы Италии подслушивали сотовые телефоны сотрудников дружественной разведки.
Тот факт, что все этим занимаются, конечно же, не является оправданием того, чтобы разведывательные службы выходили из-под контроля, как, по мнению людей посвященных, это произошло в случае со шпионской деятельностью Полларда. Израильское правительство завербовало Полларда и платило ему за сбор информации об арабских вооруженных силах, но оно, по-видимому, также получало от него данные об источниках и методах работы американских спецслужб. Подобное нарушение границ вряд ли было в интересах Израиля, если учитывать те риски, которым подвергались его отношения с Соединенными Штатами в более широком контексте.
Вместе с тем существует немало веских причин для того, чтобы союзники шпионили друг за другом — для охраны интересов, игнорируемых одним из союзников, для выявления случаев ведения двойной игры и предательства, для защиты от уязвимостей союзников, для предотвращения неожиданных ситуаций, связанных с несовпадением интересов, а также для принятия мер в случае ошибки, совершенной «хорошим» другом. Роль Вайзмана накануне вступления Соединенных Штатов в первую мировую войну, которая была повторена Уильямом Стивенсоном (William Stephenson) перед Второй мировой войной, может быть отнесена как раз к последней категории. Хотя американские интересы в двух этих случаях совпадали с интересами Британии, уверенности относительно вступления Соединенных Штатов в войну не было. Задача Лондона состояла в том, чтобы понять американские взгляды и подтолкнуть Вашингтон в нужном направлении.
Одна из этих имеющих право на существование категорий имеет отношение к игнорированию интересов союзников. Например, американские солдаты иногда начинают войну против государств, вооруженных самым современным оружием, проданным им третьей стороной, в том числе союзниками. Для понимания того, как защититься от подобных видов вооружений, может потребоваться информация о том, как они работают. Хотя правительствам не совсем к лицу заниматься сбором конфиденциальной информации у зарубежных фирм для достижения конкурентного преимущества, делать то же самое для защиты жизни солдат и победы в войне может оказаться необходимым, если союзное правительство само не предоставит необходимых данных или не сможет заставить сделать это свою промышленность. Союзники отказываются передавать друг другу подобного рода разведывательную информацию — они в политическом отношении настроены дружественно, хотя и продолжают оставаться экономическими конкурентами; в результате их контрразведывательные службы часто находятся в состоянии войны друг с другом.
Защита от возможного предательства — намеренного или случайного — также не вызывает никаких возражений. Никто из партнеров Соединенных Штатов во время Второй мировой войны не доверял полностью другим союзникам, особенно после того как в Америке было разработано атомное оружие. Даже в контексте британско-американских особых отношений, активно укреплявшихся после второй мировой войны, правительства обоих государств внимательно следили друг за другом, и оснований для этого было предостаточно. Американский проект «Венона» (Venona), включавший в себя расшифровку советских сообщений во время войны, показал, что важные секретные документы направлялись в Москву из британского посольства в Вашингтоне. Прежде чем правительство смогло принять соответствующие меры, двойные агенты Дональд Маклин и Гай Берджесс успели скрыться в Советском Союзе. В результате Вашингтон пришел к выводу о том, что его союзник не смог раскрыть советских кротов, деятельность которых подрывала безопасность Соединенных Штатов. Похожие проблемы возникли в Америке в 1970-х годах, когда их партнер по НАТО Западная Германия обнаружила, что разведывательная служба ГДР внедрила коммунистического шпиона Гюнтера Гийома (Guenter Guillaume) в близкое окружение западногерманского канцлера Вилли Брандта. Когда это проникновение было обнаружено, Брандт подал в отставку, однако ущерб был нанесен всем странам НАТО. Среди секретов, которые Гийом, судя по всему, передал своему правительству, были также письма Брандту американского президента Ричарда Никсона, в которых речь шла о ядерной стратегии НАТО.
Временами именно процесс принятия решений союзником является проблемой. Все прекрасно понимают, что плохая работа американской разведки, связанная с поисками оружия массового уничтожения накануне войны в Ираке, поставила под сомнения процесс принятия решений в Вашингтоне. Не удивительно, что союзники Соединенных Штатов, столкнувшись с «войной, которую можно было избежать» (war of choice) и сомнительной американской информацией, были вынуждены следить за Соединенными Штатами, пытаясь определить, во что же верят сами американские политики, ответственные за принятие решений. Именно так они и поступили, хотя результаты оказались неоднозначными. В ставшим известным меморандуме британского правительства, глава спецслужбы МИ6 сообщал о том, что «(Джордж) Буш хотел устранить Саддама Хусейна с помощью военной операции, оправданной за счет соединения терроризма и оружия массового уничтожения. Однако разведывательные данные и факты, связанные с этой политикой, были подтасованы». Те союзники, которые не смогли предугадать американский ход мышления, заплатили свою цену.
В международной политике дружба является неуместным понятием. Отношения между государствами не могут — или, по крайней мере, не должны — сопровождаться полным доверием. Государства существуют для того, чтобы обеспечивать безопасность своих народов, и даже союзники могут поставить друг друга в рискованное положение. В мире, переполненном сложными интересами, страны сотрудничают, где могут, но они также занимаются сбором информации там, где они должны это делать, оценивая существующие риски для альянсов, международных институтов и стратегий. Хотя существуют причины, объясняющие возможную необходимость для Соединенных Штатов шпионить за Германией и другими европейскими государствами, есть также достаточно оснований для того, чтобы политические лидеры обеспечивали проведение подобных операций с большой осторожностью и только в том случае, если обычные дипломатические или разведывательные каналы связи оказываются недостаточными. В свою очередь правительства союзных государств, которым хорошо известна история своих собственных спецслужб, должны сдержанно реагировать на разоблачения, а не использовать излишне эмоциональную риторику. В конечном счете американская разведка не допустила превращения холодной войны в горячую и способствовала воссоединению Германии. Америка потратила немало средств и многим рисковала ради Европы, и это свидетельствует не только о том, что обе стороны являются хорошими союзниками, но и о том, что Соединенным Штатам совершенно необходимо знать о мыслях немецкого канцлера для того, чтобы оставаться хорошим другом.
Оригинал публикации: I Spy…