На фоне жестоких репрессий, к которым прибегли на Украине и в Сирии поддерживаемые правительством российского президента Владимира Путина режимы, могло возникнуть впечатление, что отношения между Вашингтоном и Москвой стремительно скатываются к уровню враждебности времен холодной войны. Однако как человек, занимавший в 1970-х и 1980-х годах ряд дипломатических постов в Западной Германии и в Советском Союзе, я могу заверить читателей, что нынешние трения несравнимы с былой опасной напряженностью.
Фундаментальные изменения к лучшему, которые принесли миру падение Берлинской стены и последовавший за ним распад СССР, никуда не делись. Сложившиеся сейчас отношения с Россией дают Соединенным Штатам возможность избавиться от рудиментов мышления холодной войны в ядерной сфере. Для нас это не только шанс, но и вызов.
На первый взгляд, такую возможность, кажется, трудно увидеть. Для тех из нас, кто старался улучшить отношения между Соединенными Штатами и Россией, сейчас наступили неприятные времена. Однако хотя в некоторых аспектах американо-российских отношениях враждебность, несомненно, присутствует, существуют мощные силы, которые мешают нашим странам стать врагами. Сейчас россияне имеют свободный доступ к независимым источникам информации и могут знакомиться с самыми разными мнениями. Многие из них часто бывают за рубежом. Сколько бы в зимней Олимпиаде в Сочи ни было от потемкинской деревни, в целом России удалось обеспечить безопасную и красивую площадку для крупного международного зрелищного мероприятия.
На каждый разочаровывающий пример столкновения между Москвой и Вашингтоном можно найти пример на удивление плотного сотрудничества. Это и северный путь снабжения американских сил в Афганистане, проходящий через территорию России, и солидарность, которая сохраняется между шестью державами в ходе ядерных переговоров с Ираном, и электричество для американских домов и предприятий, получаемое благодаря переработке российского ядерного оружия на реакторное топливо, и доставка на Международную космическую станцию американских космонавтов и грузов российскими ракетами.
В Вашингтоне сейчас заметны новые свидетельства тектонических сдвигов в отношениях между США и Россией. Разведывательное сообщество в своем докладе «Общемировая оценка угроз-2014» (Worldwide Threat Assessment) привело целый ряд опасных факторов – от киберугроз до «массовых зверств» и природных катастроф. Однако оно ни разу не упомянуло российский ядерный арсенал. Директор Национальной разведки Джеймс Клеппер ничего не сказал о нем ни на одном из трех слушаний в Конгрессе, посвященных докладу. Более того, на этих слушаниях сами члены Конгресса тоже ничего не спрашивали у Клеппера о российских стратегических силах. Аналогичным образом воспринимает ситуацию и американский народ: по данным последнего опроса Института Гэллапа, лишь 9% американцев до сих пор считают Россию главной угрозой Америке.
К сожалению, один аспект холодной войны упорно продолжает сохраняться. И в США, и в России стратегические силы до сих пор организованы с расчетом на противодействие превентивному обезоруживающему ядерному удару противоположной стороны. Сейчас американский ядерный арсенал включает в себя почти 2 тысячи стратегических боеголовок, значительная часть которых находится на постоянном дежурстве и может быть запущена в течение нескольких минут. В свою очередь Москва по-прежнему ведет себя так, как будто считает опасность первого удара со стороны Соединенных Штатов реальной. Так как самое мощное оружие России — тяжелые межконтинентальные баллистические ракеты Р-36М, оснащенные десятью боеголовками каждая, — устаревает и скоро должно быть списано, Москва планирует разработать на замену ему нечто столь же разрушительное и принять эти новые ракеты на вооружение.
Хотя президент Обама утверждал, что Соединенные Штаты, когда достигнут установленных договором о СНВ пределов, могут спокойно сократить свои стратегические силы еще на треть, общее число американских стратегических ракет сейчас снижается очень медленно и по-прежнему заметно превышает установленную три года назад верхнюю границу. Фактически, Соединенные Штаты увеличили свой отрыв от быстрее сокращающихся российских стратегических сил почти на 300 ядерных боеголовок. Причем каждая из этих бомб намного мощнее той, что взорвалась в Хиросиме. Даже десятка из них вполне хватило бы, чтобы устроить беспримерную гуманитарную катастрофу.
Более того, планы на будущее предусматривают сохранение и модернизацию всех трех ветвей нашей ядерной триады. Предполагаемая стоимость этого десятилетнего проекта составляет около 355 миллиардов долларов. Таким образом, вместо того, чтобы выделять ресурсы на те силы, которые предназначены для противодействия главным — по версии нашей собственной разведки — угрозам, мы будем тратить их на противостояние угрозе, даже не упомянутой в ежегодном докладе.
Американская разведка делает свою работу, объективно оценивая наиболее серьезные угрозы нашей стране. Сделать из предоставленных ей данных необходимые выводы о необходимости перемен в структуре ядерных сил США — это уже задача политических лидеров. Слова президента Обамы задают правильный курс, но соответствующих действий он не предпринимает. Нашей законодательной и исполнительной власти давно пора привести ядерный арсенал и ядерную доктрину США в соответствие с угрозами. Это означает спешное сокращение ядерных сил и снижение уровня готовности.
Нам пора прекратить сомнамбулические блуждания среди ядерных кошмаров холодной войны. Мы больше не можем медлить и терять время.
Грег Тилман — старший научный сотрудник Ассоциации по контролю над вооружениями, бывший сотрудник дипломатической службы США, бывший глава Отдела по стратегическим и военным вопросам и проблемам распространения ядерного оружия Бюро разведки Госдепартамента США.
Оригинал публикации: The Limits of Hostility: Today’s U.S.-Russian Relationship