Решение администрации Обамы принять новый план противоракетной обороны (ПРО) в ответ на угрозу, которую представляют собой ракетный комплекс и ядерная программа Северной Кореи, дает президенту Владимиру Путину возможность уладить продолжительные, изнуряющие и бесполезные споры с США и его союзниками вокруг вопроса противоракетной обороны.
В пятницу, 15 марта, администрация Обамы объявила о том, что она намеревается разместить на Аляске дополнительные 14 ракет-перехватчиков, чтобы иметь возможность противостоять Северной Корее, которая недавно продемонстрировала способность запускать межконтинентальные ракеты и отказалась прекратить испытания ядерного оружия. Администрация также приняла решение отменить программу по разработке и размещению новейших перехватчиков в Восточной Европе в следующем десятилетии, что должно было стать четвертой фазой так называемого поэтапного адаптированного подхода к ЕвроПРО, о котором было объявлено в 2009 году.
Американские чиновники объяснили свое решение растущей угрозой со стороны Северной Кореи, а также совокупностью технологических сложностей и сокращений бюджета на реализацию четвертой фазы программы. По их словам, средства, сэкономленные на четвертой фазе, в рамках которой предполагалось разместить в Европе новые усовершенствованные перехватчики на основе стандарта SM-3, имеющиеся в настоящее время на некоторых американских военных кораблях, будут потрачены на расширение пусковой площадки на Аляске, которое обойдется США в 1 миллиард долларов.
Первоначально Обама намеревался разработать и разместить перехватчики SM-3 IIB в Польше и, возможно, Румынии примерно к 2020 году. Однако попытки научно-исследовательских и конструкторских организаций по разработке и созданию ракеты, способной перехватывать иранские ракеты на фазе запуска – до их выхода во внешнее пространство и активизации боеголовок – столкнулись с серьезными проблемами, поэтому сроки размещения постоянно откладывались. В 2011 году Научный комитет Министерства обороны — совет гражданских экспертов, консультирующих Пентагон – заявил, что достижение способности перехватывать иранские ракеты на ранних этапах их запуска при помощи перехватчиков, базирующихся в Европе, требует «геркулесова труда и в реальности не представляется достижимым, даже с учетом самых оптимистичных предположений в отношении развертывания, возможностей сенсоров и противоракетных технологий».
Согласно новому плану США, размещение в Европе систем противоракетной обороны, которые, по мнению российских аналитиков, представляли собой угрозу ядерному сдерживающему потенциалу России, отменено. Даже американские эксперты признавали, что с их пусковых площадок в Европе ракеты SM-3 IIB, если они сработают так, как должны, могут перехватывать межконтинентальные ядерные баллистические ракеты России, которые размещены в центральной и восточной частях страны.
Администрация Обамы настаивала на том, что решение о развертывании системы ЕвроПРО не имело к России никакого отношения. Представитель Пентагона Джордж Литтл сказал: «Решения в сфере противоракетной обороны, озвученные министром [обороны Чаком] Хейгелом (Chuck Hagel), не имеют к России никакого отношения». Другой анонимный источник отметил в беседе с прессой следующее: «Администрация твердо намерена развернуть систему противоракетной обороны в Европе, которая ни коим образом не направлена против России, а направлена против Ирана… Однако если мы получим побочное преимущество в отношениях с Россией, так тому и быть. Но это не является главным мотивом».
Тем не менее, изменение планов США предоставляет России отличную возможность положить конец ее спорам с США и европейскими союзниками Вашингтона в вопросах противоракетной обороны. Как только стало известно о планах США по размещению противоракетного комплекса вблизи российских европейских границ, Москва развязала длительную партизанскую войну с целью предотвратить или отсрочить развертывание.
Высокопоставленные российские правительственные и военные чиновники, а также политические аналитики выступали с жалобами относительно планируемого развертывания американских систем ЕвроПРО в государствах бывшего советского блока. К примеру, они утверждали, что одной из целей, а, возможно, даже единственной целью размещения систем ЕвроПРО вблизи российских границ является перехват стратегических ракет, запущенных из России. Они также выдвинули предположение, что системы ПРО НАТО могут быть использованы для того, чтобы сбивать российские спутники. Более того, российские чиновники высказывали опасения, что США могут быстро разместить дополнительные системы ПРО, затруднив таким образом возможное продвижение российских наступательных сил. А некоторые российские аналитики утверждали, что США смогут быстро заменить перехватчиков оборонной системы на наступательные баллистические ракеты, способные атаковать близлежащие цели в России, не давая последней времени на подготовку к обороне.
Российские чиновники неоднократно угрожали принять решительные меры в ответ на такую угрозу со стороны США, в случае если Вашингтон откажется подписать юридически обязывающее соглашение и дать России гарантии в том, что системы ЕвроПРО не угрожают ее стратегическому сдерживающему потенциалу. Российские дипломаты также требовали ввести ограничения на число, месторасположение, мощность и другие характеристики системы ЕвроПРО, которые должны были установить эксперты в ходе прямых переговоров.
Представители администрации Обамы отказались подписывать какие-либо соглашения, ограничивающие гибкость США в принятии ответных мер в отношении растущей угрозы. Они также признают, и Россия это понимает, что администрация не сможет получить согласие Конгресса на подписание подобного соглашения, которое напрямую ограничит способность США защищать своих граждан и их союзников от ракетных ударов иностранных государств.
В прошлом США и Россия пытались преодолеть свои разногласия путем создания общей структуры ПРО – по крайней мере, в Европе – однако сделать это в ближайшее время невозможно. Это предложение встретит на своем пути множество препятствий. В случае многонациональных систем ПРО неизбежно возникают трудности в области управления и командования, что связано с необходимостью быстрого перехвата. Разного рода барьеры препятствуют передаче секретных противоракетных технологий и данных о ракетной угрозе российским компаниям и вооруженным силам. Различия в технических стандартах и технологических инструкциях между российскими и американскими системами ПРО лишь усугубляют эту проблему. В прошлом, когда эти и другие препятствия выливались в сорванные переговоры, в отсутствии согласия стороны были склонны винить вероломство и дурные мотивы друг друга, только углубляя этим взаимное недоверие в стратегических вопросах.
Тем не менее, системы, которые США способны создать в ближайшие десятилетия – будь то в Европе или где-то еще – не смогут изменить отношения взаимного сдерживания, существующие в настоящее время между Россией и США. Огромные размеры и сложность российских наступательных ядерных сил сделают любую попытку нейтрализовать ядерные средства устрашения Москвы невозможной.
Возможно, положительный момент возвращения Путина на президентский пост заключается в том, что он является единственным человеком, способным положить конец спорам вокруг ПРО ради установления более тесных российско-американских отношений в сферах общих интересов. Путин уже сделал этот выбор в 2001 году, когда он отказался поднимать шум вокруг решения администрации Буша о выходе из Договора по противоракетной обороне, чтобы не ставить под угрозу партнерство России и США в области борьбы с терроризмом.
Путин – чрезвычайно прагматичный политик, доказавший, что он может идти на компромиссы с США и другими странами ради собственных интересов России. И сейчас как раз тот момент, когда ему снова придется проявить эту черту своего характера.
Ричард Вайц (Richard Weitz) — старший научный сотрудник Института Хадсона (Hudson Institute) и старший редактор World Politics. Его еженедельная колонка в WPR выходит каждый вторник.
Оригинал публикации: Global Insights: Russia’s Putin Should Seize U.S. Shift on BMD