В период холодной войны статус Китая был, судя по всему, уникальным. Он был единственной из ведущих стран, за влияние на которую боролись сверхдержавы. Изначально Китайская Народная Республика определенно принадлежала к советскому лагерю, но затем поссорилась с Москвой. В 1960-х годах отношения с русскими продолжили ухудшаться, и Китай начал сближаться с Соединенными Штатами. Однако в 1980-е годы он опять пересмотрел свою позицию и принялся налаживать связи с Советским Союзом.
Положение джокера в этом стратегическом «треугольнике» обеспечивало Китаю множество преимуществ. Как писали Эндрю Нэйтан (Andrew Nathan) и Эндрю Скобелл (Andrew Scobell), неопределенность позиции «позволяла этой стране — бедной, находящейся в изоляции и неспособной использовать военную силу за пределами собственных границ — стать третьим по значению стратегическим игроком в мире и играть большую роль, чем Англия, Франция, Германия, Индия, Япония или любая другая страна, за исключением двух сверхдержав». Ирония ситуации, сложившейся в советско-американско-китайском стратегическом треугольнике, по мнению тех же авторов, заключается в том, что «самая слабая из трех стран пожинала максимум преимуществ триполярной дипломатии, так как именно она служила призом в трехсторонней игре».
Сейчас, когда Китай усиливается, и у него нарастают трения с США, возникает новый стратегический треугольник между Пекином, Вашингтоном и Москвой. Однако при сходстве многих факторов между ним и его предшественником из эпохи холодной войны есть одно важное различие: Китай и Россия поменялись в нем ролями. То есть сейчас Россия стала для Китая и США ключевым объектом конкуренции и будет оставаться им впредь. Если Москва проявит определенное стратегическое чутье, она сможет воспользоваться таким положением дел для своего блага в самых разных аспектах.
Позиция России крайне важна для китайско-американских отношений по многим (хотя и не по всем) из тех же самых причин, по которым Китай был таким важным элементом советско-американского соперничества. Во-первых, Россия – огромная страна, которая не может не играть ключевой роли в региональной и глобальной политике. Хотя в ближайшие десятилетия ее население, скорее всего, будет сокращаться, оно все равно будет намного больше, чем в большинстве других государств. Более того, хотя структурные экономические проблемы продолжат подрывать национальную мощь России, Москва почти наверняка по-прежнему будет намного сильнее, чем был Китай в течение большей части холодной войны.
Можно сказать, что главная причина, по которой сейчас важна Россия, а во времена холодной войны был важен Китай, – это география. У Китая и России – протяженная сухопутная граница. Для Китая это может стать, как серьезным уязвимым местом, так и значимым преимуществом. Если США сумеют перетянуть Россию на свою сторону — или если китайско-российские отношения испортятся независимо от Вашингтона, как это произошло в период холодной войны,— это явно свяжет руки Пекину в западной части Тихого океана.
Исторически Китай – континентальная держава, потому что именно с континента обычно исходили основные угрозы его безопасности. Ключевым фактором, позволявшим Китаю в последние десятилетия вплотную заниматься модернизацией флота, была его способность обеспечивать спокойствие своих сухопутных границ. Сможет ли Пекин и в будущем продолжать фокусироваться на военно-морских силах, во многом зависит от того, нужно ли ему будет концентрировать свои военные ресурсы на границах с такими странами, как Россия, Индия и Северная Корея, и от ситуации в западных автономных регионах. Таким образом, союз с Россией, бесспорно, помог бы США сдерживать экспансию Китая в западной части Тихого океана и в других местах.
Аналогично, при тесных связях с Россией Китай сможет и дальше направлять свои военные ресурсы вовне. Вдобавок, тесное сотрудничество между Китаем и Россией значительно снизит уязвимость Китая для вооруженных сил Америки и ее союзников. В американских оборонных кругах сейчас обсуждается возможность блокады Китая в случае полного краха отношений. Подобная стратегия подразумевает попытки использовать зависимость Китая от морской внешней торговли, обеспечивающей его, в частности, энергетическими ресурсами. Однако для успеха этого плана необходимо, чтобы Россия была готова сотрудничать. Если Москва будет находиться в союзе с Китаем, она сможет заметно облегчить положение Пекина в случае блокады, воспользовавшись своими богатыми энергетическими ресурсами, а также своим влиянием на страны Средней Азии. Более того, в дальнейшем, когда таяние ледяных шапок и Арктики откроет еще один торговый путь, позиция России станет еще более важным фактором для осуществимости этой стратегии.
Скорее всего, Китай осознает значение России. Как неоднократно отмечали в своих статьях многие авторы The Diplomat, включая меня, Пекин активно заигрывает с Москвой, несмотря на то, что его отношения со многими другими соседями сейчас портятся. В этом году президенты Си и Путин встречались не меньше пяти раз. Большая часть двустороннего сотрудничества, которое они развивают, связана со стратегическими отраслями – такими, как энергетика и военные технологии. Причем некоторые предпринятые ими шаги нацелены на создание прочных и долгосрочных отношений.
США, напротив, не дают оснований считать, что они полностью понимают важность России для «Азиатского разворота». Конечно, придя к власти, администрация Обамы пообещала «перезагрузить» отношения с Россией. Однако, судя по всему, она в основном хотела добиться от России более активного сотрудничества по таким вопросам, как контроль над вооружениями, иранская ядерная программа и Афганистан. При этом, когда речь идет о развороте США к Азии, Москва практически не упоминается.
Кроме того, за последние пару лет – и особенно за последние шесть месяцев — отношения между США и Россией сильно ухудшились. Нужно, впрочем, заметить, что Россия, со своей стороны, много для этого сделала. К тому же, многие из портящих отношения факторов в данном случае выглядят в долгосрочной перспективе незначительными. Соответственно, в ближайшие годы восстановить связи будет не так уж сложно. Более того, в этом отношении у Вашингтона есть безусловное преимущество перед Пекином – Китай и Россия, будучи крупными соседствующими странами, естественным образом склонны опасаться друг друга.
Однако, чтобы воспользоваться этим естественным преимуществом США необходимо четко определить приоритеты в отношениях с Россией. США не смогут завязать с Россией прочные связи в Тихоокеанском регионе, если продолжат при каждом удобном случае публично упрекать Россию за проблемы с правами человека. Это не означает, что Америка не должна пытаться улучшить положение дел в этой области. Но есть способы добиваться этого, не жертвуя отношениями, и в их число явно не входит назначение послом в России демократического активиста и принятие специальных законов против конкретных российских чиновников из-за инцидентов, нарушающих права человека. Подобные жесты носят сугубо символический характер, не улучшают ситуацию с правами человека в России и не продвигают стратегические интересы США в Азии.
США также должны считать приоритетным направлением для отношений с Россией именно Тихоокеанский регион. Это означает следующее. Во-первых, Вашингтону следует, насколько это возможно, стараться, чтобы споры в других частях мира не сказывались на отношениях с Москвой в данном регионе. Разумеется, это не всегда будет получаться. А значит, в какой-то момент США придется решать, достаточно ли важны проблемы в других регионах, чтобы разрывать из-за них связи с Россией.
И в век Азии ответ на этот вопрос почти всегда должен быть отрицательным.
Оригинал публикации: Russia as a U.S.-China Battleground State