Россия учится жить в новой суровой атмосфере введенных по инициативе США экономических санкций и политической конфронтации с Америкой. Прошло пять с лишним месяцев после смены режима в Киеве, породившей новую эпоху во внешней политике и в международных отношениях Москвы, и вот начали появляться приблизительные контуры новой стратегии безопасности России. Ей предстоит долгий путь, и она может оказать свое влияние на мировую сцену.
Центральная посылка этой стратегии заключается в том, что Россия отвечает на действия США, призванные загнать ее в угол, заблокировать и сдержать. Кремль никак не мог проигнорировать события на Украине, которая исключительно важна для России. Вооруженное восстание в Киеве привело к власти коалицию в составе ультранационалистов и прозападных политиков. Это худшее сочетание, какое только могла себе представить Москва. Президент Путин увидел в этом вызов международным позициям России и ее внутреннему порядку.
Но ответ на этот вызов означает вполне реальный и продолжительный конфликт с Соединенными Штатами. Словесного сопротивления глобальной гегемонии США недостаточно. В отличие от войны в Грузии в 2008 году, Украина — это не эпизодический случай, который можно локализовать и заключить в скобки. По сути дела, нынешняя борьба между США и Россией является борьбой за новый мировой порядок.
В обозримом будущем Украина останется главным полем сражения этой борьбы. Тактика Москвы может меняться, но ее коренные интересы изменениям не подлежат. Главная цель — не пустить Украину в НАТО, а американских военных — на Украину. Среди других целей — сохранение русской культурной идентичности на украинском юге и востоке, а также сохранение Крыма в составе России. В очень отдаленной перспективе статус Крыма станет символом исхода этого соперничества.
В более широком смысле это соперничество не столько за Украину, сколько за Европу и за направление ее движения. В отличие от первых лет холодной войны, когда существовал всеподавляющий страх перед коммунизмом, нынешняя ситуация на Украине и конфликт США с Россией могут вызывать противоречия. Западные европейцы в целом не видят угроз со стороны России. Кроме того, они зависят от поставок российских энергоресурсов и поставляют на рынок России свою экспортную продукцию.
Россия будет стремиться к спасению своих экономических отношений со странами ЕС, насколько это возможно, пытаясь сохранить доступ к европейским технологиям и инвестициям. Она также будет изо всех сил защищать рынок для поставок своих энергоресурсов в Европу. В своих усилиях на этом направлении Москва будет уделять основное внимание Германии, Италии, Франции, Испании и некоторым странам поменьше — от Финляндии до Австрии и Греции — потому что с этими странами у нее обширные торговые связи.
В идеале России хотелось бы, чтобы Европа вернула себе некоторую степень стратегической независимости от США. Москва надеется, что карательное воздействие на нее, осуществляемое под руководством США главным образом в ущерб торговым связям ЕС с Россией, приведет к трансатлантическому расколу и разногласиям внутри Евросоюза. Тем не менее, русские уже почувствовали, что в обозримом будущем Европа будет следовать за Соединенными Штатами, пусть и на некотором удалении. Таким образом, как минимум в ближайшее время России придется считаться с более враждебной Европой.
Более долгосрочные расчеты России связаны с устойчивым превращением Германии в великую державу 21-го века и в фактического лидера Европы. Этот процесс со временем может придать ЕС характер настоящего стратегического игрока и сделать отношения между Европой и Соединенными Штатами более беспристрастными. Хотя интересы Москвы и Берлина существенно различаются, и усиление Германии может не привести к укреплению взаимопонимания с Россией, российско-германские отношения являются для Кремля усиливающимся приоритетом.
Но это расчет на отдаленное будущее. В настоящее время Россия пытается компенсировать потери в торговле с Западом и противопоставляет Европе и США свою новую политику сближения с Азией. Возрастает значимость Китая для России, поскольку это единственная в мире экономика, которая невосприимчива к инициируемым США санкциям. Но в то же время, Россия опасается стать чрезмерно зависимой от своего гигантского соседа, и поэтому будет стараться налаживать сотрудничество с другими странами, такими как Япония и Южная Корея. Но как и в случае с Европой, отношения этих стран с Россией будут сдерживаться их альянсами с США.
Учитывая принципиальный характер конфликта с США, Москва стремится укреплять свои отношения с незападными странами. Группа БРИКС, объединяющая в своем составе Бразилию, Россию, Индию, Китай и Южную Африку, является для этого естественной площадкой. Прошедший недавно в Бразилии саммит БРИКС сделал первый шаг к созданию коллективных финансовых институтов. Россия получает определенную моральную поддержку от своих партнеров и стремится к улучшению отношений с другими странами Латинской Америки, Азии, Ближнего Востока и Африки. Но чтобы по-настоящему укрепить связи с незападными странами, России понадобится существенно расширить экономические отношения с ними, а это очень трудная задача. Здесь ключевым приоритетом является Индия, за которой следуют страны АСЕАН.
В политическом плане Россия уже позиционирует себя как страна, к которой могут обращаться все недовольные мировым господством США. Эти страны с неподдельным интересом следят за конфронтацией России с Соединенными Штатами и делают для себя выводы. В частности, они смотрят, что может безнаказанно делать такая страна как Россия, и какие издержки она понесет в конечном итоге. Поскольку незападный мир, к которому сегодня присоединилась Россия, очень разнородный, то Москва вряд ли может рассчитывать на очень крепкую солидарность с его представителями. Однако российско-китайский дуэт в Совете Безопасности ООН может сплотить тех, кто мечтает об альтернативе западному господству.
Конечно, Кремль понимает, что самые серьезные потенциальные угрозы национальной безопасности России исходят изнутри страны. Выступая недавно на заседании Совета безопасности, президент Путин расставил приоритеты Кремля в следующем порядке: улучшение межнациональных отношений в такой обширной и очень разнообразной стране как Россия; укрепление конституционного порядка и политической стабильности в стране; устойчивое экономическое и социальное развитие с особым вниманием к незащищенным, уязвимым и депрессивным регионам Российской Федерации. Путин уверен, что Соединенные Штаты могут воспользоваться серьезными проблемами в любой из этих областей, чтобы ослабить суверенитет России и подорвать ее территориальную целостность.
Этот перечень требует усиления государственного контроля над ситуацией внутри страны, проведения новой экономической политики для реиндустриализации России и снижения ее зависимости от Запада в критических областях, внимательного перераспределения ресурсов для устранения имеющихся недостатков и слабостей, а также обретение новых союзников власти в различных группах общества. Кроме того, необходимо укрепление национального самосознания элиты и патриотическое воспитание молодого поколения россиян. В определенной степени давление Запада помогает усилиям Кремля в этих направлениях.
Что касается военной безопасности, то по мнению Путина, основные угрозы России исходят от военной инфраструктуры НАТО, приближающейся к российским границам (это уже вопрос решенный на настоящий момент); от американской системы противоракетной обороны, которая, как считают в Москве, явно направлена на обесценивание российских сил ядерного сдерживания; а также от стратегических неядерных систем, которые могут с высокой точностью наносить удары по российским целям. Все это требует удвоить усилия по модернизации российской армии с упором на ядерные силы, которые должны оставаться надежным средством сдерживания и устрашения, а также на неядерные силы, которые можно было бы применять в различных сценариях по периметру российской границы и за рубежом. Соединенные Штаты и НАТО снова стали вероятным противником.
Это соперничество, которое может показаться неравным и асимметричным, скорее всего, будет долгим и трудным. Санкции не заставят Путина отступить. Он также знает, что если отступит, то давление на него будет только усиливаться. Российской элите наверняка придется пережить крупные преобразования, а в результате усиливающейся изоляции от Запада неизбежны кадровые перестановки. Но российский народ в целом будет становиться все более патриотичным, испытывая давление извне — особенно если Путин начнет жестче бороться с коррупцией во власти и с произволом чиновников. Но если Кремль превратит страну в осажденную крепость и приступит к массовым репрессиям, он наверняка проиграет.
Пока слишком рано строить предположения о том, чем закончится это противостояние. Ставки здесь очень высоки. Любая серьезная уступка со стороны Путина приведет к тому, что он утратит власть в России, а это вызовет крупные волнения и беспорядки. В то же время, любая серьезная уступка России со стороны США будет означать ощутимое ослабление глобального влияния Америки, и последствия от этого дадут о себе знать повсюду — в Азии, на Ближнем Востоке и других местах. Как это ни парадоксально, вызов господствующей мировой державе сегодня бросает не догоняющий Америку Китай, а ее бывшая соперница Россия, которую давно уже считали практически несуществующей. Китай не мог даже надеяться на такую услугу.
Дмитрий Тренин — директор Московского центра Карнеги.
Оригинал публикации: Europe’s Nightmare Coming True: America vs. Russia…Again