К настоящему времени построено лишь десять этажей изящной 84-этажной башни на пересечении Парк-авеню и 56-й улицы на Манхэттене. Она должна будет стать самым высоким жилым зданием во всем западном полушарии. Однако расположенные на верхнем этаже апартаменты стоимостью 95 миллионов долларов уже выкуплены.
Другие покупатели зарезервировали квартиры на этажах пониже, но цены на них все равно захватывают дух. Хотя личности покупателей неизвестны, скорее всего, все они являются иностранными супербогачами: русскими владельцами металлургических предприятий, латиноамериканскими магнатами, арабскими шейхами и миллиардерами из Азии.
Строительство необычайно роскошных жилых домов идет полным ходом по всему Манхэттену, который уже начинает соперничать с Лондоном по популярности среди богачей нашей планеты. Согласно данным агентства CityRealty, число зданий с апартаментами и квартирами, стоимость которых составляет более 15 миллионов долларов, выросло до 49 по сравнению с 33 в 2009 году.
Кроме того, еще примерно 20 зданий в настоящее время достраиваются или проектируются.
«Наблюдается большой интерес к Нью-Йорку, который по сравнению с другими городами мира считается относительно дешевым», — говорит руководитель отдела исследований международной компании по продаже недвижимости Savills Иоланда Барнс (Yolande Barnes).
Рост числа проектов жилых домов топ-класса на Манхэттене происходит на фоне растущего дефицита городского жилья для представителей рабочего и среднего класса. Эти здания оказались настолько прибыльными, что они завладели местным рынком недвижимости, еще больше осложнив ситуацию с более доступным жильем.
Застройщики уже давно жалуются на то, что в Нью-Йорке очень высокая стоимость земли, строительных материалов и рабочей силы, хотя она немного ниже, чем в Лондоне и Гонконге.
Однако застройщики элитного жилья обладают большей свободой в плане затрат, поскольку свое жилье он продают по высочайшим ценам.
В итоге строительство элитного жилья ведет к общему росту стоимости городской земли. Некоторые застройщики утверждают, что смогут возводить жилье по более-менее умеренным ценам только в том случае, если им будут предоставлены существенные налоговые послабления.
«Существуют лишь два рынка — элитного жилья и субсидированного жилья», — сказал архитектор Рафаэль Виньоли (Rafael Viñoly), спроектировавший башню на пересечении Парк-авеню и 56-й улицы, которая называется 423 Park.
Спешка в возведении этих высоток подчеркивает разрыв между богатыми и бедными жителями Нью-Йорка, говорит главный экономист Института налоговой политики (Fiscal Policy Institute) Джеймс Пэрротт (James Parrott). Это либеральная исследовательская организация, пользующаяся поддержкой профсоюзов. По его словам, средний семейный доход в городе с 2008 года упал на 8%.
«Бум строительства элитных апартаментов на Манхэттене на фоне массовых потерь права выкупа домов в районе Квинс и рекордного числа бездомных представляет собой реальную картину растущей поляризации на фоне наблюдающегося восстановления экономики», — сказал Пэрротт.
И тем не менее, вполне понятно, почему застройщики стремятся в сектор элитного жилья.
Айзек Сенбахар (Izak Senbahar), застройщик 60-этажного здания по адресу 56 Leonard в районе Трайбека, где стоимость апартаментов превышает 20 миллионов долларов, всего за 10 недель заключил договоры продажи на 70% жилья в своем 140-квартирном доме.
«Мы все были изумлены, — сказал Сенбахар. — Такого мы не ожидали. На апартаменты с видом как из кабины вертолета наблюдается повышенный спрос».
Еще 10 или 20 лет назад жилые здания премиум-класса были сосредоточены на Парк-авеню и на Пятой авеню.
Сегодня их возводят по всему Манхэттену: One57 и Baccarat в Центральном Манхэттене, дом 825 на Первой авеню в Ист-Сайде, дом 150 по Чарльз-стрит в Гринвич-Виллидж и дом 30 по Парк-Плейс в центре.
«Нельзя сказать, что местоположение не имеет значения, — говорит сотрудница Signature Marketing Services Нэнси Пэкс (Nancy Packes). — Однако сейчас главное значение имеют размер, образ жизни и вид».
Трудной задачей представляется выяснение того, кто покупает основную часть такой недвижимости. Супербогачи зачастую делают все возможное для сокрытия сведений о себе, требуя от застройщиков и риэлторов заключения соглашений о конфиденциальности, а также используя при покупке анонимные юридические лица.
В одном из интервью застройщик 432 Park Гарри Маклоу (Harry B. Macklowe) сказал, что он и учредившая с ним партнерство компания CIM Group уже заключили договоров о покупке квартир в этом здании на сумму примерно один миллиард долларов. Ожидается, что общая сумма продаж квартир в здании, на строительство которого потребуется около 1,25 миллиарда долларов, превысит 3 миллиарда долларов.
Самая дешевая квартира в этом доме — студия площадью 33 квадратных метра, стоимость которой, по информации из рекламных проспектов, составляет 1,59 миллиона долларов.
По словам Маклоу, около половины покупателей являются иностранцами.
Как это часто бывает с большинством подобных зданий, одновременно занята будет лишь одна четверть всех квартир.
В период бума жилой недвижимости в 2006 году Маклоу выкупил и снес бывшее здание отеля «Дрейк», чтобы построить на его месте высотку. В период кризиса он едва не лишился этой собственности.
Маклоув сказал, что он и его архитектор Виньоли спроектировали высотку таким образом, чтобы придать ей «форму квадрата, самую чистую из геометрических форм». Этажи небоскреба представляют собой квадраты с длиной стороны 23,5 метра, с каждой стороны здания имеется по шесть окон размером три на три метра.
«Это здание 21-го века, так же как Empire State Building было зданием 20-го века», — сказал Маклоу. Пентхаус на верхнем этаже включает шесть спален, семь ванных и библиотеку. Выполненная в виде скульптуры ванная находится напротив окна, из которого открывается вид на город, как на экране кинотеатра IMAX. Покупателю предлагается также купить за 3,9 миллиона долларов студию для домработницы и личный винный подвал за 300 тысяч долларов.
В здании для жителей также имеются открытые пространства и закрытые помещения для мероприятий, в которых могут принимать участие до 350 их близких друзей.
Маклоу пытался завлечь потенциальных покупателей за счет шикарной маркетинговой кампании, разработанной для него рекламным и брендовым агентством Dbox. Он выпустил глянцевые брошюры огромных размеров, напоминающие журнал Vogue. В них была реклама таких брендов как Armani, Piaget, отзывы писателей, включая Рут Рейчл (Ruth Reichl) и Блейка Гопника (Blake Gopnik).
Он даже выпустил короткометражный фильм, где его башня оказалась частью классических пейзажей: потолка Пантеона, кадров из известных фильмов, в которых показан Нью-Йорк, стилизованных блюд и скульптур Джакометти.
В одном из таких рекламных клипов воздушный гимнаст Филипп Пети (Philippe Petit) изображен – при помощи компьютерной графики – идущим по канату, натянутому от Empire State Building до 432 Park, а Маклоув появляется в виде Кинг-Конга.
Оригинал публикации: Sky High and Going Up Fast: Luxury Towers Take New York