— Администрация Обамы, столкнувшись с открытым неповиновением союзников, решивших поддержать китайский проект создания нового инфраструктурного фонда, предлагает банку партнерство с институтами развития, пользующимися поддержкой Вашингтона, такими как Всемирный банк.
Это стремление к сотрудничеству призвано приблизить новый банк к экономическим целям ведущих экономик мира и не дать ему стать орудием внешней политики Пекина. Возможности банка по созданию новых альянсов в обход существующих институтов вызывают серьезную озабоченность у администрации Обамы, поскольку ее ключевые союзники, включая Британию, Германию и Францию, недавно выразили желание стать учредителями и членами нового Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ).
Администрация Обамы хочет воспользоваться действующими банками развития для софинансирования проектов вместе с новым банком Пекина. Косвенная поддержка поможет США достичь своей давней цели: сделать так, чтобы стандарты нового института препятствовали накоплению плохих долгов, нарушениям прав человека и созданию рисков для окружающей среды. Поддержка США также даст возможность американским компаниям претендовать на участие в проектах нового банка.
«Соединенные Штаты приветствуют новые многосторонние институты, которые укрепляют международную финансовую архитектуру, — заявил заместитель министра финансов по международным делам Натан Шитс (Nathan Sheets). — Совместное финансирование проектов с действующими институтами, такими как Всемирный банк и Азиатский банк развития, поможет обеспечить соблюдение таких проверенных временем стандартов высокого качества».
Шитс утверждает, что совместно финансируемые проекты создадут такую ситуацию, в которой новый банк будет дополнять существующие институты, а не соперничать с ними. Если АБИИ утвердит у себя такие же стандарты управления и оперативной деятельности, сказал он, банк будет способствовать укреплению международной финансовой системы и поможет заполнить крупные бреши в сфере инфраструктурных инвестиций.
Пока созданный под руководством КНР банк не принял никаких решений относительно того, будет он или нет вступать в партнерство с действующими международными банками развития, поскольку он все еще находится в стадии формирования. Но надо сказать, что со стороны американских союзников идея софинансирования вряд ли вызовет какие-то возражения.
Представитель китайского посольства в Вашингтоне Чжу Хайцюань (Zhu Haiquan) сказал, что Пекин готов к сотрудничеству с существующими институтами, и что новый банк «создается в духе открытости и коллективного участия, и будет придерживаться высоких стандартов».
«Он будет эффективно сотрудничать и дополнять действующие многосторонние банки развития, такие как Всемирный банк и Азиатский банк развития, предоставляя инвестиции и финансирование для строительства инфраструктуры в Азии», — сказал Чжу.
Глава Всемирного банка Джим Ён Ким (Jim Yong Kim) заявил через своего представителя, что он со своими помощниками готов к «углубленным дискуссиям» с новым Азиатским банком инфраструктурных инвестиций о «тесной совместной работе».
На прошлой неделе Соединенные Штаты потерпели дипломатическое поражение и попали в неловкое положение, когда их ключевые европейские союзники публично отвергли мольбы Вашингтона отказаться от приглашений Пекина о вступлении в этот банк, и заявили что станут его учредителями и членами.
Поддержка нового банка через совместное финансирование поможет США выйти из этой дипломатической неразберихи, вновь объединиться со своими трансатлантическим союзниками в данном вопросе и опровергнуть все представления и высказывания о том, что Соединенные Штаты всецело против нового института, поскольку проводят политику сдерживания Китая.
«Наша обеспокоенность всегда заключалась в том … будет ли он придерживаться тех высоких стандартов, которые разработали международные финансовые институты» — сказал на прошлой неделе американским законодателям министр финансов США Джейкоб Лью (Jacob Lew).
Софинансирование в сочетании с европейским участием «создаст больше шансов для того, чтобы этот банк соответствовал международным стандартам», сказал эксперт по Азии из Центра стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies) Мэтью Гудман (Matthew Goodman), в прошлом работавший в Совете национальной безопасности США директором по вопросам экономики.
Всемирный банк, появившийся после Второй мировой войны, остается ведущим международным институтом развития, членами которого являются 188 стран. Но сейчас появились и другие организации на фоне необходимости привлечения новых инвестиций в быстроразвивающиеся регионы и усиления внимания к ним. Среди них Азиатский банк развития, Африканский банк развития, Европейский инвестиционный банк и Межамериканский банк развития.
Кредиты этих банков призваны способствовать реализации долгосрочных и зачастую рискованных проектов в сфере инфраструктуры и развития, а также помогать сокращать расходы государствам, которым заимствования у частного сектора не по карману. Для самых влиятельных стран-кредиторов такие банки создают благоприятные перспективы регионального роста, а также могут играть роль политических инструментов, помогающих им воздействовать на страны поменьше.
Пекину не удается усилить свое влияние в рамках Всемирного банка, Азиатского банка развития и главного мирового кредитора в чрезвычайных обстоятельствах, каким является Международный валютный фонд. Но как учредитель и один из самых крупных акционеров нового банка, он будет обладать самым весомым правом голоса при выборе тех или иных проектов.
Инфраструктурные потребности в мире огромны. Активно развивающимся странам нужны новые порты, железные дороги, мосты, аэропорты и дороги, чтобы обеспечивать более стремительный рост. А развитым экономикам нужно менять стареющую инфраструктуру. Согласно оценкам Азиатского банка развития, только его региону ежегодно не хватает финансирования в сумме 800 миллиардов долларов. А по прогнозам консалтинговой фирмы McKinsey & Company, до 2030 года общемировой объем потребностей в инфраструктурных инвестициях составит в сумме 57 триллионов долларов.
Для сравнения, у Азиатского банка развития сумма имеющегося капитала составляет всего 160 миллиардов долларов. А у Всемирного банка, который долгие годы занимается совместным финансированием с другими региональными институтами, объем капитала равен примерно 500 миллиардам долларов. Создаваемый Китаем банк для начала планирует создать фонд на 50 миллиардов долларов.
«У нас есть серьезное намерение делиться знаниями и заниматься совместным инвестирование проектов по всей Азии», — заявил Джим Ён Ким, которого на должность главы Всемирного банка в 2012 году выдвинул президент Барак Обама.
«Если говорить о потребностях наращивания инфраструктурных расходов, то мы несомненно будет приветствовать вхождение в эту деятельность Азиатского банка инфраструктурных инвестиций», — заявил Ким.
Шумиха по поводу нового банка показывает, насколько усложняются отношения Запада с усиливающимся Китаем.
«В европейских странах часто существовали разногласия между министерствами финансов, которые видели коммерческие возможности, и министерствами иностранных дел, у которых существуют примерно те же опасения, что и у нас», — сказал высокопоставленный представитель американской администрации.
Пекин сформировал более десятка параллельных структур, которые бросают вызов установившемуся мировому порядку. Это и инициатива Чианг Май (МИЧМ), представляющая собой региональный валютный своп-механизм по образу и подобию МВФ, и банк БРИКС, получивший название от самых крупных развивающихся рыночных экономик.
Но без тех стандартов, что за десятилетия выработали Всемирный банк и другие находящиеся под американским влиянием кредитные организации, новый китайский банк будет способствовать усилению недоверия к США, порождая множество социальных и экономических проблем. Он может также субсидировать корпоративные деловые круги КНР. Дефицит прозрачности в управлении новым банком будет усиливать подозрительность, скажем, по поводу того, не намеревается ли Пекин при помощи своего финансирования создавать глубоководные порты в стратегически важных гаванях, где смогут размещаться корабли усиливающихся ВМС КНР. Кредиты странам без учета платежеспособности их правительств могут создать почву для будущих финансовых кризисов. Инвестиции в гидроэлектростанции с плотинами, которые требуют массового переселения людей без надлежащих мер защиты и обеспечения, создают благоприятную атмосферу для нарушений прав человека. В условиях, когда китайская экономика замедляется быстрее, чем ожидалось, страна сталкивается с проблемой избыточных производственных мощностей. Инфраструктурные инвестиции помогут задействовать эти избыточные производственные мощности, а также повысить доходность по американским ценным бумагам с низкими процентами, которых Китай набрал на триллион долларов.
Но опасаясь Китая, Вашингтон в то же время пытается вовлечь эту страну в мировую политическую и экономическую инфраструктуру, основанную на теории о том, что участие Китая повышает его ответственность. Софинансирование в этих условиях станет той ступенькой, которая позволит США присоединиться к банку через несколько лет.
Вот почему такие экономисты как Фред Бергстен (Fred Bergsten), работающий старшим научным сотрудником в Институте Петерсена, а ранее являвшийся высокопоставленным чиновником министерства финансов США, призывает свою страну стать участницей возглавляемого Китаем банка.
«Если он будет соответствовать высоким стандартам, это хорошо, и в таком случае мы присмотримся к нему, — сказал высокопоставленный сотрудник американской администрации. — Но нам до этого пока далековато».
Оригинал публикации: U.S. Looks to Work With China-Led Infrastructure Fund