— Судя по всему, международное сообщество примирилось с проведенным президентом России Владимиром Путиным «захватом земли» в Крыму, как назвал это вице-президент США Джо Байден. Раз Путин решил, что он принимает на себя последствия этих действий, то США, Европейский Союз и ООН мало что могут сделать.
В Латинской Америке создалась противоположная ситуация. Хотя страны этого региона имеют средства для того, чтобы прекратить катастрофу с нарушением политических, экономических и гражданских прав в Венесуэле, у них нет желания действовать, поскольку внимание всего мира приковано к Украине, и всякое давление на страны Латинской Америки исчезло.
Что касается Украины, то США и ЕС, похоже, выбрали разумный курс действий или, скорее, двойную реакцию, которая вряд ли даст выдающиеся результаты, но она точно предпочтительнее, чем пассивность.
Во-первых, введенные санкции — запрет на выдачу виз, конфискация или замораживание активов, и другие — конечно, не возвратят Украине Севастополь, но они, в конечном счете, нанесут урон определенным секторам российской экономики. Невозможно предсказать, приведут ли эти санкции к сплочению олигархов или к их разобщению, заставят ли санкции вывезти деньги из России или возвратить деньги домой.
Но эта неопределенность гораздо лучше, чем молчаливое согласие. Сегодня просто нет никаких других альтернатив, и применение полного диапазона санкций не оставляет для ЕС и США других вариантов.
Во-вторых, и что гораздо важнее, Кремлю был предъявлен скрытый и непримиримый ультиматум: любая новая экспансия на Украине приведет к введению более сильных и болезненных санкций. Это может сработать или не сработать, но решения и заявления уже имеются, что демонстрирует желание членов семерки и других стран отстоять принципы и ценности, с выполнением которых Россия, теоретически, связала и себя. Ясно, что у демократий мира отсутствуют совершенные рецепты, особенно принимая во внимание вполне объяснимое нежелание прибегать к силовому решению.
Международное сообщество, принимая во внимание расположение, историю и потенциал проблем Украины, естественно, уделяет этой стране гораздо больше внимания, чем катастрофе в Венесуэле. Однако это не совсем правильно. Недавние события в Венесуэле заключают в себе так же много непредвиденных угроз и тяжелых последствий, как и события в Украине. Международное сообщество, так же как и демократии Латинской Америки, должны обратить на эту страну гораздо больше внимания.
Начнем с энергетической безопасности. Венесуэла имеет одни из самых больших запасов нефти и газа и является их крупным экспортером (правда, объемы экспорта меньше, чем десять лет тому назад). Кроме того, к лучшему или худшему, в ряде стран она является основным поставщиком этих товаров.
Почти все порты Карибского моря, Центральной Америки и некоторые порты Мексиканского залива США зависят от поставок венесуэльской низкосернистой сырой нефти для своих электростанций, нефтеперерабатывающих заводов, а также для обеспечения платежного баланса. Наиболее драматическим примером такой зависимости является Куба: без получения субсидированных венесуэльских нефтепродуктов и громадных сумм для оплаты услуг докторов Кастро — некоторые из которых действительно замечательные доктора, а некоторые мошенники — экономика острова рухнет, что вызовет волну очередной эмиграции кубинцев, которые регулярно происходят за последние полвека. Но на этот раз последствия такой эмиграции для Флориды и Мексики могут быть гораздо серьезнее, чем раньше.
То, что происходит в Венесуэле, очень важно и по другим причинам. Адресные репрессии, заключение под стражу оппозиционных лидеров, цензура прессы, дефициты, инфляция, беспричинное насилие (Каракас является одним из самых опасных городов мира) создают такую ситуацию, в которой сегодня жить невозможно.
Жесткие экономические меры и меры по обеспечению безопасности, которые необходимо провести в Венесуэле для выхода из сегодняшнего бедственного положения, не могут быть осуществлены без определенного консенсуса, который необходим, чтобы положить конец репрессиям и расколу. К сожалению, ничего из этого не удастся сделать, если поручить это самим венесуэльцам, которые неоднократно за последние 15 лет безуспешно пытались найти решения данной дилеммы. Некоторые предлагали просить посредничества Папы Римского; другие предлагали обратиться за помощью к группе бывших президентов стран Латинской Америки.
Проблема заключается в том, что ни одно из правительств стран Латинской Америки, за исключением Панамы, не хочет заняться этим грязным делом. Три государства, имеющие большой вес в Латинской Америке из-за своих размеров — Аргентина, Бразилия и Мексика — боятся последствий такого вмешательства: Бразилия боится, что ее компании потеряют контракты; Мексика — что Венесуэла будет финансировать их оппозицию реформам в энергетике; Аргентина боится потерять союзника, который слишком много знает.
Два других государства, имеющих отношение к этим вопросам — Колумбия и Чили — отказываются участвовать по другим причинам. Колумбии необходима помощь президента Николаса Мадуро в переговорах с повстанцами РВСК (Революционные вооруженные силы Колумбии); новый Президент Чили Мишель Бачелет всегда питала слабость к чавизму и его выходкам.
Что касается Крыма, то сотни убитых демонстрантов в Киеве и возможный захват Россией Восточной Украины привел к обсуждению таких вопросов, как невторжение и невмешательство. Другое дело — в Латинской Америке: число студентов, убитых спонсируемыми государством военизированными группами считается только внутренним делом Венесуэлы и больше ничьим, хотя страна является участником всех региональных организаций по соблюдению международных законов по правам человека. И никакое внешнее посредничество не осуществимо без минимального осуждения и критики экстремистских действий Мадуро, даже в тех случаях, когда радикальные группировки оппозиции тоже берутся за булыжники, временами совершая провокационные действия.
Парадоксально, что в то время, когда западные державы практически бессильны на Украине, ведущие государства Латинской Америки могут оказать серьезное давление на Венесуэлу. Экономические санкции в отношении России со временем могут принести ей ущерб, и, возможно, Кремль воздержится от дальнейших притязаний; короче говоря, кризис на Украине, в основном, невосприимчив к внешнему вмешательству. В Венесуэле опасность очень велика для всех, но браться за ее устранение гораздо легче и дешевле. Решение этого вопроса зависит от наличия качеств, которые отсутствуют у большинства правительств Латинской Америки: от прозорливости и смелости.
Оригинал публикации: Latin America’s Ukraine