Священная Трубка
(Рассказ Черного Лося о семи обрядах сиу)
Глава V. Wiwanyag Wachipi: Танец Солнца.
Wiwanyag wachipi (танец, глядя на солнце)- один из
нашихважнейших обрядов, и первый, полученный через
много-много зим после того, как мы получили от Женщины
Белого Бизона священную трубку. Он проводится каждый год в
течении месяца Жирения (июнь)или месяца Созревания Вишни,
всегда во время полнолуния. Растущая и умирающая луна
напоминает нам, когда приходит и уходит, о нашем
неведении. Но, когда она полная- это как вечный свет
Великого Духа. Везде, во всем мире. Сейчас я расскажу
тебе, как этот священный обряд впервые появился у нас, и
как его впервые проводили.
- Однажды наши люди стояли как обычно круговым лагерем
в прекрасном месте. Старики сидели на совете. И вот они
заметили, что один из людей по имени Каблая (Kablaya или
Spread- Распростертый) сбросил свой плащ, обернул его
вокруг талии и стал танцевать, все время поднимая руку по
направлению к небу. Старики подумали, что, возможно, он
обезумел, и послали человека, узнать в чем дело.
Но посланный внезапно сбросил свой плащ, обернул вокруг
талии и стал танцевать вместе с Каблая. Все это показалось
им очень странным и они отправились посмотреть, что же
могло случиться.
Каблая так объяснил им свое поведение:
- Давным-давно Вакан-Танка научил нас как нужно
молиться со священной трубкой. Но сейчас мы ослабели в
наших молитвах, и народ теряет уверенность в их силе и
могуществе. Однако, я только что узнал в видении новый
путь моления. Этот способ Вакан-Танка послал в помощь нам.
Выслушав все это, старейшины воскликнули: "Хау!" и
казалось, были довольны. Однако затем они посоветовались и
послали двух людей к хранителю священной трубки, который
мог дать совет по всем вопросам такого рода.
Хранитель сказал посланным, что это наверняка хорошо,
так как "нам было сказано в начале, что мы можем иметь
семь путей моления Вакан-Танка, и этот, должно быть, один
из них". Каблая получил его через видение, а нам было
сказано, что мы можем получить наши обряды таким образом.
Двое вестников принесли эти новости старейшинам, а те
тогда попросили Каблая научить их, что и как они должны
делать.
Каблая ответил:
- Это танец солнца. Мы не можем делать его сразу, мы
подождем четыре дня, а в течении этого времени мы будем
готовиться так, как меня научили в видении. Этот танец
будет жертвованием наших тел и душ Вакан-Танка, и он будет
очень Вакан. Все наши старейшины и шаманы соберутся
вместе. Нужно построить большое типи и внутри все устлать
шалфеем. У вас должна быть хорошая трубка, а также все
следующее снаряжение: скрученный табак, дубленая шкура
теленка бизона, кора красной ивы, кроличьи шкурки,
душистая трава, орлиные перья, костяной нож, красная
земляная краска (охра), кремневый топор, синяя краска,
бизоний жир, сырая шкура, бизоний череп, орлиное хвостовое
оперение, сумка из сыромятной кожии свистки из косточек
крыльев Пятнистого Орла.
После того как люди приготовили все эти священные вещи,
Каблая попросил тех, кто может петь, прийти к нему
вечером. Он сказал, что научит их петь священные песни.
Они должны взять с собойбольшой барабан из бизоньей кожи и
крепкие барабанные палочки, с концом обернутым бизоньей
кожей, с шерстью наружу.
С того времени барабан часто единственный инструмент в
наших священных обрядах. вероятно, я должен объяснить
тебе, почему он особенно священен и важен для нас. Это
потому, что круглая форма барабана представляет собой всю
вселенную, а его сильный и ровный бой- как пульс, как
удары сердца в центре вселенной. Это как голос
Вакан-Танка, и этот звук возбуждает нас и помогает нам
понятьтайну и силу всех вещей.
Итак, вечером, певцы, четыре мужчины и женщина, пришли
к Каблая, который сказал им:
- О Вы, мои родственники, уже долгое время мы шлем наши
голоса к Вакан-Танка так, как Он научил нас. И благодаря
этому священному образу жизни наши поколения учатся
уверенно и твердо идти по красной тропе. Священная трубка
всегда в центре обруча, скрепляющего наш народ. С ней мы
шлем наши голоса к Вакан-Танка, с ней мы шли, и с ней
будем продолжать идти по жизни в святости!
- В этом новом обряде, который я только что получил,
одно из стоящих существ было выбрано, чтобы быть в нашем
центре. Это был wagachun (шелестящее дерево в согласном
шуме леса: американский трехгранный тополь). Он будет
нашим центром, существом, представляющим путь людей. Это
не вытягивание от земли до неба. (1) Это новый путь для
послания наших голосов к Вакан-Танка. Он будет очень
действенным, он распространится. Каждый год, в это время,
многие люди будут молиться Великому Духу.
- Прежде чем я научу вас священным песням, давайте
сначала предложим трубку нашему Отцу и Деду, Вакан-Танка.
- О Дед и Отец, Вакан-Танка, во исполнение твоего
желания, мы сделаем так, как ты научил нас в моем видении.
Мы знаем, что это будет великий и священный путь для наших
голосов к Тебе. Через него позволь нашему народу получить
мудрость. Пусть она поможет нам идти священной тропой со
всеми Силами Вселенной. Наши молитвы будут действительно
молитвами от всех и от всего, они будут действительно
едиными. Все это я узнал в своем видении. Позволь четырем
Силам мира помочь нам провести этот обряд правильно. О,
Великий Дух, будь милостив к нам!
Все покурили трубку, а затем Каблая начал учить этих
пятерых людей песням. Много других людей собрались вокруг
певцов и Каблая сказал им, чтобы они слушая, раз за разом
восклицали: "О Дед, Вакан-Танка, я жертвую Тебе трубку,
чтобы мой народ мог жить!"
В первой песне, которой Каблая научил певцов, не было
слов. Это был просто напев, повторяемый четыре раза и
сопровождаемый сильными ударами барабана.
Слова второй песни были такие:
Вакан-Танка, будь милосерден к нам,
Чтобы наш народ мог жить!
Третья песня была такая:
Они говорят, стадо бизонов приближается!
Вот оно здесь!
Их благословенье придет к нам.
Вот оно с нами!
Четвертая песня тоже- напев без слов.
Затем Каблая научил людей, принесших свистки из орлиных
костей, как они будут использоваться. Он сказал также
людям, какое снаряжение должно быть приготовлено и
объяснил назначение каждого предмета.
- Вы должны приготовить ожерелье из кожи выдры, и на
него повесить круг с крестом в середине. В четырех местах,
где крест соединяется с кругом, нужно прикрепить орлиные
перья, которые означают четыре Силы мира и четыре века. В
центре круга вы должны привязать перо, взятое из груди
орла, то есть из места, которое ближе всего к сердцу и к
центру священной птицы. Это перо будет как Вакан-Танка,
который пребывает в глубинах небес и который в центре (в
сути) каждой вещи.
- У вас у всех есть свистки из косточек орлиных перьев.
К концу каждого из них должно быть также привязано орлиное
перо. Когда вы дуете в свисток, всегда помните, что это
голос Пятнистого Орла, нашего Деда, Вакан-Танка. Всегда
внимательно слушайте его и вы увидите, что это
действительно Его голос.
- Hanhepi wi (ночное солнце, то есть луна) должна быть
вырезана из сыромятной кожи в форме полумесяца. Луна, как
существо, представляет все, во всех существах. Каждый
вечер, появившись, она растет и уменьшается, то есть живет
и умирает. Вы должны понимать, что ночь выражает неведение
и невежество, а луна и звезды приносят Свет от Вакан-Танка
в этот мрак. Как вы знаете, луна приходит и уходит, но
anpetu wi, солнце, живет вечно. Оно источник света и
поэтому оно как Вакан-Танка.
- Пятиконечная звезда также вырезается из сыромятной
кожи. Это будет Утренняя Звезда, которая стоит между
мраком и светом, и которая означает знание.
- Круг, вырезанный из сыромятной кожи, представляет
солнце. Его нужно выкрасить в красный цвет, но в середине
должен быть синий круг. Этот круг представляет собой
Вакан-Танка, нашего Деда. Свет от него пронизывает весь
мир и в виде яркого солнечного света приходит к нам по
утрам, приходит как благосклонность Вакан-Танка, который
все создал и все просвещает (в смысле во все вносит
ясность). Поэтому все четвероногие и крылатые всегда
радуются приходу света. Мы все можем видеть днем и это
видение- священно, весь существующий мир мы можем
пропустить через глаза и сердце... Когда в танце вы будете
носить этот священный знак, вы должны помнить, что вы
несете Свет в мир и, что если вы сосредоточитесь на этих
знаках, то вы можете получить величайшую пользу и помощь.
- Этот круг, по краям закрашенный красным, представляет
так же землю. Она священна. На ней стоят ноги наши, и с
Нее мы шлем наши голоса к Вакан-Танка. Она наша
родственница, и мы всегда должны это помнить. Мы называем
ее Бабушка и Мать. Когда мы молимся, мы поднимаем наши
руки к небесам, а потом прикасаемся к земле, потому что
разве наш Дух не из Вакан-Танка, а наши тела разве не из
земли... Мы связаны родством со всеми вещами: с Землей и
звездами, со всем миром. И со всеми вместе мы поднимаем
руки к Вакан-Танка и молимся Ему одному.
- Еще вы должны вырезать из кожи другой круг и
покрасить его в синий цвет, как небо. Во время танца вы
поднимаете голову и руки вверх к небу, смотрите на небеса.
Если вы делаете так, ваш Дед увидит вас. Он- все. Нет
ничего, что не принадлежит Ему, поэтому мы должны молиться
Ему одному.
- И последнее, что нужно вырезать из сыромятной кожи,
это Татанка- бизон. Он представляет собой наших
родственников в мире, и мы всегда должны относиться к нему
с уважением. Разве бизон не был здесь еще до двуногих
народов, и разве не его потомки дают нам кров и пищу...
Бизон- мудр во многом, и мы должны учиться у него и быть с
ним, как с нашим родственником.
- Каждый человек должен носить на груди один из этих
священных символов и глубоко понимать их значение, как я
вам сейчас объяснил. В этом великом обряде вы предлагаете
ваши тела как жертвоприношение в интересах всего народа и
через вас народ получит понимание и силу. Глубоко
осознайте все, о чем я вам сегодня говорил. Это все-
Вакан.
На следующий день было необходимо разместить "священное
шелестящее дерево" в центре большой палатки. Так Каблая
объяснил своему помощнику, какое дерево он должен найти и
отметить пучком шалфея, чтобы военный отряд мог найти его
и принести в лагерь. Другим помощникам он рассказал, как
они должны разметить землю на месте, где будет стоять
палатка для танца солнца, и как нужно отметить зеленой
веткой вход на востоке.
На следующий день разведчики, назначенные духовными
руководителями, вышли на поиски выбранного дерева. Найдя
его, они немедленно вернулись в лагерь и, обойдя по ходу
солнца место, предназначенное для палатки, собрались у
будущего входа. Они взяли трубку и, предложив ее шести
направлениям, поклялись, что будут рассказывать правду.
Каблая сказал им так:
- Вы взяли священную трубку и теперь должны правдиво
рассказать нам все, чт вы видели. Вы знаете, что двигаясь
по маленькому отверстию сквозь чубук трубки, попадаешь
прямо в ее центр и ее сердце. Пусть ваш ум будет также
прям, как этот путь. Пусть ваши языки не раздваиваются.
Вас послали найти дерево, которое будет великой помощью
для народа. И так, теперь правдиво расскажите нам, что вы
нашли...
Каблая повернул вокруг себя чубук четыре раза и
направил его на одного из разведчиков, который ответил.:
- Я поднялся на холм и увидел там много священных
"стоящих".
- В каком направлении ты двигался и что видел вокруг, с
первого холма...
- Я шел на запад,- ответил разведчик,- и поднявшись на
следующий холм, огляделся вокруг. Там я увидел гораздо
больше священных "стоящих".
Таким образом разведчика спрашивали четыре раза. Как ты
знаешь, у нашего народа все важное и значительное делается
четырежды: и вот так же как мы всегда спрашиваем наших
разведчиков, бывших на военной тропе- кто из врагов был
убит, сейчас спрашиваем их относительно дерева.
Ответив на все вопросы, разведчики оделись как если бы
они выходили на военную тропу, и затем покинули лагерь,
словно нападая на врага. Много других людей отправились
следом за ними. Подойдя к выбранному дереву, все собрались
вокруг него, и Каблая направив чубук своей трубки на
дерево, сказал:
- Из многих "стоящих" существ мы выбрали тебя, о
шелестящий тополь, чтобы ты встал в центре священного
обруча, скрепляющего наш народ. Там ты будешь представлять
весь наш народ и поможешь нам исполнить волю Вакан-Танка.
Ты хорошее и красивое дерево, на тебе крылатые народы
выращивали свои семьи. С твоей высокой вершины ветви
опускаются вниз до корней. В них крылатые и четвероногие
делают свои дома. Когда ты встанешь в центре священного
обруча, ты будешь нашим родственником. Ты будешь как
трубка, протянутая от земли до неба. Слабый будет
опираться, и для всего народа ты будешь опорой.
- На концах твоих ветвей ты держишь священные красный и
синий дни, Ты поставишь их на четырех тропах, и в центре,
где Великие Силы мира, будешь ты. Позволь нам, двуногим,
всегда следовать твоему священному образу, полагаться на
твое покровительство и помощь в небесах. Итак, ты будешь
стоять в центре всех народов мира. Для всех и всего ты
принесешь много хорошего! Hetchetu welo!
Каблая предложил свою трубку Небесам и Земле, коснулся
чубуком дерева на западной стороне, затем северной,
восточной и южной. Затем он зажег ее и выкурил.
Я думаю, что хорошо будет объяснить тебе, почему мы
считаем американский (трехгранный) тополь священным
деревом.
Во-первых я должен упомянуть, что много лет назад один
тополь научил нас, как делать наше типи. Вот как это было.
Старики, наблюдая за детишками, делающими игрушечные дома
из листьев, заметили, что лист дерева был как точный
образец типи. Тогда они научили делать типи нас. Это
хороший пример того, как серьезные важные люди могут
многому научиться у маленьких детей. Сердца детей чисты и
следовательно, Великий Дух отрывает им много такого, чего
пожилой человек не замечает.
Другая причина, почему мы выбираем дерево тополя быть в
центре нашей палатки та, что Великий Дух дал нам знак.
Если вы срежете верхнюю ветвь, то на срезе вы можете
увидеть пятиконечную звезду, которая выявляет нам
присутствие Великого Духа. Еще ты, возможно, замечал, что
даже при легчайшем ветерке можно услышать голос тополя. Мы
воспринимаем это как молитву Великому Духу (2), но не от
людей, а от всего и всех существующих в мире. Молитву,
идущую к Нему различными путями.
Затем вожди танцуют вокруг выбранного дерева танец
победы и поют свои песни. В это же время они выбирают
человека, которого удостаивают чести свалить дерево. Это
должен быть человек с хорошим характером, который проявил
себя храбрым и самоотверженным на военной тропе. Выбирают
затем еще троих достойных людей. Все четверо становятся с
четырех сторон от дерева, причем первый с западной
стороны. Он рассказывает о своем самом значительном
подвиге на войне. Когда он закончит, все криками выражают
одобрение. Храбрец трижды делает своим топором движения по
направлению к дереву и в четвертый раз ударяет. Затем трое
других, тоже по очереди (север, восток и юг) рассказывают
о своих подвигах на войне и в конце ударяют топором по
стволу дерева. При каждом ударе все окружающие восклицают:
"Хи! Хэй!"
Когда дерево уже готово упасть, вожди обходят его еще
раз и выбирают самого достойного. Он наносит последний
удар по дереву и под одобрительные восклицания и визг
женщин оно падает. Очень важно, чтобы при падении ствол не
коснулся земли. Нельзя также перешагивать через него.
Дерево заботами шестерых мужчин доставляется в лагерь,
но до того как достичь его, они четыре раза
останавливаются и после последней остановки, приближаясь к
лагерю, поют, подражая койотам. Так поступают воины,
возвращаясь из военного похода.
В лагере дерево устанавливают комлем к священному
отверстию,которое всегда является чистым, а ствол опирают
на шесты, наклонив к западу, так чтобы он не касался
земли. Палатка вокруг дерева еще не поставлена, но все
шесты приготов-лены и все нужное для проведения Инипи
собрано.
Главный руководитель обряда, Каблая, и все остальные,
кто хотел принимать участие в танце, собрались в большом
типи приготовить себя к нему и получить наставления.
Палатка была накрыта очень плотно и тщательно. Каблая,
сидевший на западе,очистил на земле перед собой место и
положил на него уголь. Сжигая на нем душистую траву, он
сказал:
- Мы жгем эту священную траву для Вакан-Танка, чтобы
все двуногие и крылатые народы в мире стали родственниками
и близкими друг другу. От этого они будут счастливы.
Было сделано небольшое приспособление в виде
рамы-подставки из двух палок с развилками и одной прямой,
положенной на них,покрашенное в синий цвет. Оно изображало
небеса. И в наших молениях эта подставка всегда как небо.
Трубку, после обычного очищения над дымом, прислонили к
этой раме.Она представляла путь наших молитв и тропу,
ведущую от земли до неба.
Все священные предметы, необходимые для танца, были
также очищены над дымом душистой травы: фигуры,вырезанные
из кожи,священные краски, шкура теленка бизона, сумка из
оленьей кожи.
Танцоры также очистили себя дымом. После этого Каблая
взял свою трубку и подняв ее к небу, начал молиться:
- О Дед, Вакан-Танка, Ты видишь все. Ты всегда был и
всегда будешь. Будь добр к твоему народу. Ты научил нас
как нужно молиться с трубкой, которую Ты нам дал. А теперь
в видении Ты показал мне священный танец, которому я
должен научить людей. Сегодня мы выполняем Твою волю!
- Я стою на священной земле, на которой стояли
предыдущие поколения нашего народа, я посылаю голос к
Тебе, жертвую и поднося эту трубку. Я говорю от всего
народа. В эту трубку я помещу четыре Силы мира, всех
Крылатых мира. Вместе со всеми, кто будет соединен в одно,
я посылаю голос к Тебе. Заметь меня! Просвети мой разум
Твоим, никогда не меркнущим Светом!
- Я предлагаю эту трубку Вакан-Танка через тебя, о
Крылатая Сила места, где садится солнце. Вот место для
тебя в этой трубке.Помоги нам своими красным и синим
днями, которые делают людей святыми!
При этом Каблая поднял щепотку табака и жестом
обратившись к Небу, Земле и Четырем Силам, положил его в
головку трубки. После соответствующего моления, он клал
щепотку табака в трубку для каждого из других направлений.
- О Крылатая Сила места, где живет Вазиах. Я предлагаю
эту трубку Вакан-Танка. Помоги мне своими добрыми красным
и синим днями, несущими очищение людям и всему миру. Вот
место для тебя в трубке. Помоги нам!
- О Ты, священная Сила места, куда мы всегда лицом. Ты,
кто является источником жизни, кто хранит живущих и
грядущие поколения. Вот место для тебя. Помоги нам двумя
священными красным и синим днями!
- О ты, Пятнистый Орел в небесах! Мы знаем, что у тебя
зоркие глаза, которыми ты видишь самое маленькое существо,
движущееся по Бабушке-Земле. О ты, живущий в глубинах неба
и знающий все, я жертвую эту трубку Вакан-Танка. Помоги
нам твоими красным и синим днями!
- О ты, Бабушка-Земля, лежащая всюду и являющаяся
опорой всего. На тебе стоит двуногий, подносящий трубку
Великому Духу. Ты центр двух священных дней. Вот будет
твое место в трубке. Помоги нам!
Каблая затем положил в трубку по крошке табака для
каждой из следующих птиц: царь-птицы орла, малиновки,
жаворонка, поющего в течение двух благоприятных дней,
ястреба, затрудняющего жизнь других крылатых, дятла,
сороки, которая знает все на свете, черного дрозда и для
многих других крылатых.
Теперь все созданное и все шесть направлений
сосредоточены в головке трубки. Трубка залепляется жиром и
прислоняется к синей раме-подставке, означающей небо.
Каблая взял другую трубку, набил ее и пошел к
покоящемуся священному дереву. Туда же принесли
раскаленный уголь и очистили дымом душистой травы и
дерево, и священное отверстие в земле.
- О, Вакан-Танка,- молится Каблая, держа трубку в одной
руке,- священное дерево мы поставим в это отверстие на
земле. Посмотри на него, оно встанет священной трубкой и
соединит землюи небеса. Я касаюсь его священной красной
земляной краской нашей Бабушки, смешанной с жиром
четвероногого бизона. Окрашивая дерево-существо красной
землей, мы помним, что мы все вышли из нашей Матери-Земли.
С твоей помощью, о дерево, я буду жертвовать тело и душу
Вакан-Танка, и во мне будет жертвовать весь мой народ и
все грядущие поколения.
Каблая взял красную краску, предложил ее шести
направлениям и снова обратился к дереву:
- О дерево, поднявшись, будь благосклонно к моему
народу. Пусть он процветает.
Каблая провел красные полосы на западной, северной,
восточной и южной сторонах дерева. Поставил маленькую
красную точку на вершине для Великого Духа и немного
помазал краской низ ствола для Матери-Земли. Затем он
поднял шкуру теленка бизона, говоря:
- Благодаря этому бизону живет наш народ. Он дает нам
наши жилища, нашу одежду, еду и все, в чем мы нуждаемся.
- О Бизон, теперь я даю тебе священное место на
верхушке дерева. Оно будет держать тебя в своей руке и
поднимет к Вакан-Танка. Посмотри, я делаю это! Теперь все,
кто бегает или летает на земле как в небе, будут довольны!
После этого Каблая взял небольшое вишневое деревце и
продолжал молиться:
- О Вакан-Танка, посмотри на это деревце, которое мы
просим рождать много ягод.
Деревце он привязал к тополю, пониже бизоньей шкуры и
вместе с ним привязал сумку из оленьей кожи, в которую
положил немного жира.
Каблая поднял изображения бизона и человека, сделанные
из кожи, предлагая их шести направлениям, он молился:
- О Дед, посмотри на этого бизона, которого Ты нам дал.
Он вождь всех четвероногих на нашей священной Матери, и
благодаря ему наш народ живет. С ним мы идем по священной
тропе жизни.
- Посмотри так же на этого двуногого, который
представляет всех людей. Эти двое- вожди на нашем великом
острове. На них лежит высший долг и обязанность
испрашивать у Тебя, о Вакан-Танка,покровительства для
всех.
Эти два изображения Каблая привязал к дереву под
развилкой. Затем он взял сумку с жиром и поместил ее
внизу, у основания дерева. При этом он молился так:
- О Дед, Вакан-Танка, посмотри на священный жир, на
котором будет стоять это дерево. Пусть земля всегда будет
такая же жирная и плодородная.
- О дерево, это священный день для тебя и для всего
нашего народа. Земля внутри обруча, скрепляющего наш
народ, принадлежит тебе, о дерево. Здесь внизу, у твоего
подножия, я буду жертвовать мое тело и душу ради людей.
Здесь я встану, поднося священную трубку и посылая мой
голос к Тебе, о Вакан-Танка. Сделать это будет трудно, но
для пользы народа это должно быть сделано. Помоги мне, о
Дед, дай мне силу и храбрость, чтобы преодолеть страдания,
которым я подвергнусь! О дерево, теперь ты можешь
находиться в священной палатке!
Под одобрительные крики и пронзительные восклицания
дерево очень тихо и осторожно, с четырьмя остановками
устанавливают в приготовленную яму. Теперь все народы-
двуногие, четвероногие,и летающие в воздухе радуются,
потому что они будут процветать под покровительством
дерева. Оно помогает всем нам идти священной тропой. Мы
можем опереться на него и оно всегда поведет нас и укажет
правильный путь.
Вокруг дерева исполнили небольшой танец, а затем по
окружности, с центром у дерева, устанавливают 28 шестов с
развилками на концах. В каждую развилку положили прямой
шест так, чтобы он упирался в священное дерево в центре.
Я должен пояснить тебе, что в устройстве палатки для
Танца Солнца мы делаем сходство с окружающим миром, со
всей вселенной. Ты видишь, что каждое место на окружности
палатки представляет какой-нибудь сотворенный объект, а
священное отверстие в земле повторено формой палатки и,
что дерево в центре, на которое опираются 28 шестов- есть
Вакан-Танка, который в центре всего. Все выходит из Него и
все, рано или поздно возвращается к Нему. Я должен еще
сказать, почему используется 28 шестов. Я уже объяснил,
почему числа 4 и 7 священны. Если ты четыре раза сложишь
семь, то получишь 28. К тому же луна живет 28 дней, а это
наш месяц. Каждый из дней месяца означает для нас
что-нибудь священное. Два дня представляют Великого Духа,
два- Мать-Землю, четыре четырех Крылатых, один- Пятнистого
Орла, один- солнце, один-луну, один- Утреннюю Звезду,
четыре- четыре эпохи мира, семь- это наши семь великих
обрядов, один- бизона, один- огонь, один- воду, один-
камень, и последний- двуногих людей. Если ты сложишь все
эти дни, то увидишь, что их будет 28. Так же ты должен
знать, что у бизона 28 ребер и в наших головных военных
уборах обычно 28 перьев. Теперь ты видишь какой во всем
этом смысл. Для людей полезно и хорошо все это знать и
помнить. Но теперь мы должны вернуться к Танцу Солнца.
Воины оделись и раскрасились, а затем вступили в
священную палатку. Они танцевали вокруг центрального и их
танцующие ноги очистили и разровняли землю. Вожди тем
временем выбрали достойных воинов, один из которых был
руководителем танцев. Эти выбранные танцевали сначала в
направлении запада, затем вернулись в центр и направились
к северу. Снова вернулись в центр и двинулись на восток.
Затем опять вернулись в центр и в заключение танцевали на
юг. Таким образом, они сделали тропу в форме креста с
центром в священной палатке.
Затем Каблая отправился в палатку Инипи, захватив
наполненную священную трубку. Он сел на западной стороне,
а другие люди, решившие принять участие в танце,
разместились вокруг, стараясь не проходить перед Каблая.
Одна женщина вошла последней и села возле двери.
Все плащи из бизоньих шкур, нужные в танце, сложили на
палатку Инипи. Так они очищались. Пять горячих камней, для
пяти направлений, принесли и уложили на священный алтарь,
а шестой положили на священную тропу.
Каблая держал свою трубку, которая была нужна для
танца, а вторую, нужную для обряда Инипи, набили и
передали ему благословить ее и зажечь. Ее выкурили по
кругу, в ритуальной манере. Каблая вычистил ее и передал
из палатки наружу. Дверь закрыли и теперь наступило время
Каблая объяснить свое видение людям.
- Мои родственники, слушайте! Вакан-Танка добр к нам,
он поместил нас на священную Землю. На ней мы сейчас
сидим. Вы видите здесь только пять священных камней,
шестой, положенный на тропу, представляет человека. Для
вашей пользы Вакан-Танка научил меня в видении новому пути
моления Ему. Этому я вас сейчас буду учить.
- Небеса священны, там живет наш Дед, Великий Дух.
Небо, как плащ над миром. Этот плащ накрывает сейчас и
меня, стоящего здесь.
- О Вакан-Танка, я вижу Тебя, скрепляющего священным
обручем наш народ. В середине этого круга- крест. Круг
этот- один их наших путей на его груди. Я вижу землю,
которую Ты создал, и которую Ты продолжаешь творить. Она
представляет красный круг, по которому мы идем.
Бесконечный Свет, который превращает ночь в день, мы
всегда несем в нашем народе, мы его видим. Я вижу также
Утренюю Звезду, дающую нам знание. Четвероногий Бизон,
которого ты поместил на землю раньше двуногих народов,
всегда с нами. Сейчас здесь и священная женщина, явившаяся
нам. Все они, эти священные существа и вещи слышат мои
слова!
- Очень скоро я буду страдать и испытывать боль вместе
с моими родственниками для блага всего народа. Страдая, я
буду держать мою трубку и направлять свой голос к Тебе, о
Вакан-Танка. Я
пожертвую тебе мое тело и душу, чтобы мой народ мог
жить. Посылая мой голос к Тебе, о Вакан-Танка, я соединяю
вместе четыре Силы, Небеса и Землю. Все существующее в
мире: четвероногие, насекомые
и летающие, все возрадуются и помогут мне и всему моему
народу!
Каблая запел священную песню:
Солнце! Свет мира!
Я слышу Его приход,
Я вижу Его лицо и вижу, как Он идет.
Он делает живущих на земле счастливыми,
И они радуются.
О Вакан-Танка, я жертвую Тебе этот мир и Свет.
Трубку нужную для священного танца обернули шалфеем, и
женщина вынесла ее из палатки. Она пронесла ее по
священной тропе и
положила на бизоний череп, направив чубуком на восток.
Женщина
осталась снаружи и помогала закрывать и открывать дверь
в палатке. Инипи началось и делалось, как я уже объяснил,
но после того,
как дверь закрыли во второй раз, Каблая молился
по-другому:
- Дед, Вакан-Танка, заметь нас! Священная трубка,
которую Ты
нам дал и с которой мы ведем наших детей, приведет нас
в центр
мира. Мы идем вместе с бизоном, который помогает
сделать сильными
наши тела. Однажды священная женщина была в центре
обруча, скрепляющего наш народ. Она будет там опять. И
двуногие, те, кто будет
страдать для блага людей, тоже войдут в центр. О
ВаканТанка, когда мы все будем в центре, пусть в наших
умах и сердцах будешь только Ты!
Каблая снова запел священные песни, которые он узнал в
своем видении:
Я слышу Его приход, я вижу Его лицо.
Твой день священен! Я жертвую его Тебе.
Я слышу Его приход, я вижу Его лицо.
В этот священный день Ты создал пасущегося бизона.
Ты сделал счастливый день для мира.
Я жертвую Тебе все!
Воду плеснули на раскаленные камни и Каблая продолжал
молиться:
- О Вакан-Танка, мы сейчас очищаемся, чтобы быть
достойными протянуть свои руки к Тебе.
И, подняв вверх правые руки, люди запели:
Дед, я посылаю мой голос к Тебе,
Дед, я посылаю мой голос к Тебе.
Вместе со всем миром я посылаю мой голос к Тебе,
Чтобы я мог жить!
Дверь открыли в третий раз, и пока она была открыта,
всем было позволено выпить немного воды. Каблая говорил
людям:
- Я даю вам воду, а вы помните, что Один на западе
хранит воду и святость всего. Вы пьете воду, которая есть
жизнь, нельзя пролить ее ни капли. Выпив ее, поднимите
руки, благодаря Силу места, где садится солнце. Она
поможет вам узнать испытания, которым вы подвергнетесь.
Дверь закрывают последний раз и все люди поют, пока пар
очищает их сердца. Дверь открыли и все вышли наружу. Они
обратились
к шести направлениям и восклицали: "Хи хо! Хи хо! Pila
miya! Благодарим!"
У каждого танцора был помощник, который взяв с палатки
Инипи
очищенный бизоний плащ, накинул его на плечи своего
танцора. Каблая взял свою трубку, лежавшую на бизоньем
черепе и вместе со всеми вошел в священное типи. Трубку он
снова прислонил к синей раме-подставке, представляющей
небо. Душистую траву положили на уголь и все очистили себя
дымом. Очистили в священном дыму барабан и палочки. Каблая
сказал:
- Этот барабан- бизон. Он придет в центр. Играя этими
палочками на барабане, мы, конечно, разгромим всех наших
врагов.
Все нужное и доеваемое в танце, очистили дымом, и кроме
того четыре бизоньих черепа. Один из мужчин вскоре будет
привязан к ним своей кожей. Он будет таскать их до тех
пор, пока они не освободят его.
Каблая объявил людям, что их тела очищены и теперь они
священны, так что до них нельзя дотрагиваться даже
собственными руками. Люди должны носить в волосах
небольшие палочки, которыми можно себя касаться, если это
будет нужно. Даже когда они раскрашивали себя красной
земляной краской (охрой), они пользовались этими палочками
вместо рук.
Каблая повесил на шею синий кожаный круг,
представляющий небеса, а остальные люди- другие символы:
круг с крестом, красный земляной круг, солнце, луну,
Утреннюю Звезду. Седьмой мужчина представлял собой бизона,
а женщина несла трубку и представляла Женщину Белого
Бизона. Кроме того, люди привязали к локтям и голеням ног
кроличьи шкурки. Кролик олицетворяет покорность и
смирение, потому что он робкий и мягкий. Нам тоже нужны
покорность и смирение, чтобы пройти все преграды, когда мы
отправимся к центру мира. Люди воткнули в волосы орлиные
перья, и после всех этих приготовлений, Каблая объяснил
им, что они должны будут делать, когда войдут в священную
палатку для танца.
- Когда мы пойдем в середину священного круга, мы все
будем плакать. Знайте, что все в видимом вами мире
рождается. а дляэтого мы должны страдать и терпеть.
Двигаясь к центру священного круга и страдая, вы примете
на себя многие страдания и боль нашего народа.
Каждый из людей затем объявил, какому жертвованию он
себя подвергает. Каблая дал свой обет первым:
- Я прикрепляю свое тело ремнями к великому Духу,
который
пришел на землю. Это будет моя жертва.
(Я должен тебе объяснить, что наша плоть представляет
собой невежество. И здесь в танце, когда мы разрываем
ремень, освобождаясь, это- как если бы мы освободились бы
от оков плоти. В этом есть что-то от объездки молодого
жеребенка. Сначала узда необходима, но позднее, когда он
подчинится, веревка больше не нужна. В начале танца мы как
молодые жеребята, но вскоре мы смиряемся и покоряемся
Великому Духу.)
Второй танцор сказал:
- Я привяжу себя к четырем Силам мира, которые создал
ВаканТанка.
Здесь танцор фактически является центром мира, стоя в
центре четырех направлений. Сыромятные ремни из этих
четырех направлений закреплены в его теле: на плечах,
груди и спине, и таким образом он танцует до тех пор, пока
эти ремни не вырвутся из его тела.
Третий танцор тоже дал свой обет:
- Я буду носить четырех моих ближайших родственников
Древнего бизона.
Этому танцору в коже спины закрепили четыре ремня, к
которым были привязаны четыре бизоньих черепа. Эти четыре
связи представляли связь невежества, которые позади нас, и
света правды, к которому мы обращены лицом.
Четвертый танцор сказал:
- Я оставлю у подножия священного дерева двенадцать
кусочков моего тела. Один для Вакан-Танка, нашего Деда.
Один для ВаканТанка, нашего Отца. Один для Земли, нашей
Бабушки, и один для Земли, нашей Матери. Я оставлю четыре
кусочка моей плоти для Сил четырех направлений. Один для
Пятнистго Орла. Один для луны и один для солнца.
Пятый танцор сказал:
- Я пожертвую восемь кусочков моего тела. Два из них
будут для Вакан-Танка, два для Земли и четыре для Сил
четырех направлений.
Шестой сказал:
- Я оставлю у подножия священного дерева четыре кусочка
моей плоти. Один для Вакан-Танка, один для Земли, по
которой мы идем, один для людей, чтобы они могли идти
твердыми уверенными шагами и один для Крылатых мира.
Седьмой танцор дал свой обет:
- Я дам один кусочек моего тела Вакан-Танка и один
Земле.
Восьмой танцор, женщина, дала свой обет:
- Я жертвую один кусочек моего тела Вакан-Танка и всем
живущим в мире, чтобы он дал им силы идти вместе с их
детьми по священной красной тропе жизни.
Когда все закончили давать свои обеты, Каблая велел
всем людям очистить свои лица и все тело соцветиями
шалфея, так как "мы теперь приближаемся к священному
месту, где стоит дерево соединяющее как трубка Небеса и
Землю. И мы должны быть достойны войти в этот центр!"
Все люди из лагеря собрались снаружи священной палатки.
На южной стороне были певцы с женщинами, которые им
помогали. У всех в руках были веточки священного растения,
а на головах, вокруг лба, надеты венки из него.
Прибыли танцоры, ведомые женщиной, которая несла
священную трубку. За ней шел Каблая и нес бизоний череп, а
за ними шли помощники, несущие все необходимое. Они
медленно прошли вокруг палатки по ходу солнца, все время
жалобно плача и причитая:
- О Вакан-Танка, будь милосерден к нам, позволь моему
народу жить! Для этого я приношу в жертву самого себя!
Когда танцоры пели это, все другие люди плакали, потому
что онито и были народом, для которого танцоры будут
страдать. Танцоры вошли в палатку с востока и, двигаясь по
солнцу, расположились на западной стороне.
Каблая положил священный череп между танцующими и
священным деревом, повернув его носом к востоку. Перед ним
он установил синюю раму-подставку и на нее женщина
положила священную трубку.
Певцы запели одну из священных песен:
Вакан-Танка, будь милосерден к нам.
Мы хотим жить!
Вот почему мы сейчас делаем это.
Они говорят, что сердце бизона идет.
Теперь оно здесь.
Сила бизона вошла в нас.
Теперь она здесь!
После этой песни люди плачут. весь остаток дня и всю
ночь они танцуют. Этот танец в течение первой ночи
представляет нахождение людей в темноте и невежестве. Они
пока еще не достойны получить Свет от Великого Духа,
который засияет им с приходом следующего дня. Первый день
они должны страдать и очищать себя, прежде чем они станут
достойны быть с Вакан-Танка.
Только перед рассветом танец прекращается и в это время
танцоры или их родственники помещают приношения снаружи
священной палатки, в каждой из четырех четвертей.
С рассветом танцоры снова входят в палатку. С ними
теперь хранитель священной трубки. Каблая попросил его
сделать священный алтарь, но тот ответил:
- Это твое видение, Каблая, и ты должен сделать алтарь.
Однако я буду рядом и, когда ты закончишь, вознесу
молитву.
Вот как Каблая делал священное место. Сначала он
нарисовал перед собой круг и выскреб из него землю, а
потом положил туда горячий уголь. (3) Он положил на уголь
душистую траву и молился:
- О Дед, Вакан-Танка, это Твоя священная трава. Я кладу
ее на огонь. Дым проникнет во все уголки мира, он
достигнет даже небес. Четвероногие, крылатые и все другие
народы узнают этот дым и возрадуются. Позволь этой жертве
помочь сделать все и всех в этом мире родственными для
нас. Пусть они все дадут нам свои силы, чтобы мы могли
преодолеть предстоящие нам трудности. Посмотри, о
Вакан-Танка, я кладу эту душистую траву на огонь, и дым
отправляется к Тебе.
Положив душистую траву на уголь, Каблая запел свою
песню:
Я делаю священный дым.
Вот так я делаю дым.
Пусть все народы видят его.
Я делаю священный дым.
Пусть все будут внимательны и увидят!
Пусть все крылатые и четвероногие будут внимательны и
увидят его!
Вот так я делаю священный дым.
Все в мире возрадуется!
Нож для прокалывания кожи на телах танцоров очистили
над этим дымом. Кроме него приготовили и очистили
маленький каменный топорик и землю, вынутую Каблая из
круга. Теперь Каблая был готов делать священный алтарь.
Перед этим он молился:
- О Дед, Вакан-Танка, я сейчас буду делать Твое место,
священное место. От этого все птицы в воздухе и все
сотворенные на земле возрадуются и придут со всех
направлений увидеть его. Все поколения моего народа будут
рады! Это место будет центром четырех троп, четырех
великих Сил. Наступающий день увидит это священное место!
Когда приблизится Твой Свет, о Вакан-Танка, все живущие в
мире возрадуются!
Щепоть очищенной земли он предложил Вакан-Танка, а
затем положил ее в центр священного круга. Другую щепоть
он предложил западу, северу, востоку и югу. Ее он положил
в западной части. Таким же образом была положена земля для
других трех направлений. Затем всю остальную землю Каблая
рассыпал ровным слоем внутри круга. Эта земля представляет
двуногих, четвероногих и крылатых, все, что движется, и
все, что существует в мире. На этом священном месте Каблая
начал строить алтарь. Он взял палочку и отметил ею шесть
направлений. Начал он снизу и отметил центр маленьким
кружком. Как ты понимаешь, это дом Вакан-Танка. Отметив на
этом кружке шесть направлений, Каблая от запада провел
линию к наружному кругу. Также он нарисовал линию из
востока, из севера и из юга. Делая таким образом алтарь мы
видим, что все выходит изнутри и возвращается потом опять
в центр. Мы знаем, что он (этот центр) действительно
существует и он не здесь, а везде, и он- Вакан-Танка.
Затем Каблая взял веточку шалфея, поднял вверх, жертвуя
ее ВаканТанка и молился:
- О Вакан-Танка, заметь нас! Рядом с двуногими вождь
всех четвероногих Татанка- бизон. Посмотри, вот его
мертвый череп. Мы знаем, что и мы тоже будем черепом и
костями. И тогда мы все вместе пойдем по священной тропе
назад к Тебе, Вакан-Танка. Здесь на земле мы живем вместе
с бизоном, и мы благодарны ему за то, что он дает нам нашу
еду и делает народ счастливым. Поэтому я теперь даю траву
нашему родственнику- Бизону.
Каблая сделал маленькую постель из шалфея к востоку от
священного алтаря и, взяв бизоний череп с рогами, он,
обращаясь к востоку, запел:
Я даю бизону траву,
Народ видит это.
Теперь они могут жить.
Повернувшись и держа череп к западу, Каблая запел:
Я даю бизону табак,
Народ видит это.
Теперь они могут жить.
Повернувшись к северу, Каблая пел:
Я даю бизону плащ,
Народ видит это.
Теперь они могут жить.
И обращаясь к югу, он пел:
Я даю бизону краску,
Народ видит это.
Теперь они могут жить.
Затем, встав над постелью из шалфея, Каблая запел:
Я даю бизону воду,
Народ видит это.
Теперь они могут жить.
Каблая положил бизоний череп на ложе из шалфея,
повернув его к востоку. Маленькие шарики, скатанные из
шалфея, он вложил в глазницы черепа, мешочек с табаком
повесил на рог, обращенный к югу, а к рогу, обращенному на
север, он привязал кусочек оленьей шкуры, которая
изображала плащ для бизона. Затем Каблая провел красную
полосу вокруг головы бизона, и изо лба до кончика носа.
Делая это, он говорил:
- Ты, о Бизон, теперь земля! Мы понимем это и пусть
все, что я здесь делаю будет хорошо! Hechetu welo! Это
хорошо!
Когда жертвоприношения бизону закончились, танцоры
обошли вокруг палатки и остановились у входа, приветствуя
восходящее солнце.
Каблая, подняв правую руку, молился:
- Посмотри на этих людей, о Вакан-Танка. Их лица
встречают лицо рассвета. Наступающий день будет страдать
вместе с ними. Это будет священный день для Тебя, о
Вакан-Танка, присутствующий здесь!
Как тоько солнце выглянуло из-за горизонта, танцоры
запели священную песню. Каблая тоже запел одну из своих
Вакан песен:
Свет Вакан-Танка льется на мой народ,
Он делает всю землю светлой.
Мой народ теперь счастлив!
Все живое радуется!
Одновременно они все танцевали, поворачиваясь от
востока на юг, затем на запад, на север и наконец снова
повернулись к востоку. Затем они повернулись по
направлению к священному дереву в центре.
Пение и барабаны смолкли и танцоры сели на западной
стороне палатки на постели из шалфея, приготовленные для
них. Помощники натерли их цветами шалфея, а на головы
надели венки из него и орлиные перья. Женщина тоже
вставила в волосы орлиные перья.
В каждом танце солнца мы надеваем венки из шалфея на
наши головы. Это знак того, что наши умы и сердца открыты
для Вакан-Танка и Его Сил. Венок представляет собой
небесные предметы звезды и планеты, которые очень
таинственны и вакан.
Затем Каблая рассказал танцорам, кок они должны себя
раскрасить. Тела от пояса вверх нужно выкрасить красным
цветом. Лица тоже раскрашиваются красным. Красный цвет
означает все, что священно, и в особенности землю. Мы
должны всегда помнить, что из нее вышли наши тела и к ней
они опять вернутся. Лицо нужно обвести черным кругом, он
помогает нам помнить, что Вакан-Танка бесконечен. Он не
имеет конца, как круг. Я часто говорю, что в круге много
силы. Птицы узнают это, когда набираются сил, летая по
кругу, и они строят свои дома в форме круга. Койоты тоже
знают это, потому что живут в круглых норах в земле.
Затем черная линия проводится от середины лба между
глаз. Так же на каждой щеке проводится по черной полосе.
Эти четыре полосы представляют Силы четырех направлений.
Черными кругами обводятся запястья, локти на руках и
голени. Черный цвет, ты знаешь, цвет невежества (4), и эти
полосы как оковы, привязывающие нас к земле. Нужно также
заметить, что эти полосы восходят от земли и поднимаются
вверх далеко от груди, места, где в тебе закрепляются
ремни. А эти ремни как лучи света от Вакан-Танка. Когда мы
разрываем свое тело, освобождаясь от ремней, это как если
бы наш дух освобождался от темноты и оков тела. В самом
первом танце солнца все мужчины были раскрашены таким
образом, и только в последнее время каждый танцор
раскрашивается по-разному, в зависимости от бывшего у него
видения.
После того как все танцоры раскрасились, они очистили
себя в дыму душистой травы и очистили различные символы, о
которых я рассказывал раньше. Танцор, давший обет тащить
четыре бизоньих черепа, повесил на груди изображение
бизона, а на голову надел рога, вплетенные в венок,
сделанный из шалфея.
Когда все приготовления были закончены, танцоры встали
у подножия священного дерева с западной стороны,
пристально глядя на его верхушку. Они подняли вверх правые
руки и свистели в свистки из орлиных косточек. Каблая
молился:
- О Дед, Вакан-Танка, нагнись и посмотри, как я
протягиваю к Тебе руки. Ты видишь здесь лицо моего народа.
Ты видишь четыре Силы мира и каждое из четырех
направлений. Ты видишь священное место и священный центр,
который мы сделали здесь и в котором будем страдать.
- Я жертвую все мои страдания Тебе, для пользы и блага
моего народа. Счастливый день наступил для меня и я встал
перед Тобой, о Вакан-Танка. Моя жертва приблизила меня к
Тебе. Твой свет пришел с наступлением дня. Он пришел ко
мне с небес. Я стою ногами на Твоей священной Земле. Будь
милосерден ко мне, о Великий Дух, позволь моему народу
жить!
Теперь все вместе поют священную песню:
О Вакан-Танка, будь благосклонен ко мне!
Я делаю это, чтобы мой народ мог жить!
Все танцоры двигаются на восток спиной, глядя на
вершину священного дерева. Протягивая к нему руки, они
поют:
Наш Дед, Вакан-Танка!
Дай мне священную тропу!
Двигаясь теперь на юг от священного дерева и глядя на
север, на вершину дерева, они дуют в свистки из орлиных
косточек. Певцы поют священный гимн:
Они говорят, бизон идет.
Вот он здесь.
Сила бизона идет,
Она теперь в нас!
Певцы поют, а танцоры двигаются спиной на запад,
обратясь лицом на восток и свистят в свистки. Когда они
двигаются к северу, они обращены лицом на юг, а в конце
этого танца они снова двигаются на запад, повернувшись
лицом к востоку.
Танцоры стали плакать, а Каблая взял длинный ремень,
два деревянных колышка, вошел в центр, обхватил священное
дерево и воскликнул:
- О Вакан-Танка, будь милостив ко мне. Я делаю это,
чтобы мой народ мог жить!
Продолжая стенать, Каблая подошел к северной стороне
палатки и обошел ее по кругу, останавливаясь возле каждого
из 28 шестов. Держа в руках свои ремни и колышки, все
танцоры сделали также как он.
Когда все снова собрались на северной стороне и
повернулись к югу, Каблая снова вышел на середину и обнял
священное дерево обеими руками. Певцы и барабанщики
усилили свои старания, а помощники танцоров подбежали к
Каблая, грубо схватили его и бросили на землю. Потом один
из них оттянул кожу на левой груди Каблая и проткнул ее
острым колышком. Так же он проколол и правую грудь.
Длинный сыромятный ремень серединой обвязали вокруг
священного дерева, а два конца перебросили через его
верхушку и привязали их к колышкам в груди Каблая.
Помощники подняли Каблая, и он, дуя в свой свисток из
орлиной косточки и откидываясь назад на своих ремнях,
начал танцевать. Так он должен был делать до тех пор, пока
ремни не оторвутся от его тела.
Я поясню тебе, почему мы используем два конца одного
ремня, вырезанного спиралью из целой бизоньей шкуры.
Правда- одна для всех. Только глупец видит много там, где
есть всего одно. Ремень напоминает нам это. Хотя нам и
кажется, что ремней два, на самом деле он один. Мы
понимаем все это намного лучше, участвуя в этой правде и
принося в жертву самих себя.
Второй танцор вышел в центр и обнял священное дерево.
Он тоже, как и Каблая, плакал. Помощники бросились на
него, повалили на землю и прокололи кожу на его груди, на
боках и на спине. Деревянные колышки пронзили его тело, а
к ним привязали четыре коротких ремня. Этот отважный
танцор встал в середине и был привязан к четырем шестам
так, что он не мог двинуться ни в какую сторону. Он
плакал, но не как ребенок от боли, а потому что он знал,
что жертвует себя для людей и потому что понимал святое
значение встречи четырех направлений в его теле. Ведь
сейчас он действительно был центром. Подняв руки к небесам
и свистя в свой орлиный свисток, он танцевал, пока не
освободился от ремней.
Третий танцор, который поклялся носить четыре бизоньих
черепа, вышел к священному дереву и обнял его. Помощники
бросили его вниз лицом на землю и четырьмя колышками
пронзили кожу на его спине. Они положили черепа на него и
крепко привязали их к колышкам. Затем они подняли его и
дали танцору его орлиный свисток. Он свистел в него в
продолжение своего танца. Каждый раз, когда он двигался,
острые рога черепов втыкались в его спину.
Я думаю, что ты понимаешь, что все это было для них
очень больно. Однако в те дни наши люди были очень смелыми
и стойкими. Они ничем не показывали своего страдания. Они
действительно были счастливы, страдая для блага народа.
Спустя некоторое время, друзья и родственники подошли к
танцорам и танцевали вместе с ними, одобряя и поддерживая
их. Одна молодая женщина, любившая одного из танцоров,
разжевала немного травы и положила ему в рот, чтобы
придать ему силы и облегчить жажду. Все это время не
переставая, били барабаны, люди пели и танцевали. И среди
этого всего можно было слышать резкий зов орлиных
свистков.
Четвертый танцор, поклявшийся отдать 12 кусочков своего
тела, вышел на середину и сел у подножия дерева, положив
на него обе свои руки. Помощники взяли костяное шило и,
оттягивая им кожу, срезали по шесть кусочков плоти с
каждого плеча. Эта плоть была оставлена как
жертвоприношение у подножия дерева, а человек встал и
продолжал танцевать вместе с другими.
Таким же образом пятый танцор пожертвовал восемь
кусочков своей плоти, шестой- четыре, а седьмой- два.
Потом священное дерево обняла женщина. Плача, она села
у его подножия и сказала:
- Отец, Вакан-Танка, в одном кусочке своего тела я
жертвую себя Тебе и Твоим небесам, солнцу и луне, Утренней
Звезде и четырем Силам, и всему существующему в мире!
Они все продолжали танцевать, и люди ободряли Каблая,
чтобы он тянул ремни сильнее. Он делал это до тех пор,
пока один ремень не оторвался. Все люди воскликнули: "Хи
йе!"
Каблая упал, ему помогли подняться, о он продолжал
танцевать, пока не оторвался второй конец ремня. Снова он
упал, но встал и воздел руки к небесам. Весь народ громко
приветствовал его. Ему помогли дойти к подножию священного
дерева, где он отдохнул на ложе из шалфея.
Удалив из груди оборванные кусочки плоти, Каблая
разрезал их на 12 частей и положил у подножия дерева.
Знахари положили ему на раны лечебные травы и положили в
тень, где он отдыхал некоторое время. Затем он встал и
продолжал танцевать вместе с другими.
Человек, танцевавший с четырьмя бизоньими черепами,
привязанными к спине, потерял два из них, и Каблая
распорядился разрезать ему кожу, чтобы упали и другие два.
Освободившись от черепов, этот мужественный человек
продолжал танцевать вместе с остальными.
Когда человек, танцевавший в центре и привязанный к
четырем шестам, вырвал два из них, Каблая сказал, что он
тоже достаточно страдал. Ножом разрезали кожу так, чтобы
он освободился и от остальных двух ремней.
Эти двое людей пожертвовали по 12 кусочков плоти
священному дереву. Все танцоры и другие люди продолжали
танцевать до тех пор, пока солнце не склонилось к западу.
Только перед заходом солнца трубку поднесли певцам и
барабанщикам в знак того, что их работа закончена и теперь
они могут принять участие в курении.
Танцоры и хранитель священной трубки сели в западной
части палатки, а женщина, представляющая Женщину Белого
Бизона, подняла трубку перед собой, направив чубук вверх.
Она обошла вокруг бизоньего черепа и встала перед
хранителем. Она молилась:
- О святой Отец, пожалей меня! Я подношу эту трубку
Вакан-Танка.
- О Дед, Вакан-Танка, помоги мне! Я делаю так, чтобы
мой народ мог жить и чтобы он усиливался в своей святости.
Женщина трижды предлагала трубку хранителю и на
четвертый дала ему в руки.
- Хау!- сказал хранитель, получив трубку. Он подошел к
священному дереву, встал под ним с северной стороны и
молился:
- Хии-ай-хай-ии-ии! (4 раза) Дед, Вакан-Танка, Ты ближе
к нам, чем к другим. Ты видел сегодня все. Теперь конец,
наши дела закончены. Сегодня двуногий провел очень
священный обряд, который Ты назначил ему делать. Эти
восемь людей жертвовали Тебе свои тела и души. Жертвуя,
они посылали к Тебе свои голоса. Они поднесли Тебе в
жертву даже часть своей плоти, лежащей теперь у подножия
священного дерева. Главное, о чем они Тебя просят, это
чтобы наш народ мог идти по священной тропе жизни, и чтобы
он рос и усиливался в своей святости.
- Посмотри на эту трубку. Ее мы вместе с Землей,
четырьмя Силами и со всем в мире, предлагаем Тебе. Мы
знаем, что мы едины и родственны со всеми вещами: с
небесами и с землей. Мы знаем, что все живущие в этом имре
такие же существа, как и мы. Мы все хотим жить и расти в
святости.
- Утренняя Звезда и рассвет, приходящий с ней, луна в
ночи и звезды в небесах, все собраны здесь вместе. Ты
научил нас нашему родству со всеми живущими и всеми
существующими в мире. И за это мы благодарны Тебе теперь и
всегда. Позволь нам всегда помнить это родство,
существующее между четвероногими, двуногими и крылатыми.
Пусть мы все веселимся и живем в мире!
- Посмотри на эту трубку, которую принес людям
четвероногий. Это была Твоя воля. О Вакан-Танка, Ты
поместил Твои народы на священную тропу жизни. Пусть они
идут по ней твердыми и уверенными шагамирука об руку со
своими детьми. И пусть дети детей также идут по тропе
жизни в святости!
- О Вакан-Танка, будь милостив к душам, скитающимся по
земле и ушедшим с нее. Позволь им быть достойными пройти
по великой белой тропе, данной Тобой. Мы зажигаем и курим
священную трубку и мы знаем, что это Вакан. Ее дым
распространится по всему миру и все существующее будет
радоваться!
Затем танцоры сели на западной стороне палатки, и
хранитель вытащил из трубки жир, которым была залеплена ее
головка, положив его на лепешку сухого бизоньего помета.
Трубку зажгли угольком, и хранитель, предложив ее шести
направлениям и покурив немного, передал ее сидящему рядом
человеку. Это был Каблая. Он так же предложил трубку шести
направлениям, покурил и передал следующему, сидящему
рядом. После того как каждый из сидящих, предложив трубку
шести направлениям, покурил, она вернулась к Каблая. Он
снова покурил немного и опять передал сидящему рядом.
Таким образом трубку выкурили до конца. Каблая осторожно
вычистил ее и пепел высыпал на самую середину священного
алтаря. Он молился:
- О Вакан-Танка, это Твое священное место. На нем все
закончилось. Мы рады этому!
Двое помощников перенесли на алтарь пепел от священного
огня, который горел к востоку от палатки. Очищенную землю
тоже высыпали на алтарь, а затем все венки, все шкурки,
перья и символы, которые использовались в танце, сложили в
кучу в центре священного места. Это было сделано потому,
что эти вещи были священными и они должны быть сожжены и
возвращены земле. Только бизоньи плащи и свистки из
косточек крыльев орла были сохранены. Эти вещи будут
считаться как особенно священные, потому что они
использовались в этом самом первом великом обряде- Танце
Солнца. Поверх священных принадлежностей положили бизоний
череп. Он напоминает нам о смерти и о том, что цикл жизни
заканчивается здесь.
Весь народ был весел, а маленьким детям в это время
позволялось, играя, подшучивать над старшими. Их никто за
это не ругал и не наказывал. Каждый был счастлив.
Танцоры однако еще не закончили свои церемонии. Они
взяли свои бизоньи плащи и вернулись в большое типи, где
готовились к танцу. Здесь они сняли свою одежду, исключая
набедренные повязки, и отправились в палатку Инипи.
Женщина осталась снаружи, чтобы открывать и закрывать
дверь. Внесли пять горячих камней, и трубка была выкурена
по кругу, причем каждый из людей сначала касался ею одного
из камней. Дверь закрыли и Каблая сказал:
- Мои родственники. Я хочу кое-что сказать. Слушайте
внимательно! Сегодня вы сделали священную вещь- вы отдали
ваши тела Великому Духу. Возвратившись к своим людям,
всегда помните, что в этом ритуале вы получили большую
святость. В будущем вы будете вождями своего народа и
должны быть достойны сегодняшнего священного дня. Будьте
великодушны к своему народу, будьте добры к людям, любите
их. Всегда помните, что вы ближайшие родственники вашему
Деду и вашему Отцу- Вакан-Танка. А кроме него вашей
Бабушке и вашей Матери- Земле!
Воду плеснули на горячие камни и скоро маленькая
палатка заполнилась паром и стало очень жарко. Дверь
открыли, внесли воду для питья. В нее положили душистую
траву, и каждый в этот раз мог лишь коснуться ее ртом.
Трубка прошла по кругу, дверь закрыли и Каблая опять
обратился к людям:
- Вашими действиями сегодня вы усилили священный обруч,
скрепляющий наш народ. Вы сделали священный центр, который
будет всегда с вами. Вы породнились со всем миром!
Воду снова плеснули на кмни, и когда пар окутал людей,
они запели священную песню.
Дверь открыли в третий раз и всем теперь разрешалось
сделать по глотку воды. После этого трубка пошла по кругу,
как и раньше. Затем дверь закрыли и, когда пар поднялся от
камней, все запели.
Я шлю голос к моему Деду!
Я шлю голос к моему Деду!
Слушайте меня!
Вместе со всеми в мире
Я шлю голос к Вакан-Танка!
Затем Каблая сказал:
- Четыре тропы, от четырех Сил, стали вашими близкими
родственниками. Заря и дневное солнце ваши родичи.
Утренняя Звезда и все другие звезды на священных небесах-
ваши родственники. Всегда помните это!
Дверь закрыли в четвертый раз, и люди пили, сколько
хотели. Когда они покурили, Каблая сказал:
- Теперь вы видели Свет Вакан-Танка четыре раза. Этот
Свет будет с вами всегда. Помните, что это четыре шага к
концу священной тропы. (5) Но вы будете делать их. Это
хорошо. Теперь все! Hechetu welo!
Люди вернулись в священное типи, где была приготовлена
для них еда. Все были счастливы и радовались сделаному.
Этот великий обряд помог нашему народу пережить много
суровых зим.
Примечания к V главе:
(1) В Ведах, индуистском духовном учении (Atharva Veda
Samhita), мы находим объяснение смысла и значения Мирового
Дерева, которое вполне идентифицируется с символом дерева
у Дакота: "Мировое дерево, в котором ствол- солнечная
опора, жертвенное место и "axis mundi"- возвышение алтаря,
пуп земли, дверь для проникновения в мир или пролом в
крыше мира.
Это нематериальная и необъяснимая брешь, чтобы в ней
узнать и породниться с тем, что свыше."
(2) Интересную параллель этой позиции дерева мы находим
в Исламе у источника: "Святые танцуют вокруг поля битвы.
Внутри их музыканты бьют в тамбурин. В их пляске (в
кипении воды в источнике) в пене видят экстаз. Ты не
видишь этого, но для Их глаз листья на деревьях ветвями
хлопают в ладоши. Священным ухом Он слышит это. Но не ухом
тела."
(3) Этот уголь берут из костра, который горит всю
предыдущую ночь, и который зажигают каждую ночь в течение
всего танца. Его разводят с восточной стороны палатки и
согласно утверждению Черного Лося, сохранение огня
напоминает людям о вечном присутствии Вакан-Танка. Днем
этот огонь не нужен, потому что об этом напоминает солнце.
(4) Сиу также раскрашивают свои лица черным для танца,
после возвращения с военной тропы. Черный Лось сказал
однажды: "Отправляясь на войну, мы понимаем, что можем там
сделать чтонибудь плохое. Поэтому мы хотим спрятать свои
лица от ВаканТанка."
(5) Для Сиу эти четыре шага олицетворяют четыре века
или фазы мирового цикла: век камня, век лука, век огня и
век трубки. Камень, лук, огонь и трубка составляют опору
главного обряда каждого века.
Четыре века могут также рассматриваться в микрокосме
как четыре фазы человеческой жизни от рождения до смерти.
Джозеф Эйпс Браун
|